Реконструкция театра драмы: проект или реальность
В Великом Новгороде, пожалуй, впервые в новейшей истории проводится масштабный архитектурный конкурс на реконструкцию целого здания. Правительство области совместно с КБ «Стрелка», ПАО «Акрон» и АО «ДОМ.РФ» объявили о том, что молодым российским архитекторам предлагается создать концепцию крупномасштабного обновления здания театра драмы имени Ф.М. Достоевского, сохраняя его первоначальный облик, привнести новые смыслы в традиционный театр.
Как отмечает Елена Мандрыко, управляющий директор КБ «Стрелка», среди архитекторов и любителей необычных городских видов сейчас очень велик интерес к советскому модернизму. В Восточной Европе такие объекты сохраняют, они становятся такими же достопримечательностями, как архитектура XVIII — XIX века. Великому Новгороду повезло иметь незаурядный объект эпохи модернизма 70-80 гг, который будет с большим интересом воспринят и мировым архитектурным сообществом, и туристами из самых разных стран.
Здание Новгородского театра драмы имени Ф.М. Достоевского было спроектировано под руководством главного архитектора Владимира Сомова. Его строительство продолжалось почти десять лет и было закончено в 1987 году. Необычная форма здания напоминает космический корабль и сильно отличается от окружающей застройки.
— Мы ведем большую работу по развитию этой территории. Сейчас делается благоустройство Софийской набережной, уже идет работа по строительству Новгородской технической школы. Вся линия от площади театра до кремля соединяется новым туристическим пешеходным маршрутом. Театр в своем новом облике станет жемчужиной на этом красивом маршруте. Мы считаем, что он будет одной из доминант нового центра Великого Новгорода, — говорит Дарья Александрова, заместитель министра строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, главный архитектор Новгородской области.
Для такого уникального объекта организаторы выбрали особый формат конкурса и предложили провести его среди молодых российских архитекторов. Следует отметить, что архитектор считается молодым примерно до 45 лет. Это связано с тем, что в этой сфере процесс от идеи до конечного объекта очень длинный, он может длиться десятилетиями. Однако молодым людям будет проще соотнести себя с великой идеей другого автора, с уважением подойти к чужой идее.
Понимая, что сама задача реконструкции театра необычна, не во всяком портфолио архитектора можно встретить что-то подобное, организаторы пригласили Роджера Уоттса — директора архитектурного бюро Haworth Tompkins (Лондон), — быть куратором и наставником для молодых архитекторов. В портфолио компании Роджера входит более десятка проектов реконструкции театров и культурных центров, в том числе проект реконструкции Королевского национального театра в Лондоне — здания, построенного в 1976 году и обновленного с сохранением исторического облика в 2015 году. Проект стал лауреатом нескольких профессиональных наград и премий, в том числе национальной премии Королевского архитектурного института (RIBA).
Театр войдет во все справочники по модернизму второй половины ХХ века , наряду с сиднейской оперой
Сам конкурс будет проводиться в несколько этапов. Сначала из всех поступивших заявок будут отобраны пятнадцать — двадцать архитекторов, чьи портфолио будут достаточно сильными и подготовленными для такого важного проекта. Определить круг участников планируется до середины сентября 2020 года. Затем архитекторы разработают своё видение предстоящей реконструкции. А жюри, собранное в основном из независимых специалистов, выберет три лучшие работы, на основе которых под руководством наставника будут подготовлены детальные архитектурные концепции. В конце декабря — в начале января из трех представленных концепций будет выбран один победитель конкурса, концепция которого ляжет в основу подготовки проектно-сметной документации предстоящей реконструкции театра.
— Первый шаг — это концепция, поэтому мы проводим конкурс. Затем будет разработка ПСД и сама реконструкция. Мы уже ведем переговоры и будем обязательно включаться в федеральную адресную инвестиционную программу. Мы верим, что концепцию удастся реализовать, иначе мы не затевали бы этот конкурс, — заявила Елена Кирилова, заместитель председателя правительства Новгородской области, отвечая на вопросы журналистов о реалистичности планов по реконструкции театра.
Было отмечено, что даже при самом быстром темпе работ на разработку документации и фактическое обновление театра понадобится не менее четырех лет.
— Проблема с реконструкцией любых объектов, в отличие от нового строительства в том, что в процессе обычно вылезает много неожиданных вещей, которые приходится допроектировать, доделывать. Поэтому реконструкция всегда сложнее, чем новое строительство. Качество здесь более принципиально, чем срок, — отметила Елена Мандрыко.
Техническое задание для архитекторов пока находится в разработке, но главное, что должна дать реконструкция театру — это максимальное количество степеней свободы. Задача состоит в том, чтобы любые представления, выставки, модные показы — все, что будет придумано руководством театра, — технически и с точки зрения функционирования могло бы быть воплощено.
Отдельно организаторы упомянули, что стелу, демонтированную в 2009 году, восстанавливать не планируется. На месте, где она была, участникам конкурса нужно будет придумать новый арт-объект, который будет воссоздавать композицию, изначально задуманную архитекторами.
Инициатором проведения конкурса выступает правительство Новгородской области. Конкурс организован при поддержке АО «ДОМ.РФ», финансового института развития в жилищной сфере, и ПАО «Акрон».
Смотрите также
Из Санкт-Петербурга в Старую Руссу на новой «Ласточке» 12
11 июля в первый рейс отправилась «Ласточка» Санкт-Петербург — Старая Русса. Мы решили прокатиться на новом поезде, понять, востребован ли он у пассажиров, и посмотреть на пейзажи за окном из комфортабельных вагонов.
Знания в формате онлайн: трансформация системы образования в режиме реального времени 10
В конце марта - начале апреля 2020 года из-за введенных властями ограничительных мер тысячи школьников и их родителей, студентов, учителей, преподавателей и слушателей различных курсов вынуждены были резко перейти к формату онлайн-обучения. После того, как первые эмоции улеглись и технические неполадки были успешно устранены, все участники смогли оценить плюсы и минусы дистанционной учебы.
Сегодня, 17 декабря, исполняется ровно 10 лет с запуска первого поезда «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом. Изготовленные специально для России модификации поезда Siemens Velaro на Главному ходу Октябрьской магистрали коренным образом изменили всю транспортную инфраструктуру железнодорожного маршрута Москва — Санкт-Петербург.
Комментарии