ФНС и «Акрон» спорят в суде: Офшоры, траты на искусство и обслуживание вилл, ориентир на недвижимость в Монако

11.6K
36
Автор: Алина Щеглова
4 октября 2020 года, 12:01

В девятом арбитражном апелляционном суде в Москве рассмотрели жалобу ПАО «Акрон» на решение суда от 2 июня. Тогда суд не поддержал компанию в споре с налоговой инспекцией в деле о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это история про налоговые взаимоотношения между как минимум четырьмя странами — Российской Федерацией, Республикой Кипр, Великим Герцогством Люксембург и Британскими Виргинскими островами.

Иск касается налогов за 2015 и 2016 год. В 2017 году налоговая инспекция решила провести выездную проверку ПАО «Акрон» по налогам и сборам с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. По результатам этой проверки в феврале 2019 года было вынесено решение о привлечении «Акрона» к налоговой ответственности, которая составила в общей сумме 1,72 млрд рублей. Из них 14,75 млн рублей — это налог на прибыль, 1,18 млрд рублей — налог с доходов, полученных иностранными организациями от источников в РФ, 356,29 млн рублей — пени и 167,24 млн рублей — штрафы.

Такое решение налоговая инспекция приняла, так как посчитала, что в 2015 и в 2016 году ПАО «Акрон» неправомерно удержало налог с части прибыли иностранным организациям в 5% вместо 15%. В итоге за 2015 год бюджет, по мнению инспекции, недополучил 344,87 млн рублей, а в 2016 — 836,22 млн рублей. 

«Акрон» не согласился с выводом инспекции насчёт 2016 года, но при этом сумму доначисления за 2015 год оспаривать не стал. Чем отличался 2016 год от 2015 года в финансовых сделках компании, выясняли Арбитражные суды Москвы первой и апелляционной инстанций.

Поминальные акции 

Суд выяснил, что в марте 2016 года в Люксембурге были созданы две компании — «Norka Venture S.a.r.l.», «Redbrick Holding S.a.r.l.». В этот же день у них организовались две дочерние компании — «Redbrick Investments S.a.r.l.» и «Norka Investments S.a.r.l.». Доверенность на представление интересов всех этих организаций имела помощница нотариуса Виржини Пьеррю. 20 мая 2016 года компании поставили на учёт в межрайонной ИФНС России №50 по Москве для открытия счетов в банке. Для удобства назовём эти четыре организации просто люксембургскими. 

Также в истории есть компании, зарегистрированные в Республике Кипр. Это «Agroberri Ventures Limited», «Granadilla Holdings Limited», «Refco Holdings Limited» и «Questar Holdings Limited». Суду удалось узнать об их аффилированности. В частности, некто Бенуа Сиро (Benoit Sirot) был директором обеих компаний «Norka», а также всех четырёх кипрских организаций. Кроме того, он успевал работать в компании «Rotco S.A.», которая занимается финансовым и налоговым сопровождением. Эта организация также, согласно решению суда, была связана с группой компаний ПАО «Акрон».

В этой истории оказалось много талантливых людей, которые работали или могли управлять несколькими компаниями одновременно. Так, например, получилось с тремя кипрскими организациями: «Granadilla Holdings Limited», «Refco Holdings Limited» и «Questar Holdings Limited». Они были зарегистрированы на Кипре в конце 2004 и начале 2005 года. А в апреле 2005 года их поставили на учёт в межрайонной ИФНС России №50 по Москве для открытия счёта в банке. При этом доверенность на право представлять все эти компании в налоговых органах, открывать и закрывать банковские счета, управлять средствами на счетах была выдана на имя Татьяны Васильевой — сотрудницы частного охранного предприятия «Крона», дочерней организации ПАО «Акрон» и ПАО «Дорогобуж».

Счета для всех трёх компаний открыли в одном банке, а в качестве электронной почты указали адрес ПАО «Акрон». Это позволило суду прийти к выводу о том, что фактически банковскими счетами иностранных компаний управляли должностные лица ПАО «Акрон».

