Как одним решением суда уничтожить конкуренцию в дорожном хозяйстве Новгородской области

4.8K
4
Автор: Алина Щеглова
17 октября 2021 года, 16:16

Год назад новгородские подрядчики начали спорить в судах о неправомерности действий Новгородавтодора при формировании лотов на ремонт региональных дорог. Кассационный суд Санкт-Петербурга не поддержал истцов, тем самым легализовав схему распределения бюджетных средств между крайне ограниченным списком подрядчиков. Рассказываем, почему это плохо.

Для начала напомним суть спора. О том, почему новгородские подрядчики недовольны действиями заказчика, мы писали много раз, но повторить нам вовсе не лень. В регионе с 2017 года сложилась порочная практика отсечения новгородских подрядчиков от участия в аукционах по ремонту дорог.

Аукционная документация формируется таким образом, чтобы подрядчики не могли даже подать заявку: объединяются несколько участков дорог, иногда даже в разных районах, сумма аукциона достигает почти миллиарда. Из-за этого в торгах могут участвовать только те подрядчики, которые до этого смогли выполнить один контракт на 200 млн рублей. 

Проблема в том, что таких аукционов в регионе просто не проводили. И не проводят до сих пор, чтобы не давать новгородцам шанс получить крупный контракт. То есть из года в год заказчик формирует аукционы стоимостью либо в миллиард, либо до 200 млн рублей. На мелких аукционах бюджетные средства экономятся, а на крупных до этого года не получалось сбить ни копейки, ведь на них до этого года аккуратно подавали заявки две организации, не мешая друг другу. И это очень странная ситуация, которая вообще-то должна вызывать вопросы не только у журналистов и подрядчиков, оставшихся не у дел, но и у правоохранительных органов.

Нет особой нужды рассказывать, чем полезна экономия бюджетных средств: ведь на них тоже можно было бы успешно отремонтировать ещё не один километр региональных дорог, тем более у нас до сих пор больше половины дорог находятся в ненормативном состоянии. Хуже того — такая ситуация не исправится даже к 2024 году — когда завершится нацпроект «Безопасные и качественные автодороги». 

Только подумайте, половина дорог в регионе так и останется без ремонта, хотя деньги на это выделялись и немалые. Правда, израсходованы были не самым рациональным способом: помните, мы когда-то сравнивали это распределением доходов весьма небогатой семьи, где глава покупает выбирает деликатесы, которые вообще не может себе позволить, а на потребности остальных членов семьи просто не обращает внимания.

Простейшая арифметика показывает, что даже экономия в 15% за один год могла бы принести в бюджет 600 млн рублей. На ремонт дорог Великого Новгорода в этом году потратили в два раза меньше. А если экономить регулярно, то сумма вырастает как минимум в четыре раза. 

Сколько километров дорог можно было бы отремонтировать за эти деньги? Если продолжить нехитрые расчёты, то получается, что на сэкономленные деньги можно было бы ежегодно ремонтировать дополнительные 100 километров дорог, из расчёта 6 млн рублей на 1 километр. Можно долго рассуждать, на что потратить сэкономленные 400 млн рублей — на пару детских садов или одну школу, но деньги эти достались не бюджету региона.

Почему у Великого Новгорода получается экономить и проводить конкурентные торги, а у области из года в год — нет? Как так получается, что городские дороги ремонтируют несколько подрядчиков и никаких проблем с технологической связью не возникает?

Новгородские подрядчики обратились в арбитражный суд с вопросом, зачем объединять разные участки дорог в один большой лот, когда можно этого не делать? Целый год судебных разбирательств закончился для новгородских подрядчиков ничем: кассационный суд Северо-Западного округа посчитал, что заказчики вправе формировать свои лоты так, как им удобно.

Проблема в том, что картина для суда одна, а в реальности несколько другая. Основной аргумент, который приводит заказчик, защищая свою позицию, заключается в том, что ремонт дорог, которые объединены в лоты, имеет технологическую взаимосвязь. То есть, по словам заказчика и победившего подрядчика, ремонт этих дорог можно проводить только вместе, иначе будет нарушен производственный процесс. При этом дороги располагаются удалённо друг от друга и даже не в одном районе. 

