Сквозь призму истории: новгородская журналистика на рубеже эпох

3.5K
1
Автор: Лев Сёмин
5 декабря 2022 года, 18:50

К началу XX века Российская Империя замкнула тройку мировых держав, лидирующих по качеству и количеству выпускаемых в стране газет, по уровню организации издательского дела в целом. О том, какой вклад в развитие русской периодической печати внесли новгородские издания, говорим с экспертом РАН, профессором местной кафедры журналистики Александрой Семёновой.

Александра Семёнова — доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики НовГУ, преподаватель дисциплины «История новгородской журналистики», эксперт РАН. Автор десятков научных публикаций, учебных пособий и монографий. 

Цель научного проекта «Визуализация и вербализация регионального культурного кода в новгородских СМИ: исторический аспект», который возглавила Александра Семёнова, — распознать своеобразие журналистики Новгородской губернии. Региональный культурный код, по словам специалистов, — явление сложное и неодномоментное, а главная проблема новгородской идентичности — разрыв между средневековьем и современностью. Восполнить эти лакуны позволит исследование местной периодики с 1838 по 1927 годы.

— Александра Леонидовна, в чём заключается главная задача вашего проекта? Как продвигается работа? 

Мы планируем создать сайт, который включит фотоархив новгородских газет и журналов образца XIX и XX веков, аннотированный указатель новгородской периодики, перечень актуальных исследований по истории новгородской журналистики. Уже подготовили к печати два учебных пособия, материал которых составит контент сайта.

Анализируем научный подход к проблеме культурного кода в новгородских СМИ и отражение региональной идентичности в губернских изданиях. Разрабатываем концепцию сайта: его дизайн, контент, технические характеристики. Увидеть промежуточные итоги нашей работы можно на странице проекта в соцсети. А создание сайта — задача следующего года.

фото Льва Сёмина

— Объём работы впечатляет. С кем вы трудитесь над проектом? Расскажите подробнее о научном коллективе. 

В проекте участвует доцент нашей кафедры Ирина Василенко, написавшая немало научных статей на основе исследований об уездных газетах Новгородской губернии. Старший преподаватель кафедры иностранных языков, перевода и межкультурной коммуникации НовГУ Ангелина Барышева помогает нам с переводом исследовательских материалов.

Также в проекте задействована Дарья Васильева, которая ещё в студенческие годы увлеклась изучением истории новгородской периодики, написала диплом и магистерскую работу об «Известиях новгородского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Сейчас она аспирантка НовГУ, и тема её кандидатской диссертации посвящена периоду местной журналистики от 1917 года к 1924. 

С нами также Сергей Козлов — блестящий знаток дореволюционной новгородской журналистики, защитивший кандидатскую диссертацию в СПбГУ в 2014 году по истории «Новгородских губернских ведомостей». И, конечно, — Дмитрий Асташкин — прекрасный специалист по новгородским СМИ советского периода, защитивший кандидатскую диссертацию в СПбГУ в 2011 году. 

— В чём главная проблема региональной новгородской идентичности, как вы считаете? 

На мой взгляд, основная проблема в её актуализации. Я выросла в Новгороде и привыкла гордиться его многовековой историей. Но если в школьные и студенческие годы в СМИ активно продвигался образ современного и развивающегося города, то в начале 90-х годов акцент сместился на средневековое прошлое. И складывается впечатление, что мы «застряли» в нём. 

Надо сказать, подобная рефлексия была свойственна и авторам дореволюционных новгородских изданий. Но всем нам важно понять, чем же ценен наш город сейчас — в XXI веке. И не только город, но и область. 

— К слову, о дореволюционных изданиях. В определённой среде они зачастую ассоциируются с чем-то жутко архаичным и не представляющим ни малейшего интереса. Насколько это справедливо, на ваш взгляд?