В 2016 году, в тот же день, когда люксембургские компании были поставлены на учёт в Межрайонной ИФНС №50 по Москве, кипрские компании продали люксембургским организациям акции ПАО «Акрон» и ЗАО «Акронагросервис» на общую сумму почти полтора миллиарда долларов США. При этом компании «Norka Investments S.a.r.l.» и «Redbrick Investments S.a.r.l.»  оплатили свой пакет акций в 2,51 млн долларов США сразу, а их материнские организации — «Norka Venture S.a.r.l.» и «Redbrick Holding S.a.r.l.» заключили дополнительное соглашение об отсрочке платежа на девять лет под 4% годовых.

— Таким образом, в сделках купли-продажи акций ПАО «Акрон» и ЗАО «Акронагросервис» между кипрскими компаниями «Agroberri Ventures Limited», «Granadilla Holdings Limited», «Refco Holdings Limited» и «Questar Holdings Limited» и люксембургскими компаниями «Norka Venture S.a.r.l.» и «Redbrick Holding S.a.r.l.» со стороны кипрских компаний отсутствует разумная деловая цель. Кипрские компании за проданные акции не получили денежных средств и предоставили отсрочку на 9 лет, — указано в решении арбитражного суда первой инстанции.

Люксембургом и Кипром география этой истории не ограничивается — есть две компании, зарегистрированные в Британских Виргинских островах — «Comfert limited» и «Subero Associates Inc.». Они были материнскими организациями для люксембургских компаний. В итоге именно эти компании получили задолженность по сделкам купли-продажи акций ПАО «Акрон» и ЗАО «Акронагросервис» в качестве дивидендов. 

Таким образом, посчитали в суде, стороны создали условия для перечисления дивидендов ПАО «Акрон» из Люксембурга на Британские Виргинские Острова, то есть в юрисдикцию, с которой у Российской Федерацией отсутствует соглашение по вопросам устранения двойного налогообложения. 

—Установленные инспекцией обстоятельства свидетельствовали об отсутствии изменений в характере управления ПАО «Акрон», несмотря на переход владения его акциями от кипрских компаний к люксембургским. В частности, директора кипрских компаний стали директорами люксембургских компаний и аффилированных с ними лиц. Сотрудники ПАО «Акрон», управлявшие банковскими счетами кипрских компаний — бывших акционеров, стали управлять банковскими счетами вновь созданных люксембургских компаний. В отношении люксембургских компаний также были установлены факты отсутствия необходимого штата, имущества, средств для ведения реальной предпринимательской деятельности, факты транзитного перечисления денежных средств в пользу компаний, расположенных на Британских Виргинских островах и в интересах собственника ПАО «Акрон». Соответственно, существующая схема с применением технических кипрских компаний в 2016 году была перенесена в Великое Герцогство Люксембург, — сообщается в решении апелляционного суда.

В решении арбитражного суда первой инстанции несколько раз встречается опечатка «поминальные» акции, вместо «номинальные». Это незначительная техническая ошибка, но она вполне согласуется с выводами суда о характере проведённых сделок. Для того, чтобы пользоваться льготной налоговой ставкой в 5%, конечным получателем дивидендов должен быть резидент государства, с которым у Российской Федерации есть соглашение об избежании двойного налогообложения. В этой истории это должны были быть Республика Кипр и Великое Герцогство Люксембург. Но налоговая инспекция пришла к выводу, что конечным получателем дохода стали компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, с которыми у России нет договорённости о налогообложении. Суд эти выводы поддержал.

Кадровый дефицит

С учётом информации, полученной от Федеральной антимонопольной службы, суд сделал вывод, что конечными контролирующими компаниями для ПАО «Акрон» являются компании «Comfert limited» и «Subero Associates Inc.», зарегистрированные на Британских Виргинских островах. Именно эти компании в итоге получили дивиденды по искусственно созданной задолженности между кипрскими и люксембургскими организациями. 

Суд первой инстанции принял во внимание участие директоров кипрских компаний в управлении другими организациями. Иногда таких организаций было сразу десятки. Это, по мнению суда, исключает возможность их реального участия в делах организаций.

—В частности, владелец 100% «Agroberri Ventures Limited» Eleni Mavridou Christodoulou, по данным www.opencorporates.com, числится в десяти записях по кипрским компаниям (в пяти — директор и в пяти — секретарь); владелец 50% «Refco Holdings Limited» Niki Gregoriou числится в 26 записях по кипрским компаниям (в 17 — директор, в восьми — секретарь и в одной генеральный партнер); владелец 50% «Questar Holdings Limited» Elena Ioannou числится в 205 записях по кипрским компаниям (в 105 директор и в 100 — секретарь); владелец 50% «Questar Holdings Limited» Eleni Papanastasiou числится в 254 записях по кипрским компаниям (в 30 директор и в 224 — секретарь), — указано в решении суда.

