Слой за слоем — в глубь веков: реставрация древних икон

2.6K
0
Автор: Лев Сёмин
18 июля 2022 года, 11:45

В мастерской Новгородского музея-заповедника вовсю идёт реставрация икон XIV и XVI веков. О специфике работы и преимуществах нового оборудования мы поговорили с местным художником-реставратором высшей квалификационной категории Юрием Александровым.

Под руководством начальника отдела реставрации темперной живописи местного музея-заповедника Юрия Александрова специалисты новгородской мастерской приступили к реставрации древнерусских икон. Сейчас в работе — «Богоматерь Одигитрия» XIV века из церкви Успения села Курицко — самая древняя из нераскрытых икон музейного собрания, написанная ещё до Куликовской битвы. По словам реставратора, фигуру младенца удалось очистить от поздних записей и потемневшей олифы. Следующий этап — раскрытие изображения Богоматери. 

В помощь специалистам идёт новейшее оборудование, которое приобрели при поддержке попечителей музея. Неотъемлемая его часть — бинокулярный микроскоп — вещь импортная, прямиком из Германии. В музее аппарат появился задолго до обострения внешнеполитической обстановки и потому — верно служит новгородским мастерам. 

фото Льва Сёмина
фото Льва Сёмина
фото Льва Сёмина

Функционал рабочих столов новгородской мастерской позволяет команде Юрия Александрова проводить сложнейшие реставрационные работы. Немецкий чудо-микроскоп перемещается дистанционно, в том числе и на микрорасстояния. Видеокамера фиксирует процесс раскрытия иконы, попутно оформляя снимки. По словам мастеров, автономное освещение позволяет избежать нагрева поверхности иконы в ходе работы. 

— С недавних пор наша мастерская стала одной из наиболее укомплектованных в провинции. Уровень оборудования вполне сопоставим с тем, что имеется в Эрмитаже или Третьяковке. Работа с использованием бинокулярного микроскопа — необходимое условие нормальной, корректной реставрации, — рассказывает Юрий Александров. — С ним очень удобно: можно перемещать в любую точку стола, и движется он как угодно, по осям. Благодаря микроскопу, я вижу толщину каждого слоя иконы, могу контролировать свои действия. Это существенно ускоряет процесс. Конечно, есть и помощники — всего у нас в мастерской три сотрудника-профессионала. 

Снимки пригодятся при оформлении реставрационного паспорта, который включит в себя все исследования иконы. В среднем, как отмечает Юрий Александров, на реставрацию уходит от пяти до десяти лет. Но всё зависит от формата иконы. К примеру, реставрация крупной «Богоматерь Умиление», которая в 2015 году вернулась в экспозицию новгородского музея-заповедника, шла целых 13 лет. 

— Долгое время икона «Богоматерь Одигитрия» выпадала из поля зрения реставраторов. Лишь в 90-ые годы заключили договор с Русским музеем. Тогда был раскрыт участок с изображением младенца. И вот с 2016 года я занимаюсь её реставрацией. Всю свою сознательную жизнь работаю с микроскопами. Сначала у нас были деревянные подставочки, сделанные по моим эскизам в нашей столярной мастерской. Затем появился рабочий стол, который был создан совместно с инженерами Политехнического института НовГУ. Он механический, управляется с помощью пульта. Таких в нашей стране совсем не много, — добавляет эксперт.

фото Льва Сёмина

Как выяснилось, древнерусские мастера при написании икон использовали липовую доску, нанося на неё меловой грунт, — левкас. Иногда перед этим на дерево наклеивался холст — паволока, но чаще обходились без него. Сперва левкас шлифовали, а в особых случаях покрывали золотом, и только потом писали на нём темперой — красками, разведёнными на яичном желтке. Поверх красочного слоя наносили закрепители: варёное масло-олифу, а затем — лак, чтобы предохранить живопись. 

— Храмы у нас были тёмные и неотапливаемые, поэтому все удары влажностные и тепловые сказывались на иконах. Слой олифы приходилось делать достаточно толстым. Но по прошествии лет он темнел до такой степени, что трудно было различить изображение. В итоге его возобновляли по контурам предыдущего. В силу того, что мода не стояла на месте, как и художественные стили, сменялся и стиль изображения самой иконы, — поясняет собеседник. — Так и получалось, что икона в своей основе древнерусская, а к XVIII веку приобретала барочные черты. Каждый новый слой вновь покрывали олифой. И так — раз за разом — на протяжении столетий. По итогу икона превращалась в загадочный слоёный пирог. Под очередным слоем теперь можно встретить совсем другого святого.

То, что сегодня реставраторы называют расчисткой иконы, путём проб и ошибок научились проворачивать лишь к началу XX века. Эту работу можно сравнить с трудом археолога или геолога, который закладывает пробный шурф. Открывая икону слой за слоем, мастера, будто заново переживают триумфальные и трагические эпизоды её богатой истории. Нередко приходится работать с иконами, которые реставрировались в 1960-е годы или ещё до революции. 

фото Льва Сёмина

Помимо бинокулярного микроскопа, в распоряжении новгородских специалистов — термошпатель. Он позволяет проводить консервацию, укрепляя отстающие элементы левкаса и красочного слоя. Также реставраторы вооружены микроскальпелями, которые изготовлены по специальным эскизам в лаборатории Новгородского университета, как и новые рабочие столы. 