Это совершенно несправедливо. Многие публикации дореволюционных газет выглядят весьма актуально, даже злободневно. Ведь проблемы общественной жизни, вне зависимости от политических режимов, — всё те же. Медицина, образование, правопорядок. Опыт наших предшественников чрезвычайно полезен для нас. Именно он и нашёл отражение на страницах новгородской печати.

— Как проявлялось «межстоличное» положение Новгородской губернии? Её близость к Петербургу. Можно ли утверждать, что газетное дело на этом фоне развивалось чуть медленнее? 

До открытия Николаевской железной дороги музыканты, проезжавшие по тракту, устраивали представления в губернском центре, давали богатую почву для газетных публикаций. Но железная дорога лишила новгородцев этого удовольствия. Зато столичные издания стали попадать в губернию гораздо быстрее, пусть и несколько тормозили развитие местной периодики.

фото Льва Сёмина

— В конце 1850-х годов Российскую Империю охватили масштабные реформы, появились частные газеты. Как это отразилось на местной периодике? Каков усреднённый портрет редактора-издателя тех времён? 

«Новгородский листок» — единственная новгородская частная газета XIX века. Редактором-издателем был преподаватель гимназии Елиашевич. Просуществовала она всего год, хотя у неё чрезвычайно интересная и богатая история, которая заслуживает отдельного рассказа.

Редактор-издатель времён Российской Империи, как правило, — представитель местной интеллигенции: преподаватель гимназии, врач, чиновник средней руки. Это человек с хорошим образованием и определённым уровнем достатка.

— Насчёт стремительного закрытия частных газет. В одной из научных работ вы утверждаете, что рекламный рынок в Новгородской губернии был довольно узок. В этом всё дело? 

Да, частные издания имели риск закрыться довольно быстро. Например, «Новгородская жизнь», которую издавал Рубакин в 1909-1911 годах. Он не смог избавиться от долгов и закрыл газету. В этом смысле удачливее был «Волховский листок» Богдановского, который издавался с 1903 по 1917 годы. Успех издателю принесла реклама собственной типографии, эпатаж в публикациях.

— В этой связи — пару фраз о предварительной цензуре и взаимоотношениях с властью в целом. Как обстояли дела до 1905 года? 

Санкт-Петербургский цензурный комитет тщательно следил за тем, что выходило на страницах местной прессы. А с 1882 года за новгородские частные изданий отвечал вице-губернатор. То, что не проходило цензуру, удалялось с полос газеты на стадии корректуры. Если публиковалось нечто подозрительное, то цензоры составляли докладные записки, содержание которых доводилось до губернатора.

— Среди местных журналов того времени сразу бросается в глаза ежемесячное музыкально-литературное издание с иллюстрациями Ивана Билибина. Встречалось ли ещё нечто подобное по масштабу?

Я бы назвала сатирический журнал «Страж». Он издавался в 1906-1907 годах, отличался очень качественным художественным оформлением: карикатуры, качественная проза, стихи. Редактором-издателем журнала была Зинаида Слезскинская — супруга известного новгородского краеведа, публициста, члена Новгородского общества любителей древности Александра Слёзскинского.

— Первая мировая война встряхнула привычный жизненный уклад не только в столице, но и в русской провинции. Как это отразилось на характере новгородской печати?

Война сказалась весьма печально. Новгородская губерния быстро обрела статус прифронтовой. Здесь ввели военную цензуру, на фоне чего закрылись уездные газеты в Череповце и Старой Руссе. Часть сотрудников газет и типографий мобилизовали. Выходившие в Новгороде и уездах газеты вели рубрики, посвящённые положению на фронтах.

фото Льва Сёмина
фото Льва Сёмина

— И пару слов о революционных событиях. «Новгородские епархиальные ведомости» тогда писали о расстреле антибольшевистского митинга, об арестах священников и захвате Антониева монастыря. Пользовались ли большевики поддержкой новгородцев? Какие ещё издания заняли контрреволюционную позицию?

