Смерти на дорогах: напрасные жертвы

3.0K
19
Автор: Ксения Лысенко
Четверг, 19 ноября, 10:05

ДТП, аварии, сбитые пешеходы, травмы и даже смерти на дорогах давно стали привычным ежедневным информационным фоном нашего времени. Каждое утро на почту редакции приходят письма от управления ГИБДД, где рассказывается только о значимых происшествиях в регионе, то есть о тех, где были погибшие или пострадавшие. Почти всегда в качестве причины аварии используется формулировка «водитель не справился с управлением», а иногда добавляется фраза «находясь в состоянии алкогольного опьянения».

Каждое такое ДТП — это сломанные жизни, искалеченные люди, уголовная ответственность. За каждой жертвой стоит семья, потерявшая любимого человека. Каждый признанный виновным в серьезном происшествии — это судимость, часто тюрьма.

Ежегодно на дорогах и улицах растет количество автомобилей. Часто спроектированные еще в советское время дороги не справляются с объемами трафика и высокими скоростями движения. Города становятся все более автомобилизированными, и даже постоянные пробки и заторы не могут стимулировать горожан реже пользоваться личным авто — многие уже почти не представляют себе ежедневной рутины без поездок на машине.

При этом люди зачастую не обращают внимания на сводки с дорог, резонанс вызывают только серьезные ДТП. Общество считает травмы и смерти своеобразной платой за прогресс, часто не задумываясь о том, что большей части происшествий на дороге можно было избежать.

С начала 2020 года на дорогах области погибло 57 человек

15 ноября отмечается День памяти жертв ДТП. Всемирная организация здравоохранения подготовила инфографику за 2018 год, где отмечено, что травмы в результате ДТП являются восьмой по значимости причиной смерти в мире. Особенно важным моментом является то, что это первая причина смертности среди детей и молодых людей. ВОЗ отмечает, что ежегодно на дорогах мира умирает более 1,3 миллионов человек.

В Новгородской области ситуация с дорожно-транспортными происшествиями выглядит плохо даже по сравнению с другими регионами России. В недавнем рейтинге, подготовленном РИА Новости, наш регион занял 79 строчку среди 85 субъектов, оказавшись одним из аутсайдеров, где по сравнению с 2019 годом количество ДТП с пострадавшими выросло. 

На пресс-конференции, прошедшей 20 октября, исполняющий обязанности начальника регионального управления ГИБДД Виктор Гаврилов отметил, что с начала 2020 года на дорогах области зарегистрировано 745 дорожно-транспортных происшествий, в которых 57 человек погибли и 965 получили ранения различной степени тяжести.

Как сообщает пресс-служба УМВД России по Новгородской области, наиболее сложная обстановка отмечается в Окуловском, Солецком и Пестовском районах. Там выросли все показатели аварийности. 

— Основными причинами осложнения дорожной обстановки являются нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, несоответствие скорости конкретным условиям движения, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения. Также к аварийным ситуациям приводит и осознанное нарушение правил дорожного движения как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов, — подчеркнул Виктор Гаврилов.

Получается, что водители и пешеходы сами виноваты в том, что гибнут на дорогах — не могут ехать с адекватной скоростью, перебегают дорогу, — а жертвы будут всегда? Можно ли значительно снизить смертность и травматизм на дорогах в текущих условиях?

На данный момент уже существуют решения в масштабах как отдельных районов города, так и всей транспортной системы страны, позволяющие не просто снизить аварийность, а добиться нулевой или почти нулевой смертности на дорогах. 

Скорость

Главным фактором риска, повышающим аварийность и вероятность тяжелых последствий при ДТП является скорость. Существует большое количество исследований о том, насколько велик шанс пешехода выжить при столкновении с автомобилем, движущимся с разной скоростью. Проценты в исследованиях немного разнятся, однако все эти работы доказывают, что при скорости движения автомобиля в 30 км/ч пешеход с максимальной вероятностью останется жив, а зачастую и невредим.

При скорости в 50 км/ч риск смерти для пешехода повышается, по данным ВОЗ, до 20%, а если автомобиль двигается со скоростью 80 км/ч, то для взрослого пешехода риск смерти возрастает до 60%. Помимо этого, учитывая длину тормозного пути, 50 км/ч — это скорость, которая с большой долей вероятности позволит водителю избежать столкновений.

Также ВОЗ приводит рекомендации по безопасной скорости движения для разных категорий дорог.

Тип дороги Безопасная скорость
Дороги в жилых районах с вероятностью появления пешеходов, велосипедистов и т.п 30 км/ч
Дороги с вероятностью бокового столкновения автомобилей 50 км/ч
Дороги с вероятностью лобового столкновения автомобилей 70 км/ч
Дороги, на которых отсутствует вероятность бокового или лобового столкновения 100 км/ч и больше

В России действует ограничение скорости 60 км/ч в населённых пунктах, 90 км/ч за городом, 110 км/ч на автомагистралях и 20 км/ч во дворах.

Но мало установить скоростные лимиты, нужно еще следить за тем чтобы водители соблюдали их. Должен быть обеспечен не просто выборочный контроль на дорогах, водители должны чувствовать неотвратимость наказания. Здесь важную роль играет размер штрафов.

Размер превышения скорости Сумма штрафа
0-20 км/ч -
20-40 км/ч 500 руб.
40-60 км/ч 1000-1500 руб.
60-80 км/ч 2000-2500 руб или лишение прав на 4-6 мес.
Более 80 км/ч 5000 руб или лишение прав на 6 мес.

Действующая в нашей стране система позволяет серьезно нарушать скоростной режим совершенно безнаказанно. То есть сейчас по городу можно ехать со скоростью 79 км/ч и не получить ни одного штрафа.

