Волна банкротств и разорений: скандал вокруг поправок в закон «О рекламе»

2.4K
2
Автор: Лев Сёмин
Среда, 10 августа, 23:50

В середине июля депутаты Госдумы в первом чтении приняли поправки в федеральный закон «О рекламе», предполагающие создание единого оператора цифровых рекламных объявлений. Законопроект под авторством единоросса Артёма Кирьянова вызвал серьёзные опасения у представителей рынка. Подробности — в нашем материале.

За ширмой чужого спектакля 

Согласно пояснительной записке, концепция законопроекта подразумевает «снижение рисков утраты государственного контроля за размещением информации, угрожающей интересам национальной безопасности». Единому оператору намерены дать право разрабатывать схемы размещения цифровых конструкций во всех городах России, эксплуатировать их и брать за это плату, а также следить за содержанием самой рекламы.

Проще говоря, всё сводится к закреплению одного оператора, который, по задумке автора законопроекта, будет размещать наружную рекламу на цифровых конструкциях и отвечать за специальный информационный сервис, где физические лица смогут публиковать объявления. Когда единого оператора изберут, всем остальным ресурсам, публикующим в интернете частные объявления, придётся прекратить свою деятельность.

То есть, помимо прочего, законопроект затрагивает отрасль, вовсе не подпадающую под регулирование законодательства о рекламе, — деятельность классифайдов. При этом полностью перераспределяя рынок в пользу пресловутого единого оператора и фактически лишая прежних представителей индустрии своего бизнеса.

Классифайд — ресурс с объявлениями от физических лиц с различными предложениями, сгруппированными по темам. Изначально классифайд, как «доска объявлений» был представлен в печатных СМИ, сейчас — в интернете. Классические примеры современного классифайда: Slando, Craigslist, Авито, Юла, ЦИАН.

duma.gov.ru

В пояснительной записке также обозначено: будущим оператором может оказаться исключительно местное юридическое лицо, не подконтрольное иностранным собственникам. По замыслу автора законопроекта, единого оператора выберут в течение месяца, после того как поправки будут приняты, опубликованы и станут законом. Компания при этом должна быть «системообразующей организацией российской экономики, осуществляющей деятельность рекламных агентств».

Из предлагаемых поправок следует, что на деятельность единого оператора не будут распространяться требования отраслевых стандартов, законодательства об охране культурного наследия, а также отдельных положений законодательства о рекламе. При этом остальные операторы наружной рекламы будут по-прежнему обязаны соблюдать все эти нормы и, более того, смогут размещать контент на своих цифровых конструкциях исключительно через информационный ресурс единого оператора за отдельную плату.

Автор законопроекта  хорошо известный новгородцам заместитель председателя комитета по экономической политике Артём Кирьянов, избранный депутатом Госдумы VIII созыва. Его инициативу рассмотрели и приняли в первом чтении в середине июля. За это время документ успел побывать на рассмотрении в профильном комитете и Совете Госдумы, который направил его для дальнейшего обсуждения на внеочередном пленарном заседании.

Экономический вандализм  

Идея создания единого оператора вызвала широкий резонанс в профессиональном сообществе. Противники инициативы Артёма Кирьянова  крупнейшие представители рынка  составили коллективные письма с критикой законопроекта, адресованные Михаилу Мишустину, Вячеславу Володину, Максиму Топилину и Андрею Кутепову.

Как сообщает портал AdIndex, среди несогласных компаний  «Постер», Gallery и РИМ, «Восток-Медиа» и «Дизайн Мастер», а также Sunlight Outdoor, Nord Star и HD Outdoor. Критикуя инициативу, авторы возмущённых писем, в частности, обеспокоились тем, что единый оператор сможет устанавливать монопольно высокую цену за размещение рекламы. По их словам, в таком случае работу могут потерять 150 тысяч квалифицированных специалистов. 

— Объединение всех цифровых экранов России в единую сеть не то, что не повысит информационную безопасность, а, наоборот, создаст новые серьезные угрозы. Любая успешная кибератака сможет привести к единовременному размещению на всех экранах страны нежелательного контента, а устранение последствий будет осложняться географической и технологической спецификой. Появление единой сети станет целью номер один для хакеров со всего мира, — опасаются операторы.

Помимо прочего, авторы протестных писем отметили, что действующее законодательство уже регулирует размещение информации: любого оператора наружной рекламы в случае нарушений могут лишить права осуществлять соответствующую деятельность. Примечательно, что Russ Outdoor, которая, по словам экспертов, единственная на рынке операторов наружной рекламы отвечает всем указанным в законопроекте требованиям, подпись под «антипоправочным» документом не поставила. 

Комментируя нашумевший законопроект, глава министерства цифрового развития РФ Максут Шадаев заявил, что выбор единого оператора, которого намерены наделить особыми преференциями по размещению как наружной рекламы, так и объявлений физлиц на электронных досках в интернете, фактически приведёт к монополизации рынка.