Собственно большевистских изданий в Новгороде до октября 1917 года не было вовсе. В местных «Известиях» главную роль играли эсеры. Практически все выходившие в Новгороде газеты выступили против захвата власти большевиками. Их считали узурпаторами, страна ждала созыва Учредительного собрания.

— Насколько знаю, единственным источником информации для новгородцев с 1944 по 1957 годы стала газета «Новгородская правда». Что встречалось внутри? 

В это время существовал принцип обязательной подписки на партийные издания. В газете помещались перепечатки из «Правды» или сообщения ТАСС, а затем шли авторские материалы местных журналистов, корреспонденции из районов, письма в редакцию, фельетоны.

— Поддаётся ли описанию общая логика развития местного газетного дела на рубеже веков? Вам удалось проследить константы в региональном культурном коде? 

Логика была весьма позитивной: в Новгороде появлялось множество новых изданий, стремительно развивалась уездная пресса. Её расцвет пришёлся на 1917 год, что вполне объяснимо историческим контекстом того времени. Некоторые константы очевидны и находят отражение в местной периодике.

Новгородцы — наследники великого прошлого: монументальной живописи, соборов и монастырей, летописей и берестяных грамот. Что интересно, до революции новгородцами себя идентифицировали все жители губернии, не только Новгорода. А другие константы нам ещё предстоит выявить в ходе тщательного научного исследования. 

В качестве дополнения к беседе — отрывок из газетной статьи 1858 года. «Новгородские губернские ведомости», отдел второй, часть неофициальная. Империя празднует масленицу:

«В четыре часа весь наш городской люд, со всеми его подразделениями, выходит или выезжает на гулянье, местом которого служит Большая Московская улица. Экипажи всех родов движутся один за другим бесконечною вереницею, в которой перетасованы без различия все состояния. К шести часам толпы гуляющих редеют, каждый отправляется проводить вечер в удовольствиях сообразно своим наклонностям и средствам; кто идёт в заведение испить на двенац-кепеек чейкю и пьёт его до седьмого поту; кто в цирк, кто на преферанс, кто в маскерад.

<...>

Перейдём лучше к вошедшей в моду киевской наливке. Кажись что в ней особенного, кроме названия, наливка себе и только, ан нет. Известно, какое благоговение русский человек питает к матери городов российских — Киеву; сколько отрадных чувств, сколько светлых мыслей производит одно его имя. Предметы, носящие название киевских, пользуются особенной популярностию, так может ли после этого остаться без внимания и киевская наливка. Глядя на неё думает русский человек: вот она родная-то наша, ведь и выпьешь-то ей, так словно в самом Киеве побываешь».

Смотрите также

Дерзость, упорство, русский гений: Пётр Первый и его Великое посольство 1

Со дня рождения первого Всероссийского Императора прошло 350 лет. На минувшей неделе в главном здании Новгородского музея-заповедника открылась выставка «Великое посольство Петра Первого». Совместный проект под эгидой Ассамблеи петровских музеев России посвящён отправной точке масштабных реформ последнего царя всея Руси. Подробнее — в материале колумниста «Новгород.ру» Льва Сёмина.

Алексей Чадаев: религия — оборонная технология, война — двигатель инноваций 7

В минувшую пятницу в Великом Новгороде стартовал первый Всероссийский слёт операторов боевых квадрокоптеров «Дронница». К мероприятию присоединились гости из 20-ти регионов России, а также Белоруссии и ЛДНР. Лекцию «Философия оружия. Современное и вневременное» представил политолог Алексей Чадаев. О бытии, времени и борьбе за историю — в материале.

Волна банкротств и разорений: скандал вокруг поправок в закон «О рекламе» 2

В середине июля депутаты Госдумы в первом чтении приняли поправки в федеральный закон «О рекламе», предполагающие создание единого оператора цифровых рекламных объявлений. Законопроект под авторством новгородского единоросса Артёма Кирьянова вызвал серьёзные опасения у представителей рынка. Подробнее — в материале колумниста «Новгород.ру» Льва Сёмина.

Комментарии