«Поезд победы»: по рельсам истории без идеологических пристрастий

780
0
Автор: Лев Сёмин
Понедельник, 12 июля, 13:52

Всё чаще в продуктах массовой культуры и речах высших чинов встречается апелляция к образам Великой Отечественной войны. Параллельно возникают откровенно искажённые трактовки и народные лозунги в духе «можем повторить». В минувшие выходные на железнодорожную станцию в Старую Руссу прибыла передвижная выставка, посыл которой вышел за рамки этих тенденций.

Проект стал первым в мире музеем с эффектом присутствия, который разместили в действующем поезде. Авторы идеи — художники творческой мастерской «Невский баталист». В исторической экспозиции они фиксировали портрет эпохи в лицах, используя оригинальные одежды и снаряжения. Медиагруппа «Красный квадрат» разработала IT-систему для управления контентом.

Точкой сбора послужил железнодорожный вокзал. Оказалось, именно по нему был нанёс первый авиаудар. По архивным данным, во время войны здесь погибло около пятисот тысяч человек. Старая Русса стала главной базой снабжения немецких войск, которые держали оборону в районе Демянского котла-выступа. 

Вокзал Старой Руссы построили в 1955 году в стиле «сталинский ампир», дореволюционную постройку разрушили. К моменту освобождения в городе не оставалась ни одного жителя.

 

Направляясь к поезду, организаторы сообщили, что экскурсии проводятся в группах до 12 человек. На входе всем выдали целлофановые одноразовые перчатки. Материал не самый прочный, мои «пошли по швам» и отправились в задний карман брюк уже во втором вагоне. На этот случай были установлены ёмкости с антисептиком. Волонтёры оперативно обрабатывали инвентарь и следили за соблюдением масочного режима.

— На данном этапе задействовано 27 волонтёров, и все при деле. Подготовка началась буквально неделю назад. До сих пор не верится, что в нашем маленьком городе такая масштабная экскурсия, — поделилась участница организации «Волонтёры победы» Анастасия Иванова.  

Иммерсивную инсталляцию сопроводил виртуальный гид Лидия, она делилась воспоминаниями о довоенной весне, годах войны и победном мае. Прототип героини — машинист паровозной колонны Елена Чухнюк, она доставляла воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта. Зимой 1943 года на Северо-Печорской железной дороге Чухнюк организовала движение угольных маршрутов, сократив время доставки груза в три раза.

фото Льва Сёмина
 

Интерьер начального вагона стилизовали под Витебский вокзал. За окном второго — мирная жизнь, люди не подозревают, с чем им придётся столкнуться в ближайшем будущем. Далее — начало войны, немецкие бомбардировщики. Здесь красноармейцев учат заполнять вкладыш смертного медальона. Гид сообщает: «Многим хотелось верить в скорую победу, мало кто мог предположить тогда, что победа придёт только через бесконечно долгие четыре года». 

— Всматриваясь в лица персонажей, мы должны прочувствовать всю тяжесть этой ноши, чтобы подобное не повторилось в будущем. Особенно важно приобщать детей подросткового возраста, которые уже понимают, какой ценой досталась эта победа, — отметил глава Старорусского муниципального района Александр Розбаум

Следующий вагон — окоп во время боя: взрывы, ужас на лицах. Лидия рассказывает, как в блокадный Ленинград везли кошек, чтобы те ловили расплодившихся крыс. Следом — бронепоезд, Брестская крепость, штаб маршала Рокоссовского и концлагерь.   

— В советских школах широко охватывали тему войны, проходили каждую битву отдельно. Сейчас программа сжатая, современная молодежь не знает нашей истории. Недавно разговаривал со школьниками младших классов. Некоторые убеждены, что войну выиграли американцы, а мы лишь помогали. Плохо, что теряем свои корни, свою историю, — заявил инспектор дирекции пассажирских обустройств «РЖД» Андрей Галкин.  

С целью профилактики эпидемий по прифронтовым территориям двигались банно-прачечные вагоны. Особое внимание авторы уделили достижениям учёных. Посетителей знакомили с засекречиванием телефонных линий, размагничиванием кораблей, атомным проектом Курчатова и изобретением пенициллина. 

Зинаида Ермольева в 1942 году получила пенициллин и участвовала в организации промышленного производства, что спасло сотни тысяч жизней. Когда Сталинград стал прифронтовым пунктом для эвакуированных, она была направлена в город для предотвращения заболевания населения холерой.

