Осталась ли актуальной шутка про «Новгородскую Техническую Школу имени Ходжи Насреддина»?

3.1K
19
Автор: Сергей Середа
Четверг, 15 апреля, 11:47

Скоро исполнится полтора года с момента закладки первого камня Новгородской технической школы. В этой истории новгородского губернатора роднит с персонажем восточной сказки то, что он тоже получил от главы государства большие деньги под обещания фантастических успехов в преподавании, срок проверки которых наступит весьма не скоро.

Ты помнишь, верили всерьёз 

во всё, что ветер принесёт.

Сейчас же хочется до слёз, 

а вот не верится, и всё…

С момента, когда была обнародована идея Новгородской технической школы, я много раз обсуждал её со своими друзьями и знакомыми. И ещё не встретил новгородца, который бы желал этому проекту провала. Но все уверены, что именно им дело и закончится, если, конечно, вдруг не произойдёт чуда. 

И главная причина этой уверенности в том, что за столь долгий срок инициаторами идеи не было представлено не только подробного социотехнического проекта будущей школы, но даже вменяемой концепции. 

Любой, кто хочет составить себе представление об «инновационной образовательной модели» по куцым и противоречивым общедоступным публикациям, начинает понимать западных «кремленологов» из 70-х годов, когда за неимением достоверной информации о происходящем в высшем руководстве СССР, те строили гипотезы на основании того, в каком порядке встали члены политбюро на трибуне Мавзолея. 

Проект здания, напротив, расписан детально (более гигабайта документации) и каждый желающий может скачать его себе на память с сайта НТШ. Тут нет ничего удивительного. Чтобы получить деньги на строительство, проект здания и смету пришлось заказать у профессионалов. 

Перефразируя старый анекдот, сейчас в проекте НТШ очень чётко прописан и поставлен в работу главный затратный компонент — «та часть коровы, которая кушает», и крайне плохо просматривается механизм получения результата — «та часть коровы, которая доится». Вполне достоверную гипотезу, почему так происходит, высказал в своё время Антоний Киш. 

Антоний Киш про лайфхак от Ходжи Насреддина

В одной из программ «Люди в теме» где обсуждали начало строительства НТШ, Антонием была высказана мысль о том, что срок официальных губернаторских полномочий Никитина заканчивается одновременно с завершением строительства здания НТШ — в 2021 году.

В переводе на русский литературный, это означает, что все бонусы от этого строительства получит себе в актив нынешний губернатор, а вот все проблемы, связанные с тем, как превратить построенное здание в эффективно функционирующий научно-учебный центр, достанутся уже следующему.

А в статье «Миллиарды НТШ» Антоний прямо сопоставил эту ситуацию с одной из притч о Ходже Насреддине.Если коротко, без восточных цветистостей, то она звучит так:

Ходжа Насреддин за хорошую плату взялся за двадцать лет обучить грамоте эмирского ишака. Бухарский эмир грозил отрубить Насреддину голову, если в указанный срок ишак не научится читать. Когда Насреддина спросили, как же он пошел на такой риск, он ответил: «Ничего страшного. За двадцать лет или ишак умрет, или эмир умрет, или я умру!»

Для современного «эффективного менеджера» поменять должность — почти как умереть и заново родиться. Множество обещаний и обязательств попросту перестают существовать. Однако для коренных новгородцев, кто не собирается в ближайшем будущем никуда уезжать, вопрос о том, станет ли НТШ жизнеспособным проектом или останется лишь информационной завесой для «попила на капстрое», действительно важен. И чтобы ответить на него, нужно попытаться увидеть реальную концепцию этой школы. 

Вопросы без ответов

Если в первом приближении нарисовать понятийную матрицу для слова «обучает», то получится вот такая структура: 

Как и почти любая ситуация, она предполагает множество уточнений. 

К сожалению, сейчас более-менее чётко определён только ответ на вопрос «ГДЕ» — в строящемся здании за 3,5 миллиарда. Хотя с учётом того, что в НовГУ сейчас «недогруз» площадей более чем в два раза — на «пике» было 22 тысяч студентов, а сейчас чуть больше 10 тысяч, можно было бы ничего не строя найти место для трёх-четырёх таких НТШ. 

А остальные ответы очень сильно «плывут». В разных интервью разные представители проекта высказывают порою совершенно противоречивые суждения. Такое бывает, если никакой чёткой концепции по факту ещё не сложилось, но вместо того, чтобы запустить процесс её общественного обсуждения, формирования и доводки, официальные лица пытаются всячески замаскировать этот «интеллектуальный вакуум». 

Описаны идеализированные пожелания, а не сбалансированная система согласования интересов множества возможных участников процесса. Ни про денежные потоки, ни про ресурсное обеспечение, ни про проблемы правового и административного регулирования, ничего не говорится. 

