«Горе-стройки» по-новгородски
Как подрядчики возводят важные для региона социальные объекты не «для», а «вопреки».
Строительство многих социальных объектов в Новгородской области оставляет желать лучшего. В регионе до сих пор не могут достроить детские сады, в Боровичах и Малой Вишере застой по возведению новых школ, в Окуловке также новый детский сад пока не появился.
Казалось бы, причины очевидны: недобросовестные подрядчики, которые не могу сдать в срок заявленные строительные работы. По крайней мере, об этом регулярно отчитываются региональные чиновники. В СМИ, на брифингах и пресс-конференциях жителям постоянно повторяют одно и тоже: подрядчик не справляется с работами, подрядчик не исполняет условия государственного контракта, подрядчика необходимо наказывать за нерадивость.
И, казалось бы, так и есть. Только так было бы, если бы речь шла об одном детском саде или одной школе, спортивном зале. Но когда по всему региону повально срываются сроки контрактов, это заставляет задуматься. Всё ли в порядке в работе органов, контролирующих строительство таких важных для региона социальных объектов?
Конкретный пример: строительство новой школы в Малой Вишере.
Заказчик — «Служба заказчика» муниципального казенного учреждения Малой Вишеры. Подрядчик — ООО «СК Балт-Строй». Дата заключения контракта — 1 октября 2019 года.
По условиям контракта работы по строительству новой школы должны начаться сразу после подписания бумаг. Однако, чтобы подрядчик к ним приступил, служба заказчика обязана предоставить ряд необходимых, первоочередных документов, без которых стройку невозможно начать.
Среди таких документов — актуальная, утверждённая государственной экспертизой «Проектно-сметная документация», результаты обследования участка подразделением ГО и ЧС, либо сертифицированной организацией на наличие взрывоопасных предметов, оно и понятно, так как строительство предполагается на территории ведения боевых действий во время Великой Отечественной войны, акт передачи строительной площадки и ряд других важных бумаг. В теории именно с этого должно начинаться любое строительство по возведению капитального объекта.
А что на практике? В первую очередь, заказчик видит своей целью скорейшее освоение бюджетных средств, все остальные процедуры и правила реализации проекта, для него, видимо, вторичны, ему не до формальностей, нужно возводить новую школу в кратчайшие сроки, чтобы как можно скорее отчитаться перед начальством об успешном выполнении задания. В таких случаях регламентом строительных работ, в том числе порядком предоставления документации, порядком цикличности строительных работ, можно и пренебречь! Это как раз и приводит к патовым ситуациям, когда стройка замирает, так как заказчик в пылу своих желаний, забывает о своих обязанностях по содействию в работе подрядчику.
А что подрядчик? Он всеми силами пытается получить от заказчика столь необходимые для строительства документы. Вместо этого, с опозданием на 53 дня с момента подписания контракта, он получает неполный акт передачи строительной площадки и акт обследования на наличие взрывоопасных предметов.
Возникает вопрос: почему государственному заказчику понадобилось два месяца для подготовки этих актов? А что же уважаемые ответственные чиновники делали раньше? Ведь строительная площадка к моменту передачи её подрядчику должна была быть подготовлена.
В данной ситуации, вопрос скорее риторический. На этом абсурд не заканчивается. Проектно-сметную документацию передали подрядчику— внимание— спустя восемь месяцев после заключения контракта, 28 июня 2020 года. И это произошло после того, как подрядчик обратился в Арбитражный суд Новгородской области: дело № А44-1277/2020 от 13 мая 2020 года. Позднее подрядчик неоднократно обращался в Новгородский арбитраж с требованием принудить заказчика исполнять свои обязанности по контракту — дело №44-5133/2020, а также защищать свою репутацию как добросовестного исполнителя — дело №А44-5289/2020.
Хорошая работа заказчика, не так ли? Это нормально, когда подрядчик через судебные инстанции принуждает заказчика исполнять свои обязательства по контракту? Обычно бывает наоборот, но не в нашем регионе.
О какой качественной работе местных чиновников вообще может идти речь? Не пора ли задуматься о тотальной чистке в рядах ответственных лиц за строительство таких важных социальных объектов?
На этом неприятности для петербургского подрядчика не закончились. Так, в переданной заказчиком проектно-сметной документации отсутствовал раздел о подготовке территории к строительству. Как оказалось, местная администрация не придала этому обстоятельству серьёзного значения, что привело к возникновению дополнительных работ, не предусмотренных проектом и локальной сметой. Вместо подготовленного участка, строители обнаружили болото, поросшее кустарником и мелколесьем. Естественно, участок под строительство освобождался и осушался за счёт подрядчика, под слово местной администрации оплатить непредвиденные работы.