Особо колкие на язык эксперты уже окрестили инициативу «экономическим вандализмом». Не поддержал законопроект и департамент СМИ и рекламы правительства Москвы. Против также выступило правительство Санкт-Петербурга и региональные рекламные компании. По их оценке, законопроект продвигается под надуманным предлогом и в перспективе может полностью уничтожить отрасль в угоду единственной коммерческой организации.

«Пустили погреться, а он уж и детей крестить»

В конечном итоге многочисленные вопросы критиков были направлены Артёму Кирьянову, который, в свою очередь, назвал законопроект профилактическим. Обосновывая релевантность своей инициативы на страницах газеты «Коммерсантъ», депутат заявил, что аргументы противников законопроекта уводят общество в «откровенно спекулятивную плоскость». 

 Речь идёт о наведении порядка, выведении индустрии из серой зоны и легализации всех её участников. В первую очередь  в регионах. Если в крупнейших региональных центрах цифровой рекламный бизнес структурирован и более или менее прозрачен, то на периферии творится настоящий хаос. Рекламные конструкции используют без разрешения на установку и эксплуатацию, государство не получает доходов в виде налогов,  приводит слова автора законопроекта «Коммерсантъ». 

По словам Артёма Кирьянова, создание единого оператора вовсе не исключает возможности прямого взаимодействия дистрибуторов, заказчиков и рекламодателей. Все договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в сфере наружной рекламы  срочные, и торги по-прежнему будут проводиться. 

duma.gov.ru

 Создание единого оператора заставит всех участников рынка пройти верификацию. Анонимов и компаний-прокладок не останется, что сбалансирует отрасль, вытеснив из неё многочисленные незаконные схемы, что в конечном итоге приведёт и к снижению цен на размещение, а также позволит решить в зародыше проблему появления рекламы в стиле «вырви глаз», просто не допустив такие макеты к установке. Принятие законопроекта позволит сбалансировать рынок социальной рекламы, который сейчас работает по остаточному принципу,  приводит слова Артёма Кирьянова «Коммерсантъ».

Автор законопроекта также заявил, что создание единого оператора позволит государству обрести механизм контроля за объектом рекламы  контентом, который идёт к массовому потребителю. По словам депутата, сейчас нет никаких гарантий, что на экране не появятся, например, экстремистские призывы. Что бы это ни значило. 

Поправки к поправкам 

Задолго до бурного обсуждения законопроекта во многих регионах Российской Федерации уже велась работа по избавлению жителей от «рекламного шума». Пусть и не всегда успешно, но последние годы, по словам экспертов, регионам удавалось грамотно планировать схемы размещения цифровых конструкций, тщательно фильтровать рекламный контент и предотвращать атаки хакеров, поддерживая при этом рекламную экосистему в рамках здоровой конкурентной среды. 

По сей день операторы наружной рекламы работают с местными администрациям и при необходимости представляют им видеоэкраны для социальных акций. Региональные бюджеты пополняются после проведения торгов на право размещения рекламных конструкций. В случае принятия текущего пакета поправок они рискуют утратить налоговые поступления от прежних участников рынка, полноценное существование которых, судя по всему, окажется под ударом.  

Так или иначе, согласно документам на сайте Госдумы, срок подачи поправок к законопроекту ко второму чтению решили продлить до середины августа. Депутаты намерены провести публичные слушания и оценку документа. Предполагается, что за это время инициативу переориентируют на защиту интересов бизнеса. Как оно выйдет на самом деле — узнаем в ближайшее время.  

Смотрите также

Найдёшь келью и под елью: в лесах Новгородской области плодится жук-короед

Аномальная жара и засуха 2021 и 2022 годов спровоцировали вспышку численности жука-вредителя — короеда-типографа — в лесах Новгородской области. По словам экспертов, потенциально в зоне риска сейчас находятся 135 тысяч гектаров леса. О реальном масштабе угрозы — в нашем материале.

Слой за слоем — в глубь веков: реставрация древних икон

В мастерской Новгородского музея-заповедника вовсю идёт реставрация уникальных икон XIV и XVI веков. О специфике работы и преимуществах нового оборудования мы поговорили с местным художником-реставратором высшей квалификационной категории Юрием Александровым.

Зима, фолк-рок, Балабанов: театр «Садко» открыл новый сезон 4

В минувшие выходные на Летней эстраде Кремлёвского парка стартовал новый сезон уличного театра «Садко». За три дня перед новгородцами выступили скрипачка Евгения Зима и солист Мариинского театра Карлос Д`Онофрио, а также новгородские артисты с фолк-рок мюзиклом «Садко» и петербургская группа «Наши люди».

Комментарии