Ближайшую аналогию отличия сырой идеи от концепции можно взять из истории техники. Исходная идея — «поставить на карету бензиновый двигатель и использовать его вместо лошади». А проработанная концепция – это уже схема, где выявлены и устранены возможные противоречия. Здесь между приводом колёс и двигателем, появляются функциональные блоки сцепления и коробки переключения передач. Ибо напрямую двигатель внутреннего сгорания соединять с приводом колёс нельзя – ни на очень малых (при попытке тронуться с места), ни на очень больших оборотах, он нормально не работает. 

В этом смысле принципиально сильная идея НТШ пока что представляет собою почти сплошной «концептуальный разрыв». Куда ни посмотришь внимательней, везде «напрямую не заработает». Везде нужны «идеи-адаптеры», устраняющие многочисленные противоречия и нестыковки. Но ни в одном интервью не проскальзывает даже признание того, что начальники замечают наличие таких проблем, не говоря уж о том, чтобы иметь варианты их устранения. 

Если кратно резюмировать взгляд начальства на НТШ, то это «самые актуальные направления развития», по которым «самые лучшие преподаватели» обучают «самых лучших студентов / рабочих» для «самых продвинутых компаний» на «самом лучшем оборудовании» по «самым лучшим методикам» и т.д. 

Вопрос, с какого перепугу вся эта благодать ринется заниматься интеллектуальным взимообогащением в наши Нью-Васюки, а не устроит краткие курсы в Москве или Питере, где и компании и преподаватели и обучаемые и оборудование находятся в шаговой доступности, остаётся открытым. 

Не то, чтобы эту проблему нельзя было решить в принципе, но если бы процесс такого решения действительно где-то протекал, «сейсмические волны» от мощных колебаний интеллекта, уже давно бы заполнили всё информационное поле новгородчины. 

Большому кораблю большое плавание

К сожалению, любой жизнеспособный социотехнический проект, как и любой технический, это всегда в каком-то смысле «Тришкин кафтан», когда одновременно достичь оптимума по всем критериям не удаётся из-за суровой реальности, ресурсных ограничений, недостижимости идеалов и т.п. 

В истории было немало примеров, когда техническое задание разрабатывал «самый большой начальник» и требовал достичь самых лучших показателей по всем возможным пунктам. 

В Швеции есть музей корабля Ваза (Васа).  По приказу короля его сделали с самым мощным пушечным вооружением. Тяжёлые орудия стояли не только на нижних, но и на верхних палубах. Огромные мачты и паруса гарантировали самый быстрый ход, а узкий обтекаемый корпус – отличную гидродинамику. Высота бортов давала ему преимущества при абордаже с любым противником. А роскошь массивной резной отделки поражала своим великолепием. 

У этого корабля оказался лишь один «маленький» недостаток — чтобы удовлетворить всем требованиям короля, центр тяжести сместили насколько высоко, что получился «неваляшка, поставленный на голову». При первом же выходе из гавани в 1628 году он перевернулся и затонул. 

В 1961 его подняли, провели консервацию и поставили в музей, как напоминание о мастерстве работников и управленческом идиотизме. 

Я очень надеюсь, что в случае с НТШ удастся найти жизнеспособное решение с учётом реальных возможностей и интересов всех сторон. А строящееся здание не окажется ещё одной реинкарнацией затонувшего «королевского флагмана», но уже в области образования. 

Так есть ли она, концепция НТШ? 

Было бы замечательно, если бы люди, отвечающие за этот проект всё-таки собрались и провели с общественностью адекватный диалог, где бы была честно рассмотрена вся «понятийная матрица» - кто, кого, как, для кого, чему и за чей счёт собирается обучать в НТШ. Были бы явно озвучены проблемы и «подводные камни» этого проекта, показаны варианты их решения, если такие и правда существуют, или честно заявлено, что «вот эта, эта и эта проблемы ещё ждут своего решения». 

Да не обидятся на меня руководители этого проекта, но пока что со стороны он очень напоминает бизнес-план начинающего стартапера, в котором центральный блок называется «а здесь произойдёт чудо». 

Смотрите также

Новгородская Техническая Школа — загадочный проект «дороги в светлое будущее» 51

На днях в Великом Новгороде торжественно отметили начало строительства здания Новгородской Технической Школы. Некоторые СМИ пропели по этому поводу дифирамбы, а некоторые продемонстрировали вывешенный перед высокими гостями баннер с семью грамматическими ошибками.

Оптимизация медицины. Критерий оптимальности, ведущий нас к катастрофе 23

Согласно отчёту Минздрава, в Новгородской области койки дневного стационара одни из самых загруженных в России. При нормах на уровне 330-340, в Новгородской области они достигают показателя в 429. Столько дней в году на среднестатистической койке лежит среднестатистический новгородец. Не трудно подсчитать, что если в году 365 дней, то 64 из них больные новгородцы лежат там в два слоя.

Почему новгородский губернатор теряет наше доверие 70

Два года назад у нас в области к власти пришли «молодые технократы». Когда я изредка с ними пересекаюсь, впечатление они производят очень позитивное — энергичные, инициативные, оптимистичные, думающие. Но кредит доверия к себе эта команда разбазарила фантастически быстро.

Комментарии