В дальнейшем оказалось, что таких серьёзных ошибок в проекте огромное количество. Всё потому, что этот проект разрабатывался по типовым формам и изначально проектировался для различных регионов страны. В частности, этот проект готовился для Курганской области, соответственно, ни о какой привязке к местности, точных расчётах по экономики региона, по геологии, логистике, речи не шло.
Понять безразличие чиновников по реализации социальных объектов можно, свою нерадивость можно свалить на подрядчика, к тому же закон даёт право властям расторгнуть государственный контракт в одностороннем порядке. Не правда ли очень удобно? Чиновники делают вид, что лезут из кожи вон, лишь бы быстрее построить и отчитаться, при этом под рукой всегда есть карательный инструмент давления на подрядчика: или строишь за свои деньги, или внесём тебя в реестр недобросовестных поставщиков. Такая лёгкая форма шантажа. И, как правило, подрядчик вынужден строить себе в убыток или бросает контракт, а в результате чиновники отчитываются о том, что подрядчик не исполнил обязательства по контракту или неправомерно затянул сроки выполнения этапов работ. Этого достаточно, чтобы даже добросовестный подрядчик попал в реестр недобросовестных поставщиков. Вот такой вот парадоксальный крючок местных властей.
Самое интересное, что ООО «СК Балт-Строй» не первая компания, попавшая на этот крючок в Малой Вишере. Изначально контракт выиграло ООО «Трест-2», ещё в июне 2019 года. Однако уже на начальном этапе обнаружились существенные недостатки контракта, проектно-сметной документации, поэтому было принято решение разойтись по-тихому, без взаимных претензий друг к другу. Оно и понятно: кому нужна эта головная боль и многомиллионные убытки.
Местная администрация посчитала правильным выставить новый аукцион, не исправив и умолчав о недостатках проектно-сметной документации. Лот просто выставили повторно, с расчётом найти нового подрядчика. Нашли.
ООО «СК Балт-Строй», несмотря на все эти ошибки, недочёты и халатность со стороны местных чиновников, без какого-либо авансирования приступило к работам. И это нормально: подрядчик даже представить не мог, что завлекаемый обещаниями местных властей оплаты непредусмотренных сметой и проектом работ, он будет загнан фактически в долговую яму, поэтому и остановил работы. Вот результат работы властей по содействию и помощи в возведении социально важных проектов в Новгородской области.
Подрядчик направил заказчику акты выполненных работ в ответ на которые получил письмо ГБУ «Управление капитального строительства Новгородской области» с отказом в их приёмке и оплате, ссылаясь на то, что акты «составлены на основании сметной документации, не имеющей положительного заключения госэкспертизы».
И это при том, что из трёх этажей здания школы, предусмотренных проектом, подрядчик успел возвести два этажа. На 100% выполнены работы подготовительного периода, неучтённые в проектно–сметной документации. Также на 80% выполнено устройство внутриплощадочных сетей канализации, закончен прифундаментный дренаж, завершены бетонные работы по устройству железобетонного пожарного резервуара, выполнены подготовительные работы по устройству дренажной системы футбольного поля, начаты работы по устройству внеплощадочных сетей теплотрассы. Из-за отсутствия откорректированной и утверждённой проектно-сметной документации, удалось закрыть и получить оплату за выполненные работы в размере 14,8 % от общей стоимости работ по контракту.
К слову сказать, проектно-сметная документация не откорректирована и не прошла государственную экспертизу до сих пор.
Примерно такая же ситуация сложилась и вокруг детского сада, строящегося в той же Малой Вишере той же подрядной организацией. Проект не актуализирован, территория не подготовлена, производство работ осуществлять невозможно.
Соответствующим письмом ООО «СК Балт-Строй» направил в адрес заказчика уведомление о приостановке работ по строительству объекта до момента устранения несоответствий в проектно-сметной документации и утверждения её в государственной экспертизе. До настоящего времени корректировка ПСД не начата и, соответственно, не прошла госэкспертизу. Сроки исполнения контракта подошли к концу.
Очевидно, что на других недостроях подрядчики сталкивались примерно с такими же сложностями. Правда, потом мы видим на телевизионных экранах и слышим на пресс-конференциях негативные речи региональных чиновников о срывах тех или иных контрактов. Быть может, пора озвучивать, кто должен понести ответственность за срывы таких важных социальных объектов?
Возможно, тогда наша область больше не будет греметь на всю Россию как регион, в котором не умеют работать в сроки и на реальный результат.
Пусть каждый, наконец, занимается своей работой и несёт ответственность за свои ошибки, а не пеняет на других.