Отметим, что, во-первых, езда на такой скорости — это большой риск травм и смерти в ДТП. Во-вторых, ограничение 80 км/ч в европейских странах устанавливается для загородных дорог, а ВОЗ и вовсе рекомендует снижать за городом скорость до 70 км/ч, если водитель едет не по автомагистрали.

В России можно спокойно ехать с такой скоростью по городу. Но если разогнаться в городе до скорости 99 км/ч, то штраф за такую езду будет всего 500 руб, и даже здесь можно сэкономить 50%, если оплатить штраф в течение 20 дней.

В Великом Новгороде так и не появилась стационарная система фотовидеофиксации нарушений ПДД, которая дисциплинировала водителей, в первую очередь, соблюдать скоростной режим.

Помимо запретительных мер для контроля скорости на дороге нужно использовать и стимулирующие — сама городская среда должна быть выстроена таким образом, чтобы нарушать правила было не комфортно. Городские улицы, больше похожие на шоссе следует переделывать так, чтобы по ним физически было тяжело ехать со скоростью больше 40 км/ч.

Нулевая смертность на дорогах

Как сообщает сайт yle.fi за январь 2020 года на дорогах Финляндии погибло 17 человек, что на 4 человека больше, чем в январе 2019 года. В Хельсинки за весь 2019 год в ДТП погибло всего три человека, причем ни один из них не был пешеходом.

Все эти факты звучат как фантастика, но многие европейские страны, а за ними и несколько американских городов развивают программу, которая называется Vision Zero. Она состоит из понятных и несложных принципов, соблюдение которых позволяет организовать максимально безопасное для всех участников дорожное движение.

Основная мысль, заложенная в программу Vision Zero заключается в том, что дорожное движение должно быть безопасным абсолютно для всех. Впервые она была разработана и применена в Швеции в 1990-х, и показала впечатляющие результаты, после чего её стали перенимать другие страны.

Принципы Vision Zero говорят о том, что все смерти на дорогах предотвратимы. Люди, как участники дорожного движения, ошибаются и будут продолжать ошибаться, но их ошибки не должны приводить к смерти на дороге. Предотвратить абсолютно все ДТП невозможно, но можно предотвратить серьезные аварии, применяя системный подход.

участники дорожного движения — это не безликие «пешеход» и «автомобиль»

Фундаментальное отличие программы от существующей у нас системы заключается в том, что проектировщики дорог и власти несут ответственность за происшествия, причем осознанно понимая, что от того, насколько безопасно спроектирован тот или иной участок дороги зависит жизнь или смерть человека. Каждая авария должна разбираться не только с точки зрения её участников, но и с точки зрения среды — насколько можно обезопасить тот или иной перекресток, чтобы исключить возможные факторы риска.

Главное внимание в рамках программы уделяется управлению скоростью движения автомобилей. Во-первых, необходимо установить безопасные скоростные ограничения. Во-вторых, сама городская среда должна быть некомфортной для быстрой езды: круговые развязки, искусственные неровности, искривления, островки безопасности. За городом дороги должны также быть безопасными в случае ухудшения погодных условий и человеческой ошибки.

Власти не должны забывать, что участники дорожного движения — это не безликие «пешеход» и «автомобиль», а люди, каждый из которых имеет право передвигаться безопасно, не рискуя каждый день своей жизнью и здоровьем.

Пять углов

Смертность на дорогах — огромная проблема, которую в нашей стране в целом и в регионе, в частности, принято не замечать до тех пор, пока она не коснется лично. К сожалению, пока общество не признает тот факт, что лишние десять минут в дороге не стоят чьей-то жизни, мы будем продолжать терять тысячи человек каждый год, продолжая обвинять во всем друг друга.

Самое простое, что можно сделать уже завтра — снизить разрешенные скорости, убрать нештрафуемый порог в 20 км/ч и строго следить за соблюдением. Одна только эта мера уже сильно повысит безопасность дорожного движения.

Помимо этого нужно наконец понять, что расширение полос и заборы по краям дороги в городах не снижают риск серьезных ДТП, так как повышают скорость движения машин. Грамотная городская среда с островками безопасности и зауженными полосами в городе сделала бы для предотвращения травм и смертей на улицах гораздо больше.

Смотрите также

Новая жизнь чудовских усадеб

В 2021 году на двух объектах чудовского филиала музея-заповедника — усадьбе Н.А. Некрасова и доме-музее Г.И. Успенского — будет реализован крупномасштабный проект модернизации туристической инфраструктуры. Приусадебные парки будут благоустроены в лучшем духе современных музеев, а сами экспозиции получат возможности для развития в новых форматах. Мы съездили в Чудово на презентацию проекта реконструкции и узнали, как преобразятся старые усадьбы.

Реконструкция театра драмы: проект или реальность 4

В Великом Новгороде, пожалуй, впервые в новейшей истории проводится масштабный архитектурный конкурс на реконструкцию целого здания. Правительство области совместно с КБ «Стрелка», ПАО «Акрон» и АО «ДОМ.РФ» объявили о том, что молодым российским архитекторам предлагается создать концепцию крупномасштабного обновления здания театра драмы имени Ф.М. Достоевского, сохраняя его первоначальный облик, привнести новые смыслы в традиционный театр.

Из Санкт-Петербурга в Старую Руссу на новой «Ласточке» 12

11 июля в первый рейс отправилась «Ласточка» Санкт-Петербург — Старая Русса. Мы решили прокатиться на новом поезде, понять, востребован ли он у пассажиров, и посмотреть на пейзажи за окном из комфортабельных вагонов.

Комментарии