Как без лишних затрат стать лидерами дорожной отрасли: секрет успеха Новгородской области

2.5K
12
Автор: Алина Щеглова
Вторник, 6 апреля, 19:39

Новгородская область стала одним из регионов-лидеров в дорожной отрасли. Как нам это удалось?

Одним из главных декларируемых достижений ныне действующего состава правительства региона является приведение дорожной сети Новгородской области в нормативное состояние. Нам постоянно говорят о том, что этот процент с каждым месяцем повышается и скоро новгородцы забудут о регулярных ремонтах подвески.

На деле процент региональных дорог, которые соответствуют нормативам, действительно вырос, но это произошло не только за счёт ремонтов. За десять лет общая протяжённость дорог регионального и межмуниципального значения в Новгородской области сократилась с 8 450 километров до 7 111 километров.

Куда делись дороги и кто теперь будет за ними следить?

Конечно, то, что на бумаге список дорог сократился на 1339 километров, вовсе не значит, что дороги куда-то исчезли. Самая удачная история — это передача участков дорог от границы с Вологодской областью до федеральной автодороги М10 и от Яжелбиц до границы с Псковской областью. 

Их смогли, не приводя в порядок, отдать в федеральную собственность. Так протяжённость региональных дорог Новгородской области одним махом стала короче на 450 километров. Эта история хороша тем, что следить за состоянием дороги теперь будет федеральный центр за счёт федерального же бюджета.

А что с остальными почти 900 километрами дорог? 

Если сравнить перечень региональных и межмуниципальных дорог в 2010 году с перечнем, который утвердили в 2021, то из него исключили порядка 145 дорог. Включили в собственность только 4. Подавляющее большинство дорог исключили из перечня в последние два года — как раз при губернаторе Андрее Никитине и его команде.

Исключённые из перечня дороги передали в собственность районов и муниципалитетов. Чем это плохо? Обязанность ремонтировать и содержать дороги теперь ляжет на бюджеты этих образований. Крупными собственными доходами наши районы, к сожалению, зачастую не могут похвастать, а, значит, денег в бюджетах не хватает даже на содержание, не то, чтобы на ремонт. Конечно, дороги передавали с обещанием увеличить средства дорожных фондов муниципальных образований за счёт субсидий из областного бюджета, но эти средства будут распределяться, скорее всего, по остаточному принципу.

Если смотреть конкретные примеры, то больше всего досталось Мошенскому району. На начало 2018 года в собственности района было 168,3 километра дорог, а к концу 2020 их протяжённость выросла до 518,9 — это в три раза больше. Из них муниципальное образование получило в собственность лишние 150,8 километров дорог, которые не отвечают нормативным требованиям. 

Если посмотреть на то, как выглядел перечень дорог регионального значения в Мошенском районе в 2010 году, то их протяжённость составляла больше 400 километров. К 2021 году она уменьшилась до шести дорог в 84 километра. 

В Любытинском районе в муниципальную собственность приняли 43 дороги протяжённостью 231,59 километров. Перечень региональных дорог в Любытинском районе сократился с 262,21 километров в 2010 году до 175,84 километров к началу 2021 года.

Таким образом Андрей Никитин повысил показатель эффективности своей работы: так называемые «губернаторские KPI» утвердил Владимир Путин, среди 20 пунктов есть и состояние дорожной сети. Только жители отдалённых районов Новгородской области вряд ли почувствуют на себе это повышение показателя эффективности и будут продолжать ездить по ненормативным дорогам.

«Золотой каток» за укатанные в асфальт миллиарды

В ноябре прошлого года руководство Новгородской области получило награду «Золотой каток» за ударные достижения в области дорожного строительства. Заместитель председателя правительства Новгородской области Станислав Шульцев тогда сравнил «Золотой каток» с получением «Оскара» и сообщил, что достигнуть такие результаты позволили новые подходы в работе: заключение трёхлетних контрактов. За счёт этого, по словам Станислава Шульцева, подрядчики, выполнив объёмы, могут не ждать конца года, и идти дальше выполнять больше ремонтов.

За какие именно заслуги регион получил награду, не сообщалось, критерии, по которым выбирали лучших, мы получили только по редакционному запросу. Оказалось, что для того, чтобы стать лидером в дорожной отрасли, достаточно было просто вовремя заключить все контракты на ремонты дорог и освоить выделенные федеральные средства.

В Новгородской области с контрактами на ремонты дорог всё обстоит довольно просто — ГОКУ «Новгородавтодор» разработал аукционную документацию, которая ограничивала конкуренцию, благодаря чему новгородские подрядчики просто не имели никакой возможности участвовать в торгах. 

На аукционы из года в год подавали заявки одни и те же участники из Ивановской и Ростовской областей. Интересно, что между собой они тоже не конкурировали — на аукционы подавались только по одной заявке, снижения начальной стоимости контрактов не происходило. Это, разумеется, сыграло решающее значение в быстром освоении федеральных средств: на сэкономленные средства можно было провести ещё несколько аукционов на ремонты других участков дорог. Но так как этого делать не пришлось, область выбилась в лидеры дорожной отрасли. 

Как бы хорошо наша область не выглядела для федерального центра издалека, в реальности никакой инвестиционной или туристической привлекательности не добиться, если добросовестно не заниматься развитием и ремонтом дорожной сети. Скоропостижное освоение федеральных средств на ремонт по нацпроекту — это не то, что даст Новгородской области реальный результат.

Хуже всего то, что при отличных показателях на бумаге, по итогу получается, что руководство региона не работает на благо Новгородской области: иногородние подрядчики не платят деньги в местный бюджет, не дают новых рабочих мест для новгородцев, а организованные неконкурентные схемы проведения торгов разрушают уже существующие в регионе дорожные организации, не давая им работу. И всё это при миллиардных вливаниях со стороны федерального центра. 

Более того, проекты на освоение миллиардных сумм выполнены на коленке, это не комплексные мероприятия, в большинстве случаев они направлены на временный эффект и, вероятнее всего, протянут не дольше гарантийного срока, который составляет для дорожного покрытия всего четыре года.

Смотрите также

Новгородские автобаны. Скорость на миллиард. Часть первая 31

В Новгородской области не первый год происходят странности с ремонтом дорог. «Новгород.ру» первый в России пишет о схеме искусственного регулирования доступа к дорожным подрядам.

Осуждённая за митинг в Парфино многодетная мать: Я вышла, потому что у моих детей нет будущего 64

Неделю назад в Парфинском районе суд приговорил многодетную мать Ирину Дмитриеву к 20 часам обязательных работ за призыв выйти на митинг. Мы решили съездить к ней, чтобы узнать, что заставило её выйти на улицу 23 января.

«Новгородавтодор» и скоропостижная оплата трёхлетнего контракта по ремонту дорог 15

Государственное областное казённое учреждение «Новгородавтодор» — крупнейший заказчик ремонта и строительства дорог в регионе и лидер освоения средств налогоплательщиков в инфраструктурном строительстве. При этом в этой деятельности не первый год происходит много странного. Общий надзор в прокуратуре отсутствует, следственный комитет нарушений не видит.

Комментарии