Также заказчик уверял, что контракт, рассчитанный на три года, гарантирует долгосрочную занятость и финансирование подрядчика и его возможности по своевременному перемещению производственных и трудовых ресурсов на различные участки дорог, работы на которых не придётся производить одновременно.

Тут стоит вспомнить, что у нас в регионе трёхлетние контракты выполняются досрочно — трёхлетка за год — такие материалы можно регулярно прочитать на сайте правительства. Получается, что планирование и бюджетные стратегии тут вовсе не при чём, это только аргумент для суда, который к реальности не относится.

Формирование лотов так, как это удобно заказчику — вовсе не преступление и в Новгородской области тоже не вызывало бы вопросы, если бы не пара «но»: экономии бюджетных средств не происходит, а подрядчики из года в год одни и те же. Особенно странной была ситуация, когда на четыре очень крупных аукциона выходит два подрядчика из разных отдалённых от Новгородской области регионов и они старательно подают заявки без конкуренции. 

Откуда они могут знать, как не пересечься на торгах, если заранее не договаривались? Такая ситуация очень похожа на картельный сговор на товарном рынке. Вообще-то это серьёзное преступление, но в Новгородской области на него спокойно закрыли глаза, никто даже проверять не стал. Конечно, всей картины мы не знаем и, возможно, просто есть те, кто мотивировал УФАС закрыть на это глаза. В других регионах подобные ситуации приводят к резонансным расследованиям и громким задержаниям, но в Новгородской области сохраняется спокойствие и тишина.

Подача заявок строго без конкуренции наблюдалась не один год, но в 2021 году, после назойливого внимания «Новгород.ру» к этим закупкам, конкуренция между знакомыми нам подрядчиками всё-таки появилась. Регион смог сэкономить меньше 1% от всей суммы торгов, то есть меньше 30 млн рублей от почти 4 млрд рублей. Ошеломительный успех.

Решение суда выглядит достаточно абсурдным, чтобы вспомнить, в какой стране мы живём. Вроде бы у нас существует закон о защите конкуренции и даже целое ведомство, которое признано эту самую конкуренцию тщательно оберегать. Только вот такие решения — это большой ржавый замок, который демонстративно повесили на дверь УФАС до лучших времён.

Борьба новгородских подрядчиков за справедливость на этом не закончена, дело дойдёт до Верховного суда. Но пока что добиться они смогли только проблем с заказчиком — чиновники не особо довольны тем, что в их дела вмешиваются. В итоге добросовестным организациям чинят препятствия —  необоснованно штрафуют, пытаются внести реестр недобросовестных поставщиков и расторгают контракты. Подробнее мы расскажем об этом в следующей серии нашего увлекательного дорожного сериала.

Смотрите также

Работа над ошибками: в Новгородской области подрядчики и заказчик имитируют экономию бюджетных средств на дорожных аукционах

Недавно завершились аукционы на ремонты дорог в Новгородской области с 2021 по 2023 год. Всего разыграли четыре лота каждый стоимостью чуть меньше миллиарда. Чем обусловлена такая стоимость, мы писали уже много раз, но можно повторить для тех, кто смотрит не с первой серии.

Споры на миллиарды: в судах выясняют, законно ли ограничивать конкуренцию на аукционах по ремонту дорог Новгородской области 7

В судах разных инстанций ведётся спор о том, законно ли «Новгородавтодор» ограничивает конкуренцию на аукционах по ремонту дорог или нет. С таким иском в арбитражный суд обратились новгородские подрядчики.

Отчего так дóроги дорóги: особенности Новгородских дорожных аукционов 8

В Новгородской области снова проходят бесконкурентные торги на ремонт дорог по нацпроекту. Это выгодно только чиновникам и при одном условии. И вы, конечно, опять понимаете о чём идёт речь.

Комментарии