— Если раньше мы, по большей части, занимались раскрытием с применением органических растворителей — ставили байковые компрессы и удаляли размягчённые слои, то сейчас стараемся этот метод ограничивать, потому что протекающие процессы на иконе в этом случае сложно контролировать. Ещё один важный элемент в нашей работе — рентген. С его помощью видим буквально всё — вплоть до мельчайших и глубинных деталей. Например, до льняной ткани, которую мастер наклеивал перед нанесением грунта. Есть в нашем арсенале и такой способ исследований, как съёмка в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, — отмечает Юрий Александров

Следующий памятник из собрания музея-заповедника, над которым сейчас трудятся реставраторы, — икона «Богоматерь Корсунская» XVI века из Софийского собора. Во время создания икону украсили окладом XII века, который планируют экспонировать во Владычной палате. На первом этапе реставраторы снимут профилактическую заклейку. Затем приступят к укреплению основы и выправлению деформации — приведут её в нормальное состояние. После чего удалят запись XIX века, чтобы раскрыть живопись XVI века. 

— Эта икона долго находилась на реставрации в столичном реставрационном центре имени Грабаря. После чудовищного пожара 2010 года, который случился в мастерских, оклад с неё сняли. Икона сильно пострадала — была залита во время тушения пожара. Затем сделали профилактическую заклейку. В силу того, что доска сильно износилась плесенью и личинками жука-точильщика, икона долго испаряла влагу, — поясняет мастер. — Сейчас все деформации остановились, и мы приступили к реставрации. Теперь идёт укрепление грунто-красочного слоя. Далее икона будет разобрана на отдельные доски, каждую из которых следует укрепить, а затем соединить всё в щит, использовав новые шпонки и прочие детали крепления, — врезки, металлические части. 

«Богоматерь Корсунская», фото Льва Сёмина

Третья икона, над которой ведётся работа в новгородской мастерской, — «Богоматерь Боголюбская Московская, с изображением Московского Кремля» из 1780-ых годов. Её особенность — детально переданная панорама Московского Кремля. Точное изображение здания и помещённая в нижней части иконы молитва к Богородице связаны с идеей заступничества Богоматери и московских чудотворцев за свой город. 

— Вы знаете, древность иконы — далеко не всегда гарантия высокого уровня исполнения, но «Богоматерь Боголюбская Московская», очевидно, написана по заказу очень серьёзного, важного человека. Недаром здесь использована экзотическая древесина. И по характеру живописи видно, что её писал большой мастер, который владел всем арсеналом. Существуют ещё несколько подобных икон с изображением Московского Кремля, но они уступают нашей по исполнению и размеру. Так что, это действительно уникальный экземпляр, — рассказывает начальник отдела реставрации станковой темперной живописи новгородского музея-заповедника

Прославление этой иконы, как и появление в последней четверти XVIII века списков чудотворного образа, тесно связано с Чумным бунтом в Москве, в подавлении которого принимал участие фаворит императрицы Екатерины Великой — граф Григорий Орлов. Новгородские мастера удалили с иконы потемневший лак, после чего изображение Московского кремля открылось во всей красе. Далее — предстоит восполнить утраты древесины и выполнить тонировки, в результате чего икона приобретёт экспозиционный вид.

фото Льва Сёмина
фото Льва Сёмина
фото Льва Сёмина

— Здесь проведена большая работа по реставрации кипарисовой основы, которая практически распадалась на три части. На иконе виднеется большое отверстие от осколка снаряда, попавшего в святыню во время Великой Отечественной войны. Мы уже провели склейку основы, затем предстоит скрепить её вставками древесины с оборотной стороны и восполнить утраты. Тут вот специальная система: тонкая деревянная дощечка с лицевой стороны, а с оборотной — поддержка, для того чтобы можно было экспонировать икону с обеих сторон, — резюмирует Юрий Александров

По словам сотрудников музея-заповедника, после реставрации икона «Богоматерь Боголюбская Московская, с изображением Московского Кремля» займёт центральное место в экспозиции, посвящённой роду Орловых — в бывшем доме графини Орловой-Чесменской.

Смотрите также

Зима, фолк-рок, Балабанов: театр «Садко» открыл новый сезон 4

В минувшие выходные на Летней эстраде Кремлёвского парка стартовал новый сезон уличного театра «Садко». За три дня перед новгородцами выступили скрипачка Евгения Зима и солист Мариинского театра Карлос Д`Онофрио, а также новгородские артисты с фолк-рок мюзиклом «Садко» и петербургская группа «Наши люди». Подробнее — в материале колумниста «Новгород.ру».

Павел Лунгин: «Поскреби блокбастер — увидишь Евангелие» 1

В культурном центре «Диалог» прошёл творческий вечер режиссёра, сценариста, актёра и продюсера Павла Лунгина. Гость рассказал новгородцам об отношении к современному кинематографу, о картинах с Петром Мамоновым и дальнейших творческих планах.

Четыре фазы: ход реставрации стен Детинца 2

В Новгородском кремле продолжается масштабная реставрация участков древней крепостной стены. Заведующая отделом капитального ремонта памятников музея-заповедника Ирина Верман подробно рассказала о том, как проходят работы, и поделилась с нами дальнейшими планами.

Комментарии