Отчего так дóроги дорóги: особенности Новгородских дорожных аукционов
В Новгородской области снова проходят бесконкурентные торги на ремонт дорог по нацпроекту. Это выгодно только чиновникам и при одном условии. И вы, конечно, опять понимаете о чём идёт речь.
Администрация губернатора Новгородской области разместила несколько аукционов на ремонт дорог по нацпроекту.
Скучные цифры
- ремонт дорог в Боровичском районе на сумму 996,35 млн рублей;
- ремонт дорог в Валдайском районе на сумму 996,08 млн рублей;
- ремонт дорог в Волотовском и Солецком районах на сумму 999,26 млн рублей;
- ремонт дорог в Батецком, Новгородском и Шимском районах на сумму 999,07 млн рублей.
Общая сумма торгов составила 3,99 млрд рублей. Два аукциона уже завершились, подрядчиком станет давно знакомая нам компания «Союз Автодор», оно же ДСУ-1, которое пришло в наш регион аккуратно вместе с командой губернатора Андрея Никитина. Удивительно, но на торгах удалось сэкономить по 4,98 млн рублей — это 0,5% от одного контракта и 0,49% — от другого. В общем, мелочь, а приятно, может хватить на несколько проектов организации дорожного движения, например, ведь по федеральному законодательству без них дороги ремонтировать, как выяснилось, нельзя.
По другим аукционам подрядчик пока не определился, но нет никаких сомнений, что это будет «Союз Автодор» или АО «ДЭП №33» из Ростова-на-Дону, обе компании из года в год успешно закатывают миллиарды в Новгородские дороги.
С — Стабильность
Подождите, но разве плохо, что на Новгородских дорогах работают одни и те же подрядчики? Они же должны хорошо знать специфику региона, подружиться с субподрядчиками и платить налоги в наш местный бюджет, так как должны бы открыть обособленное подразделение или филиал в Новгородской области.
Но всё на самом деле обстоит не так. Во-первых, для того, чтобы обеспечить участие определённых подрядчиков, наши чиновники составили бесконкурентную аукционную документацию — есть много способов ограничить конкуренцию таким образом, но в части ремонта дорог у нас традиционно выступает объединение нескольких участков не связанных между собой дорог в одном или даже двух-трёх районах. Местное УФАС вяло протестовало против такой политики. Но недолго и безрезультатно.
Чиновники из года в год объединяют разные участки дорог в один большой лот. Мы не поленились и посмотрели, где находится каждая дорога из лотов в этих торгах. При просмотре складывается впечатление, что кто-то нёс полупустую пачку макарон, споткнулся и рассыпал их во все стороны: они разлетелись не очень равномерно, зато довольно далеко друг от друга. В целом, достаточно бессистемно и бессмысленно, чтобы «Новгородавтодор» объединил их в один лот.
Во-вторых, эта полупустая пачка макарон как в среднестатистической российской семье размазывается на несколько дней, то есть в нашем случае — лет. Контракты предполагают выполнение объёмов за три года, при этом совершенно непонятно, почему нельзя просто разбить это на несколько контрактов, чтобы разные подрядчики бодро и параллельно всё сделали за один год, совершенно друг другу не мешая. Мы же помним, что макароны разлетелись далеко. Самое странное, что при этом график оказывается фиктивным, работы проводятся с опережением, о чём нам радостно рассказывают местные чиновники.
В-третьих, раз уж речь зашла про макароны, самая очевидная проблема — отсутствие экономии. Новгородская область из года в год выбирает одни и те же макароны по очень завышенной стоимости. Это можно сравнить с абсурдной ситуацией, когда в большой семье главный распорядитель средств выбирает макароны с чернилами каракатицы, которые вообще не может себе позволить, а на потребности остальных членов семьи просто не обращает внимания.
А если серьёзно, то по расчетам Высшей школы экономики и Федеральной антимонопольной службы, потери России от слабой конкуренции составляют 2-2,5% ежегодного экономического роста.
Почему-то в том же Великом Новгороде в 2019 году за счёт экономии на аукционах удалось отремонтировать дополнительные 68 участков дорог общей протяжённостью около 36,5 км. В 2020 году мэрия сэкономила на торгах 50,5 млн рублей — эти деньги тоже направили на ремонт городских дорог. А в Новгородской области что, нет разбитых дорог про запас, которые можно было бы отремонтировать на образовавшуюся экономию? К сожалению, их достаточно. Только отремонтировать как можно больше дорог — не та цель, которую преследуют наши чиновники.
О — Ответственность. Уголовная
На самом деле всё это мягкие слова о том, что в Новгородской области из года в год совершаются экономические преступления, но никакой ответственности за них никто не несёт. Чем оправданы объединения ничем не связанных между собой дорог в разных районах области? Этот вопрос региональным властям задавали в УФАС и в суде. Каждый раз они отвечали на это — у нас трёхлетний жизненный цикл дорог и, к сожалению, этот аргумент принял даже арбитражный суд, а добросовестные мелкие и средние подрядчики остались без работы. Конкуренция убита, несколько сот миллионов рублей потрачены из-за монопольных действий властей, а это наши с вами деньги и наши с вами дороги.
На самом же деле это объясняется только заботой о том, чтобы вышел нужный исполнитель, ведь на торги не приходят никакие другие подрядчик из других регионов.
В поддержку утверждения о дремучей коррупции, на мой взгляд, служит простой пример: две известных нам компании, захватившие почти весь рынок ремонта дорог за последние три года, традиционно выигрывают торги, но между собой никак не конкурируют — ни разу они не подавали заявки на один и тот же лот. Совпадение?
Зачем средства растягиваются на три года, а потом дополнительными соглашениями меняется график платежей? Чтобы за год получить всё то, что планировали освоить за три. И почему не публикуется график производства работ? Потому что никто не собирается его соблюдать.
Почему стоимость контрактов всегда примерно одинаковая — около миллиарда, всегда чуть меньше? Потому что иначе аукционную документацию в обязательном порядке проверят специалисты центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы, а нашим чиновникам этого не надо. Кстати, недавно стало известно, что работу по исполнению бюджета Новгородской области проверит Счётная палата РФ.
Это отработанная схема, мы её видим с 2017 года, с тех пор из бюджетов Российской Федерации и Новгородской области утекло несколько миллиардов рублей, но почему-то контролирующие органы этот ущерб не очень интересует. За несколько лет только один аукцион прошёл с понижением цены на 25%, но его стоимость при этом была в разы ниже миллиардных лотов — только 160 млн рублей.
За весь тот год, что мы пишем о проблемах в дорожной отрасли, ни следственные органы, ни прокуратура, ни разу не воспользовались правом на ответ на страницах нашего издания.
Смотрите также
Новгородские дороги: распил против безопасности 8
Знаете ли вы, какая основная цель реализации нацпроектов «Безопасные и качественные автодороги»? Отгадка в первом слове — безопасность. Но у наших чиновников, похоже, цель совсем другая. И вы, конечно, точно поняли, что я имею в виду.
Европейский суд по правам человека присудил новгородцу почти 6000 евро за дискриминацию по половому признаку 2
Новгородец Алексей Морозов подал жалобу в Европейский суд по правам человека на дискриминацию по половому признаку. Ему не предоставили отпуск по уходу за ребёнком.
Экономическое положение Новгородской области: в регионе стабильны только убыль населения и рост трат на чиновников 16
РИА-рейтинг регулярно сравнивает социально-экономическое положение регионов Российской Федерации. Новгородская область стабильно сдаёт свои позиции из года в год. Мы решили посмотреть, что изменилось в регионе за последние пять лет.
Комментарии