Железнодорожная династия: дорога трёх поколений

1.7K
1
Автор: Лев Сёмин
Воскресенье, 1 августа, 00:05

День железнодорожника в России празднуют немногим более 120 лет. О трудностях и своеобразной романтике трудовых будней мы поговорили с новгородскими работниками магистралей. История династии железнодорожников, профессиональная преемственность которых стала семейной традицией, — в нашем материале.

Один из старейших профессиональных праздников в стране — День железнодорожника. Впервые торжество объединило работников железных магистралей в XIX веке. С течением времени скромные пути между сёлами переросли в мощную инфраструктурную сеть РЖД. На данный момент общая протяжённость железных дорог в России составляет более 80 тысяч километров. Это второй показатель в мире.  

Первую дату празднования дня железнодорожника приурочили к октябрю 1837 года. Именно тогда от Петербурга до Царского Села отправился первый русский поезд. Чуть позже праздник совместили с годовщиной рождения императора. После революции стараниями большевиков его стёрли с календарей почти на двадцать лет, вернули лишь в 1936 году. Сегодня железнодорожники отмечают профессиональный праздник в первое воскресенье августа. 

История новгородского железнодорожного узла берёт начало в позапрошлом веке, тогда здесь появилась узкоколейная железная дорога. Изначально новгородская станция была транзитной, пути шли к Шимску и Старой Руссе, но после Великой Отечественной войны она стала тупиковой. Сегодня с новгородского вокзала можно добраться в Москву, Тверь, Витебск и Мурманск. Недавно открылись направления до Петрозаводска, Калининграда, Нижнего Новгорода и Пскова. Помимо межобластного сообщения развиваются и внутренние маршруты. 

Новгородский железнодорожный вокзал стал одним из первых крупных общественных зданий, построенных в городе после войны. Он был задуман как «ворота города», собирательный образ, соединяющий в себе архитектуру звонниц и монастырских стен с рельефами ладьи. 

Подчас на объектах железнодорожной инфраструктуры трудятся целыми семьями в нескольких поколениях. Наталья Малышева и Владимир Алексеенко, как и большинство их родственников, посвятили свою трудовую жизнь железной дороге. Как оказалось, история династии новгородских железнодорожников Малышевых началась на станции Парфино.

— Дед был машинистом, бабушка работала стрелочником. Мама — дежурная по станции, папа — электромеханик. Они отработали в Парфино почти 40 лет. Когда я была маленькой, часто приходила к маме на станцию. Помню, как она встречала поезд — и я с ней. Всегда знала, что получу ту же профессию. Никогда не стоял вопрос, кем я буду работать. Кстати, брат Виталий тоже железнодорожник, — рассказывает Наталья

Электромеханик следит за исправностью систем автоматики: светофоры, стрелки, пульты управления на станциях, шлагбаумы на переездах — всё это требует постоянного контроля. Дежурный по станции организует следование поездов по графику движения. 

Уже в 18 лет Наталья устроилась приёмосдатчиком, обеспечивала сохранность груза и багажа в пункте формирования, при отцепке и прицепке вагонов. Там и познакомилась с мужем. Владимир тоже из железнодорожной семьи: мать работала дежурной по станции Старая Русса, отец — главным кондуктором. При выборе профессии он, как и его супруга, не сомневался. После школы поступил в техникум, получил специальность, устроился дежурным по станции.   

Позднее семья переехала в Новгород. После десяти лет на месте приёмосдатчика Наталья стала дежурной по станции Люболяды. В прошлом году она поступила в Великолукский техникум железнодорожного транспорта — там же учились её мать и муж. Наталья выбрала специальность «Организация перевозок и управления на транспорте». 

Великолукское училище открылось в 1902 году. Позже его переименовали в профтехшколу железнодорожного транспорта. Перед войной при техникуме была школа ФЗО, курсы машинистов и дорожных мастеров. За 116 лет здесь выпустилось более 14000 выпускников.

Владимир — ныне дежурный по станции Великий Новгород. После учёбы сюда планирует устроиться и Наталья, тоже дежурной по станции. Для представителей династии железнодорожников профессиональный праздник — повод собраться семьями. Их труд может показаться рутинным только на первый взгляд, при личном общении и погружении в детали сомнений не остаётся: профессия требует ответственного подхода, перманентной заинтересованности и мастерства.

Смотрите также

Архангельская область и НАО: объединение заклятых соседей?

Весной прошлого года руководители Архангельской области и Ненецкого автономного округа подписали меморандум о намерении объединить регионы. Так, вновь обострился вопрос, периодически всплывающий на поморской повестке дня. Следующим шагом напрашивался референдум, но голосование отложили на неопределённый срок. Разбираемся в причинах «заморозки» первой за 12 лет попытки объединения регионов.

«Поезд победы»: по рельсам истории без идеологических пристрастий

Всё чаще в продуктах массовой культуры и речах высших чинов встречается апелляция к образам Великой Отечественной войны. Параллельно возникают откровенно искажённые трактовки и народные лозунги в духе «можем повторить». В минувшие выходные на железнодорожную станцию в Старую Руссу прибыла передвижная выставка, посыл которой вышел за рамки этих тенденций.

Осколки советской империи: закрытые военные города Мурманской области 1

Тема закрытых административно-территориальных образований затрагивается довольно редко, но, в сущности, не теряет своей остроты. Пару лет назад она всплыла в федеральной повестке. На встрече с президентом губернатор Мурманской области Андрей Чибис констатировал, что качество жизни в закрытых поселениях не выдерживает критики. Путин, как и заведено, потребовал «уделить особое внимание этому вопросу». Уделим его и мы.

Комментарии