Также в суде выяснили, что люксембургские компании не могли на самом деле в полной мере осуществлять предпринимательскую деятельность. Они были учреждены в один день незадолго до выплаты дивидендов, у них не было собственных сотрудников.

— Их должностные лица являлись сотрудниками компании «Rotco S.A.», осуществляющей финансовое и налоговое сопровождение компаний; в частности, компании «Norka Investments S.a.r.l.» и «Redbrick Investments S.a.r.l.» в 2016 году имели по одному сотруднику с неполным рабочим днём в качестве секретарей, которые, со слов налоговых органов Люксембурга, занимались канцелярской работой, связанной с подготовкой проведения совета директоров; согласно финансовой отчётности у них отсутствуют административные расходы и только у компании «Norka Investments S.a.r.l.» в 2016 году имеются затраты на персонал в сумме 6 897,54 долларов США, в том числе заработная плата — 5 441,48 долларов США, — указано в решении суда.

Такие расходы — это минимальные требования в стране инкорпорации, сообщили в суде, поэтому они не могут подтверждать факт осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, в ходе налоговой проверки выяснилось, что средств для приобретения акций у люксембургских компаний не было, а после покупки права требования к ним оказались у организаций, расположенных на Британских Виргинских островах.

Истец — ПАО «Акрон» — не согласился с выводом суда о том, что управление несколькими компаниями одновременно может свидетельствовать о техническом характере организаций. Он обосновал это высокой профессиональной квалификацией таких сотрудников.

Также в суде выяснили, что физические лица, которые являются участниками кипрских компаний, через трастовые декларации являлись номинальными держателями кипрских компаний в интересах «Comfert limited» и «Subero Associates Inc.», зарегистрированных на Британских Виргинских островах.

— В трастовых декларациях было оговорено, что номинальные акционеры обязуются отчитываться перед владельцем за все доходы, полученные компаниями. Свои решения номинальные владельцы акций должны согласовывать с фактическим владельцем компании, что свидетельствует о том, что фактическими акционерами кипрских компаний являлись компании «Subero Associates Inc.» и «Comfert Limited», расположенные на Британских Виргинских островах. Следовательно, сделки по приобретению люксембургскими компаниями акций кипрских компаний осуществлялись под контролем и в интересах компаний, расположенных на Британских Виргинских островах, — выяснили в суде.

Наличие доверительного управления указывает, что компании являются кондуитными, то есть транзитными. Они нужны для передачи дохода фактическому владельцу с применением льгот по налогам, с использованием соглашений об избежании двойного налогообложения между государствами. Получающая доход кондуитная компания не может использовать его самостоятельно, её задача — передать прибыль конечному выгодоприобретателю, который не имел бы права использовать льготные условия налогообложения.

Кроме того, в ходе проверки выяснилось, что некоторые сотрудники ПАО «Акрон» имели доступ к распоряжению денежными средствами иностранных компаний на счетах в банках.

— Так, член совета директоров и руководитель департамента по экономике и финансам ПАО «Акрон» являлся ведущим финансовым советником компании «Norka Investments S.a.r.l.» и имел доверенность указанной компании на право представления её интересов в любых банках Российской Федерации, — указано в решении суда.

Первый вице-президент ПАО «Акрон» был финансовым советником компании «Redbrick Investments S.a.r.l.» и имел доверенность этой компании на право представления её интересов в любых банках Российской Федерации. Этот же человек занимал должность ведущего финансового советника в кипрских компаниях «Agroberri Ventures Limited», «Refco Holdings Limited», «Questar Holdings Limited», «Granadilla Holdings Limited» и имел доверенность на предоставление их интересов в налоговых органах, госучреждениях и банках РФ.

— Доверенности на право представления интересов указанных компаний в банках имели также иные сотрудники ПАО «Акрон», в частности, бухгалтеры отдела расчётов и платежей департамента по экономике и финансам, водитель транспортного отдела и курьер департамента по экономике и финансам, — пояснили в суде

В суде посчитали, что раз сотрудники ПАО «Акрон» имели доступ к счетам вышестоящих компаний группы, что не свойственно нормальному предпринимательскому обороту, то это также свидетельствует о технических функциях этих организаций.

