Новгородская область. Архипелаг для мошенников и налоговых уклонистов
Новгородская область исправно пополняет федеральный бюджет. В 2019 году мы отправили в центр почти 6,6 млрд рублей. В 2020 году — 8 миллиардов. В прошлом году случился статистический провал: регион насобирал для центра «всего» 4 миллиарда. В 2019 году в бюджет региона компании перечислили 25,7 млрд рублей, в 2020 году — 24 миллиарда, а в прошлом году 31,4 млрд рублей.
От этих цифр зависит зарплата учителей и врачей. Вообще бюджетные деньги можно назвать источником существования для 74% населения Новгородской области. Мы включаем сюда чиновников, работников бюджетных учреждений и предприятий, а также членов их семей. Бюджетниками, вы знаете, являются также все их домашние животные и аквариумные рыбки.
Одним из ключевых факторов падения собираемости специалисты называют организацию бизнесом схем по оптимизации налогообложения. Креативные предприниматели дробят бизнес, прикидываясь разными субъектами. Для этого прибегают к помощи друзей, родственников, знакомых и прочих аквариумных рыбок, регистрируя на них новые фирмы, куда формально распределяют прибыль.
В Новгородской области найти такие компании не составляет труда. Их деятельность выносится на свет естественным образом за счёт аномалий в нормальной работе и повторяющихся имен тех, кто креативит схемы теневого обогащения. В нашем повествовании следите за фамилиями.
Мозаика отдельных сделок
В этой части мы расскажем, какие интересные сделки нашли в документах суда, налоговой и ФСБ. И как из этих сделок вырисовывается картина единого конгломерата компаний под началом пары-тройки неформальных хозяев и менеджеров.
«Инвест-Капитал» и Борцов
В число учредителей «Инвест-Капитала» до 2015 года входили Владимир Орлов и Алексей Пахомов. Всего 3-4 года назад баланс «Инвест-капитала» составлял положительные 234 млн рублей. Однако вопреки таким замечательным показателям в 2018 году начался процесс банкротства. В суде стали выясняться странные для коммерческой организации подробности: некоторые сделки с 2017 года совершались вовсе не на благо компании.
Так, в апреле 2017-июне 2018 года в пользу некоего Андрея Борцова было перечислено 750 тысяч рублей, а порядка 650 тысяч получил бывший учредитель «Инвест-капитала» Алексей Пахомов. Суд распорядился вернуть эти деньги назад на счета банкрота. 328 тысяч рублей также обязали вернуть Дину Морозову по договору оказания бухгалтерских услуг.
На одном из заседании судов выяснилось, что бывший руководитель «Инвест-Капитала» Яна Ильина с апреля 2017 по самый конец 2018 года находилась в декретном отпуске, а на момент ухода свои полномочия и управление организацией передала доверенному лицу — как раз знакомому нам Андрею Борцову. Получилось так, что 10 апреля Яна Ильина ушла в отпуск, а уже 20 апреля со счетов компании деньги стали поступать Борцову.
Фактически он управлял компанией «Инвест-Капитал» совместно с Алексеем Солдатенко. Кстати, этот персонаж сейчас находится в местах лишения свободы — в начале 2020 года в отношении компании было возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов. Тогда сообщалось, что руководство компании в нарушение законодательства представило в налоговые органы отчётные документы, содержащие заведомо ложные сведения о якобы проведённых торговых операциях. Таким образом, руководство предприятия уклонилось от уплаты НДС на общую сумму около 6,5 млн рублей.
Кто в это время подписывал документы компании, сказать сложно, но, по словам Яны Ильиной, она просто не могла подписать часть из них, потому что находилась в отпуске по уходу за ребёнком.
— На тот момент у меня были дружественные отношения с Андреем Борцовым и я попросила его взять в свои руки управление организацией. Он предлагал заключить некоторые договоры, чтобы вести коммерческую деятельность и получать прибыть. Но документально он никак не относился к этой организации, — сообщила Яна Ильина.
Она оставляла нормально функционирующую и приносящую прибыль компанию в руки человека, которому доверяла, а в итоге вернулась к обанкротившейся компании с сомнительными связями и сделками. Знакомая история, не правда ли? Но об этом чуть ниже.
«Инвест-капитал» и «Технострой»
Связи «Техностроя» с другими компаниями заслуживают пристального внимания, ведь из имеющихся у нас материалов видно, что проверкой здесь занята не только налоговая инспекция, но и региональное управление ФСБ России, а эти господа не будут возиться с бумагами ради мелкой рыбёшки.
Уже в период банкротства «Инвест-капитала» «Технострой» получил от него в собственность без оплаты наличными офис по адресу: г. Великий Новгород, ул. Свободы, д.23, кв.109, стоимостью 5,9 млн рублей. Эту сделка привлекла внимание контролеров, и Арбитражный суд Новгородской области «откатил» её назад, обязав вернуть офис «Инвест-капиталу».
«Технострой» и «Инвест-Капитал» роднит не только имущество, которое они без наличного расчёта перекидывали друг другу, один и тот же учредитель, но и предприниматель Дина Морозова. Она дала показания в налоговой о том, что вела бухгалтерию не только в «Инвест-Капитале», но и в «Технострое». По некоторым данным, женщина с теми же ФИО была сотрудником ФНС — вот где очень легко набраться опыта по выявлению (и не только) бухгалтерского сопровождения преступных схем.
«Инвест-капитал» и «Трэксервис»
Связь двух этих компаний обнажилась также в Арбитражном суде Новгородской области. 22 апреля прошлого года по иску кредитора «Трэксервис» обязан вернуть в собственность «Инвест-Капитала» два транспортных средства: «Рено Дастер» 2016 года выпуска и вазовскую «четверку» 2006 года выпуска. Два договора, по которым эти автомашины «рассовали» по «своим» накануне банкротства в 2018 году, суд признал недействительными.
