Дорогие дороги и не очень: в чём разница между дорогами в Новгородской области и в Великом Новгороде
Зима близко, а это означает, что дорожный сезон в Новгородской области подходит к завершению. Можно подвести некоторые итоги.
Самый главный итог этого года в дорожной сфере — ровно такой же, как и в прошлом году: если аукцион проводит Новгородавтодор, то он будет скоропостижным и с заранее известным результатом. Эту ситуацию мы с вами наблюдаем с приходом в Новгородскую область команды Андрея Никитина и выходцев из структур Росавтодора — Александра Дронова, Станислава Шульцева, Дмитрия Климова и его преемника Константина Куранова.
С — СТАБИЛЬНОСТЬ
Смена команды губернатора и подведомственной правительству региона организации Новгородавтодор в 2017 году привела к тому, что сюда пришли иногородние подрядчики, которые в итоге сейчас до капли выжимают практически весь дорожный бюджет региона.
Схема очень проста, мы неоднократно про неё писали: несколько не особенно связанных между собой дорог объединяются в один лот, стоимостью чуть меньше миллиарда, потом разыгрывается аукцион, на который из года в год выходят одни и те же подрядчики, успешно избегая конкуренции.
Настолько успешно, что они несколько лет даже не пересекались на одних торгах: как вообще возможно точно угадать, на какой аукцион подавать заявку, чтобы не пересечься на нём с другим подрядчиком? Очень просто — никто не угадывал. Журналистам такая ситуация смутно напоминает сговор, но почему-то правоохранительные органы этого никак не замечают.
В этом году ситуация поменялась — на торги стали выходить обе компании, которые до этого предпочитали на аукционах не пересекаться, и с каждого почти миллиардного контракта бюджет региона сэкономил немыслимые до этого почти 0,5%. С четырёх аукционов, стоимостью в почти 4 млрд рублей, в общей сложности область получила экономию в 30 млн рублей.
При этом в Великом Новгороде на двух аукционах в 2020 году удалось сэкономить 34,21 млн рублей при общей сумме торгов в 234 млн рублей — то есть почти 15% от выделенных бюджетных средств.
О том, почему эта ситуация несправедлива и приводит к тому, что бюджет теряет деньги, а новгородцы — рабочие места — мы тоже уже писали не раз. Новгородские подрядчики пока отстаивают свои интересы в суде, а специалисты «Новгородавтодора» объясняют необходимость объединения разных участков дорог в один лот единым технологическим процессом, разделение которого в силу каких-либо обстоятельств, в том числе и видов проводимых работ, невозможно.
При этом тот же самый Новгородавтодор без всяких сомнений и жалости к единому технологическому процессу разбил одну дорогу, которая ведёт из Новоселиц в Папоротно, на два разных лота. Где тут логика и единообразие подходов к ремонту дорог Новгородской области? А нету их, выбор лотов определяется совершенно другими интересами, и вы, разумеется, знаете, какими.
С — СТОИМОСТЬ
Кроме всего прочего стоит учитывать, что сложность выполнения контрактов на региональных дорогах и в городе — очень разная, ведь ливневая канализация и тротуары есть только на городских улицах. При этом, по информации специалистов, в аукционах, которые разыгрываются на ремонт городских дорог, начальная стоимость асфальтирования составляет около 700 рублей за квадратный метр, а при ремонте региональных — около 1000 рублей за ту же работу.
А теперь давайте вспомним, что на дорожных торгах в Великом Новгороде за счёт конкурентной борьбы цена снижается на 15-25% от максимальной, а на областных не снижается вовсе. То есть наши региональные дороги действительно получаются золотыми.
Сравним два контракта по ремонту дорог в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» — на ремонт городских дорог и региональных. Можно довольно грубо посчитать стоимость квадратного метра асфальта для разных подрядчиков.
К примеру, в одном контракте Новгородавтодора подрядчик должен заменить асфальт на 579 603 квадратных метрах дороги. Стоимость этого контракта составляет 996 347 306 рублей и, как мы помним, по старой доброй традиции цена на этих аукционах не снижается.
Помимо асфальтирования, подрядчик должен ещё заменить водопропускные трубы, укрепить обочины, а ещё там есть часть гравийных дорог, которым асфальта не достанется, так что будем считать, что на асфальтирование пойдёт, допустим, две трети от суммы контракта — то есть 664 231 537 рублей. Разделим эту сумму на количество квадратных метров, у нас выйдет стоимость одного квадратного метра асфальта примерно 1150 рублей.
А теперь посмотрим, сколько стоит квадратный метр асфальта в городе. Возьмём крупный аукцион, начальная стоимость которого составляла 213 459 730 рублей. Асфальт там надо поменять на площади 118 604,6 квадратных метров.