Обслуживание Вилл , элитная недвижимость в Монако и предметы искусства 

Истец ПАО «Акрон» не согласился с доводами суда о транзитном характере движения денежных средств и сообщил, что не все полученные люксембургскими компаниями дивиденды были распределены компаниям, расположенным на Британских Виргинских островах. 

В суде проследили движение средств и выяснили, что большая часть дивидендов, которую «Redbrick Investments S.a.r.l.» получила от ПАО «Акрон» в 2016 году, она перечислила своему акционеру — люксембургской компании «Redbrick Holding S.a.r.l.». Эта организация, в свою очередь, перевела их почти в полном объёме в виде процентов за пользование займами аффилированным компаниям — «Subero Associates Inc»и «Comfert Limited», зарегистрированным на Британских Виргинских островах. 

Остаток средств люксембургская организация «Redbrick Investments S.a.r.l.» перечислила дочерней компании «Mapoliso Enterprises Limited» из Республики Кипр, зарегистрированной 9 мая 2016 года. «Mapoliso Enterprises Limited» половину этих средств перевела компании «Rockaby Investments Limited» с Британских Виргинских островов в качестве долгосрочного займа.

— Основная часть полученных компанией «Rockaby Investments Limited» денежных средств (91%) потрачена на приобретение произведений искусства в интересах собственников бизнеса. Также в рамках проверки установлены многочисленные факты перечисления кипрскими компаниями денежных средств на содержание и обслуживание вилл за границей в интересах бенефициарного владельца ПАО «Акрон». В материалы дела налоговым органом представлен протокол заседания управляющих компаний, согласно которому компания «Mapoliso Enterprises Limited» переориентируется на такие виды инвестиций, как приобретение элитного объекта недвижимости в Монако, а также рассматривает следующие варианты инвестиций: предметы антиквариата, произведения искусства, — установили в суде.

Это позволило суду прийти к выводу, что полученные денежные средства, даже если они не перечислялись на Британские Виргинские острова, расходовались на личное потребление и проекты акционеров компании. Это также не свойственно нормальному предпринимательскому обороту, посчитали в суде.

В суде апелляционной инстанции не стали принимать во внимание довод истца о том, что проверяющий орган не смог выявить движение средств до конечного бенефициара.

— Суд первой инстанции верно установил, что цепочка владения акциями ПАО «Акрон» была замкнута на компаниях, расположенных на Британских Виргинских островах («Comfert Limited» и «Subero Associates Inc.») и последние фактически получили значительную часть выплаченных дивидендов либо прямо, либо опосредованно. Британские Виргинские острова не раскрывают финансовую информацию за 2016 год российским налоговым органам, следовательно, владельцами компании были осуществлены действия, направленные на сокрытие направлений распоряжения денежными средствами. В этой связи доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган не смог проследить до конца движение денежных средств, выглядят по меньшей мере неуместно, — отметили в решении суда апелляционной инстанции.

В итоге девятый Арбитражный апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции и постановил обоснованным требование налоговой службы взыскать с ПАО «Акрон» налога с доходов, полученных иностранными организациями от источников в РФ в 2016 году, в размере 836,26 млн рублей, штрафа за неудержание и не перечисление в бюджет этого налога в размере 83,62 млн рублей и соответствующей суммы пени.

Смотрите также

Министр Руслан Тарусов станет соответчиком в деле о защите чести и достоинства Андрея Ломанова 3

В Новгородском районном суде продолжается спор Андрея Ломанова и ОГАУ «АИК» о защите чести, достоинства и деловой репутации. К делу в качестве соответчиков привлекут автора статьи Василия Дубовского и Руслана Тарусова, который на момент выхода материала являлся заместителем министра инвестполитики Новгородской области.

Банкротство «Деки»: аффилированные компании, секретные владельцы и родственные связи 8

В арбитражном суде Новгородской области рассмотрели иск о признании недействительной сделки между АО «Дека» и ООО «Декалитр». Это история о манипуляции цифрами между двумя организациями под контролем инвестора.

Депутат Андрей Ломанов потребовал с ОГАУ «АИК» 100 тысяч рублей за моральный ущерб 8

В Новгородском районном суде рассматривается иск Андрея Ломанова к ОГАУ «Агентство информационных коммуникаций» о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Комментарии