«Технострой» и «Трэксервис»
Ниточки сотрудничества ведут в «Трэксервис» не только из «Инвест-Капитала», но и из упомянутого выше «Техностроя». «Трэксервис» — хорошо знакомая нам компания, реконструировавшая улицу Псковскую и дорогу на Хутынь. Здесь и маленькая дружеская помощь, и серьёзные многомиллионные дела.
В ноябре 2019 года «Технострой» оплатил страховку КАСКО за «Мерседес» «Трэксервиса». Это за рамками нормальной деятельности, но дальше — больше.
В 2020 году начался процесс банкротства «Трэксервиса». Согласно данным проверок налоговой, на 31 декабря 2018 года эти две компании зафиксировали задолженность «Трэксервиса» перед «Техностроем» на сумму 17,7 млн рублей за якобы выполненные строительные работы. Задолженность оказалась фактически фейковой.
Оказалось, что у «Техностроя» не было достаточного количества рабочих для выполнения работ, а директор был номинальным. Неноминальным оказалась лишь фигура представителя «Трэксервиса». Налоговая зафиксировала факт подконтрольности их совместной деятельности некоему Андрею Борцову.
Борцов и «Трэксервис»
Пару слов можно вспомнить и о зависимости «Трэксервиса» от Андрея Борцова. Налоговое управление проверяло деятельность «Трэксревиса» за 2017-2021 годы. И выявило, что порядка 135 млн рублей получил некий Борцов, коммерческий директор «Трэксервиса». Человек с привилегиями. Деньги в фирму он не вернул, а часть долгов ему неожиданно простили. «Трэксервис» ушёл в банкротное пике, а на Борцова даже никто не пожаловался. Именно об этом же Борцове мы пишем в начале первой части статьи.
Мельников, «Трэксервис» и «Инвест-капитал»
Совместно с Борцовым в «Трэксервисе» хозяйничал некий Мельников. Вряд ли можно назвать совпадением тот факт, что он в феврале 2018 года продал в «Трэксервис» старинный Land Cruiser 100, а в июле 2018 года одноимённый автомобиль — в «Трэксервис». По нашей информации, Борцов и Мельников неплохо друг друга знают и сотрудничают на базе общих интересов в нескольких компаниях наподобие банкротящихся «Трэксервиса» и «Инвест-капитала».
Этот парень один за всех
Как мы видим, рассказ о компаниях объединяет череда банкротных споров по абсурдным сделкам, которые суд охотно отменяет как фиктивные или недействительные. В суде взаимосвязь компаний-генераторов долгов мы легко проследили благодаря склонности к сугубой экономии дирижёров всех этих финансовых схем. В делах о банкротстве «Трэксервиса» один представитель на нескольких кредиторов: «Новгородской финансовой компании», «Снабстроя», «Нового Света» и «Паритета ВН».
Банкротные дела сходны как братья-близнецы и развиваются по одному сценарию: жила-была организация со своей полноценной финансовой жизнью, выполняла какие-то работы, получала за это деньги, платила налоги, планировала и дальше существовать и зарабатывать.
Но тут появлялся Андрей Борцов с совершенно другими интересами и у организации возникал незначительный долг — с которым при желании можно было бы справиться без лишних судебных разбирательств. Но в интересах теневого руководства (того самого Андрея Борцова) затянуть компанию в неприятный процесс банкротства и вытянуть из неё всё, что можно и нельзя.
Кроме того, в процессе суда выясняется, что некоторые подписи на документах — поддельные, такая история была и у «Трэксервиса», ровно та же недавно вскрылась и у «Инвест-Капитала» — представитель бывшего руководителя этой организации Александр Дейна сообщил, что они будут подавать ходатайство о фальсификации подписи. По его словам, документ был подписан неким человеком по фамилии Каганов, который даже не числился с компании и, с другой стороны, стояла подпись Яны Ильиной, которую она не ставила.
Что всё это значит?
Как видите, несколько фамилий объединяют вокруг себя целую группу компаний с многомиллионными банкротствами.
Практика правоохранительных и налоговых органов вот уже более десяти лет настраивается на выявление общих мест среди формально не связанных компаний. Зачем? Дело в том, что за этими связями кроются организованные преступные группы, объединившиеся на долговременной основе для разработки и реализации схем воровства из бюджета, основанных на недополучения федеральным и региональным бюджетами многомиллионных налоговых платежей.
В неформальную организованную группу можно объединять тех, кто совершает необъяснимые непрозрачные и невыгодные сделки, прямо запрещённые законом о банкротстве, пользуется одними и теми же представителями, выводит деньги со счетов разных, якобы не связанных между собой компаний.
Что может сделать журналист? Раскопать факты, указывающие на объединение десятка-другого компаний и физлиц, классифицировать и осветить их на страницах издания. А дальше дело стоит за правоохранительными органами. Почему им оказывается не так интересно расследовать такие уголовные дела, остаётся только догадываться. При этом обманутые контрагенты обивают пороги судов и силовых ведомств, получают в ответ отписки и отказы в возбуждении уголовных дел, а мошенники продолжают закручивать свои схемы.
Написано в соавторстве с Алиной Щегловой
Смотрите также
Сейфы, деньги, два бомжа. Схема распределения денег дорожных нацпроектов 5
За неполных пять лет Новгородская область потратила более 22 млрд рублей на дороги. Не сомневаюсь, что по меньшей мере треть этих денег осела в карманах у московской команды чиновников, распределяющих денежные потоки. Информация об этом в крайне фрагментированном и урезанном виде виде находится в делах оперативного учета МВД и ФСБ.
Комментарии