Выставку сопроводили виртуальными панорамами и трёхмерной компьютерной графикой. Сотни скульптур, десятки видеопроекторов и тач-столов, а также объёмный звук и театральное освещение создали ощущение присутствия в поезде тех лет. Гости будто переместились во времени и ещё долго приходили в себя на перроне.

Казалось, вокруг неуловимо присутствуют те запахи и звуки: дым фронтовой махорки и печальный проигрыш пробитой пулей гармошки. Надо сказать, подобного эффекта невозможно добиться в привычном стационарном музее. Проект полностью лишён напускного пафоса и определённо заслуживает внимания.

— Мы живём под Старой Руссой, сегодня специально приехали. Выставка завораживает. Очень интересные экспонаты. Фигуры как живые. Даже пугают. Особенно «поезд смерти» с пленными. Это мы пришли-ушли, час-два и уже забудем. А ведь война длилась годами. Страшно, конечно. К сожалению, у наших детей не осталось живых предков, которые могли бы рассказать о войне. Этот поезд очень кстати, — отметила Наталья Мартынова.

После 1946 года история неоднократно переписывалась в угоду разнообразным политическим интригам, а конечные формулы становились инструментом манипуляций. Эта война — прежде всего, большая трагедия. Уместно ли романтизировать? При прочтении отрывков из блокадных дневников вопрос снимается сам собой.  

Первым умер от голода мой родной брат Лёня — ему было три года. Мама на саночках отвезла его на кладбище, захоронила в снегу. Через неделю пошла на кладбище, но там валялись лишь его останки — все мягкие места были вырезаны. Его съели. Грязнова В.В.

Два дня мы спали с умершим отцом в одной постели. В этот же день умерли и хозяева квартиры. Я помню, что нам с братом было не страшно находиться в одной комнате с трупами, но мы очень боялись крыс. Они обгрызали у покойников кисти рук, ноги и носы. Мы отказывались оставаться одни в комнате. Мама, плача, объясняла нам, что она на казарменном положении, и ей надо идти на работу. Григорьева З.Ф. 

Мне сообщили, что все трупы они увозят в Московский район на кирпичный завод и там сжигают. Деревянный забор почти полностью разобрали на дрова, поэтому подойти к печам можно было довольно близко. Рабочие укладывали покойников на транспортёр, включали машины, и трупы падали в печь. Создавалось впечатление, что они шевелят руками и ногами и таким образом противятся сжиганию. Я простояла в остолбенении несколько минут и пошла домой. Такое у меня было прощание с мамой. Григорьева З.Ф. 

Когда нянечка начала меня раздевать и сняла мою шапку, она ужаснулась — вшей у меня было больше, чем волос. Был не только голод, но и холод, поэтому шапку я не снимала где-то полгода. Алексеева А.В. 

Трупы лежали в комнате — не было сил их вынести. Они не разлагались. В комнате были промерзшие насквозь стены, замерзшая вода в кружках и ни крупинки хлеба. Только трупы и мы с мамой. Потом дворник вынес мертвецов из нашего дома. Их была целая гора. Грязнова В.В.

В последнее время участились обстрелы города, бьют по разным районам. Жители же совсем спокойны: то ли привычка, то ли перенесли неизмеримо больше. Тихомиров М.

Смотрите также

Осколки советской империи: закрытые военные города Мурманской области 1

Тема закрытых административно-территориальных образований затрагивается довольно редко, но, в сущности, не теряет своей остроты. Пару лет назад она всплыла в федеральной повестке. На встрече с президентом губернатор Мурманской области Андрей Чибис констатировал, что качество жизни в закрытых поселениях не выдерживает критики. Путин, как и заведено, потребовал «уделить особое внимание этому вопросу». Уделим его и мы.

Обратная сторона гуманности: собаки без надзора 27

Тема бродячих собак на улицах Великого Новгорода остра, как никогда. Тому подтверждение – регулярные жалобы со стороны горожан. Закономерно участились стайные оккупации детских площадок и нападения животных в черте города. Рассматриваем пути решения и выясняем, как осуществляется отлов по муниципальному контракту.

Музейное бессонье по-новгородски

В минувшую субботу в Великом Новгороде прошла двенадцатая международная акция «Ночь музеев». Суть её предельно проста: хоть в зной, хоть в град – музеи принимают посетителей после окончания рабочего дня. Новгородский музей-заповедник и районные филиалы не стали исключением.

Комментарии