Музейное бессонье по-новгородски

920
0
Автор: Лев Сёмин
Понедельник, 17 мая, 14:41

В минувшую субботу в Великом Новгороде прошла двенадцатая международная акция «Ночь музеев». Суть её предельно проста: хоть в зной, хоть в град – музеи принимают посетителей после окончания рабочего дня. Новгородский музей-заповедник и районные филиалы не стали исключением.

Вопрос безопасности стоял актуальнее некуда. Погодные катаклизмы, которые упомянуты выше, – проведению не помеха (в отличие от пандемии). К слову, в прошлом году любители музеев впали в бессонницу дистанционно. Ситуация стабилизировалась, однако вирус остаётся на месте и, очевидно, сдавать позиции не планирует. В этот раз «Ночь музеев» прошла офлайн, но формат пересмотрели. Для безопасности тех, кто ещё не привился и не переболел, организаторы ввели масочный режим и запустили площадки единовременно. 

— Мы рады, когда наши площадки посещают большими группами, но сейчас это не представляется возможным. Сеансы распределены так, чтобы всем было комфортно. Сегодня доступны целых восемь площадок, на которых запущены новые программы. Главное достижение акции — желание гостей вернуться сюда днём, — отметила заместитель генерального директора Новгородского государственного музея-заповедника Ольга Конюхова.

В удобном навигационном буклете, который сглаживал мой топографический кретинизм, сперва бросился в глаза Музей изобразительных искусств. На втором этаже там проходил квест «Осколки шедевров». Посетители искали названия полотен, зашифрованных на коллаже. Вдогонку был предложен кроссворд по экспозиции «Русское искусство 18-20 веков». Гости внимательно рассматривали изображения героев войны 1812 года. После чего попали в зал с работами художников-передвижников, где разыскивали имя автора картины «Московский дворик». По соседству расположились дворянские усадьбы: картины, элегантная мебель, убранство и портреты царского рода.

Этажом ниже в рамках научно-популярной программы «Хочу всё знать» посетители беседовали с музейными специалистами о деятельности, которая обычно скрыта от глаз. Эксперты рассказали об использовании современных информационных технологий в области археологии, открытиях в реставрации и декоративно-прикладном искусстве.

В Грановитой палате, которую, несмотря на призыв организаторов, люди атаковали толпой, мнения разделились. В основном на «я ничего не понимаю» с одной стороны, и «господи, ну зачем он так орёт» с другой. Последнее мнение относилось к театрализованной экскурсии «На пиру быть, да живым остаться», она перенесла гостей во времена Иоанна Грозного. Надо заметить, все остались живы. Отдельное спасибо — царскому стольнику Порфению, который рассказывал байки о погребах средневековой Руси.

В главном здании музея работала выставка «Александр Невский: легенда о воине». Каждые полчаса посетители отправлялись навстречу подвигам вместе с великим князем. Кстати, на входе встречал творческий коллектив студентов Новгородского областного колледжа искусств. Под чутким руководством режиссёра-постановщика Светланы Вердыш студенчество представило театрализованное действо — сказ о судьбе великого князя. 

Не обошла акция и открытые площадки. Каждые 15 минут от памятника Тысячелетию России стартовали электробусы. Внутри ждали гиды-экскурсоводы. Пассажиры-исследователи, в свою очередь, остались довольны. Они увидели привычные памятники в новом свете. Причём буквально: на Софийской звоннице проходили мастер-классы по ночной фотосъёмке от фотохудожников Владимира и Анны Щелкановых.

— В этом году мы немного изменили формат. И это зависело не от нас совершенно. Неприятные моменты возникли на фоне пандемии. Как вы заметили, торжественного открытия у памятника Тысячелетию России не было. Зато у нас новые выставки, — сказала заведующая Детским музейным центром Новгородского музея-заповедника Ольга Огольцова

Повторяющиеся сеансы позволяли участникам посетить все площадки. Например, программу «Наука выживать» на выставке «Экспедиции трёх веков. По следам Миклухо-Маклая» в Детском музейном центре, который расположился в соседнем здании. В ходе интерактива сотрудники познакомили юных гостей с нелёгким бытом папуасов, рассказали о флоре и фауне острова Новая Гвинея. Участникам предложили сделать маску своими руками и отправиться к острову по маршруту экспедиции Миклухо-Маклая. 

Отдельно стоит остановиться на программе «Точка отсчёта», которую представили в объекте музейного показа «Мастерской художников-реставраторов Грековых». Название символично. Своего рода точкой отсчёта для реставраторов стало возрождение уникальных фресок церкви Спаса на Ковалеве в послевоенное время. Сеанс открыл гостям мемориальную мастерскую, где происходили изыскания в области руинированной монументальной живописи. 

Здесь логично поставить точку, но материал авторский и в завершение я решил ввернуть отрывок заметки, которую сделал в такси на обратном пути. Честно говоря, наутро она показалась неоправданным словоблудием, но мне вдруг вспомнился первый курс института, где на одной из лекций преподаватель шутливо очерчивал следующее: «Запомните, муза журналиста выглядит как небритый мужик в фуфайке с оглоблей». Судя по всему, за рулём такси сидела та самая муза. Впрочем, читатель рассудит. 

Может, оно и к лучшему, что не было церемонии открытия. Обошлось без официозного налёта. В какой-то момент я даже забыл, что нахожусь здесь по работе. Как ни крути, все дороги ведут в Детинец: это сердце города, во всех смыслах. И в эту майскую ночь оно билось чаще. Автобусы циркулировали по «артериям», а внутри сидели горожане, без которых всё это не имело бы смысла и наверняка остановилось бы. Экскурсоводы рассказывали программу пятый раз подряд, приветливо улыбаясь всем, не только людям с бейджом «пресса»; детвора шлёпала ногами по сырому асфальту, студент накидывал куртку на плечи озябшей подруге. Иногда полезно забыть, что всё это бренно. Хотя бы для разнообразия.

Комментарии