Вспомним, что работы в городе включают в себя много дополнительных задач — замена бортовых камней, обустройство тротуаров плиткой, замена светофоров, асфальтирование заездных карманов, посев газонов, нанесение разметки и замена дорожных знаков в большем количестве, чем на региональных трассах, а ещё там есть люки ливневой канализации, которые надо менять и асфальтировать вокруг более аккуратно. В целом замена асфальта здесь составляет только половину работы, то есть примерно 106 729 865 рублей.
Стоимость асфальтирования квадратного метра получится около 899 рублей. Но при этом стоит отметить, что торги прошли с понижением начальной цены контракта, его стоимость снизилась на 17,51% и составила 176 100 000 рублей. При такой стоимости контракта цена одного квадратного метра асфальта получается не выше 745 рублей.
А если совсем внимательно посмотреть контракты, то можно увидеть, что по требованиям документации в городе верхний слой асфальта должен быть выполнен из щебёночно-мастичной смеси ЩМА-16 на полимерно-битумном вяжущем-60 (ПБВ) слоем не меньше 5 см, а на региональных трассах — ЩМА-11 на ПБВ-60 слоем в 4 см.
Проведём небольшой ликбез: разница между этими смесями в размере щебня — в ЩМА-16 максимальный размер зёрен щебня составляет 16 мм, а в ЩМА-11 — 11 мм. Размер зёрен щебня влияет на свойства асфальта — более крупнозернистые смеси устойчивей к истирающему воздействию шипованой резины.
Поэтому, например, в Скандинавских странах предпочитают крупнозернистые смеси с максимальной крупностью зёрен щебня от 16 до 22 мм, а в Германии, где климат мягче, — большей популярностью пользуются щебёночно-мастичные смеси с максимальным размером зёрен щебня 8 мм и 11 мм.
В принципе, логично использовать в городе более устойчивый к шипованной резине асфальт, ведь там транспортный поток гораздо шире. Но стоимость квадратного метра асфальта при этом для города почти на 40% ниже, а расход выходит больше — если в городе он составляет примерно 125 кг на квадратный метр, а на региональных трассах — около 100 кг на квадратный метр. А ещё гарантийный срок для верхнего покрытия на городских дорогах по контракту составляет пять лет, а по контрактам Новгородавтодора — четыре года.
К — КОНТРОЛЬ
При этом в Новгородавтодоре очень избирательно относятся к контролю за результатами этих самых ремонтов. Вообще, мы живём в стране, где очень многие задачи зарегламентированы и должны соответствовать тому или иному стандарту. Например, есть норматив, согласно которому на 10 тысяч квадратных метров можно напилить три керна, чтобы провести исследования, насколько этот асфальт соответствует тому, чего ожидал заказчик.
Если проехать по дороге на Малую Вишеру, протяжённость которой составляет около 42 км, то можно насчитать на ней 80 кернов при норме в 90, при этом большинство из них вырезали сами подрядчики, а не заказчик в лице Новгородавтодора.
А для Великого Новгорода другие требования: недавно региональное правительство потребовало провести проверку целевого использования субсидий из дорожного фонда Новгородской области. Для этого мэрию обязали провести отбор проб асфальта на одной улице — Розваже. При том, что в этом году в Великом Новгороде ремонтировали 31 участок дорог.
В итоге на крошечном участке улицы Розважа, площадь которой составляет всего 5000 квадратных метров, вместо двух проб отобрали шесть. Проверку проводил тот самый Новгородавтодор, который не успевает проверять работу на своих подведомственных региональных трассах. Нарушений, кстати, не выявили. Логично предположить, что при больших затратах бюджетных средств уровень контроля должен быть выше — региональные дороги должны проверять не менее тщательно, чем крошечную улицу, протяжённостью в 400 метров.
Но тут роль играет то ли безграничное доверие к подрядчику, который год от года закатывает миллиарды в региональные дороги, выигрывая контракт за контрактом без понижения цены, то ли нежелание выявить какие-либо недостатки на проверяемых участках.
Смотрите также
Бюджет Новгородской области на 2022 год: основные траты 7
Министерство финансов Новгородской области разработало проект бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Его дефицит составил полмиллиарда рублей.
Как один аукцион может повлиять на конкуренцию в дорожной сфере Новгородской области
В Великом Новгороде может решиться вопрос о конкуренции на дорожных торгах, которую ограничивали несколько лет подряд. Ключевым моментом стал аукцион на ремонт проспекта Александра Корсунова и ул. Державина.
В Новгородской области появился шанс на возвращение конкуренции на дорожных торгах 4
В мэрии Великого Новгорода подвели итоги аукциона на ремонт дорог на улице Державина и проспекте Корсунова. Победителем стал новгородский подрядчик ООО «Ситиком». Если компания исполнит контракт, её не смогут не допустить до торгов в миллиард рублей, которые проводят в Новгородской области, чтобы ограничить конкуренцию.
Комментарии