Равный равному: как и зачем учиться в «Школе 21»

3.6K
12
Автор: Ксения Лысенко
25 мая 2023 года, 18:50

В Великом Новгороде в здании НТШ осенью откроется уникальный образовательный проект по подготовке специалистов в IT-отрасли «Школа 21». Здесь бесплатно все желающие получить знания и новую профессию в информационных технологиях смогут обучаться не только языкам программирования, но и навыкам работы в команде, построения коммуникаций и лидерства. О том, что делает школу уникальной и почему ее выпускники очень востребованы на рынке журналистам рассказал директор проекта, а ректор НовГУ и министр цифрового развития области пояснили, зачем боролись за появление такой школы в Великом Новгороде.

«Школа 21» — инновационный образовательный проект Сбера, который помогает всем желающим кандидатам от 18 лет бесплатно получить практические знания в IT-сфере.

О том, что такая школа появится в Великом Новгороде, стало известно еще в прошлом году. Что же делает ее уникальной? Чем она отличается от вузовского образования? А от онлайн-обучения в одной из модных цифровых школ? Попробуем разобраться.

Принципы обучения

Как рассказал Александр Федяков, директор «Школы 21», ее уникальность зиждется на четырех базовых принципах.

Первое — это кампусы, которые доступны 24 часа, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Это значит, что в такие кампусы, можно приходить в любое время дня и ночи, хоть в Новый год, хоть в праздники. Учиться можно в удобном ритме.

— Что касается доступности 24/7, айтишники часто работают ночью. Кроме того, большая часть участников «Школы 21» в том или ином виде совмещает обучение с другой деятельностью. Сюда приходят студенты вузов и люди, которые работают. Поэтому часто им удобно приходить вечером. В школе понимают и принимают такой подход и дают возможность учиться в подходящее время, — подчеркнул Александр Федяков.

Внутри кампусы больше напоминают IT-компанию, а не учебное заведение. Это большие помещения, заполненные компьютерами, за которыми сидят и делают задания. Помимо этого есть зоны отдыха, игровые комнаты, спортивные залы.

Вторая составляющая — это собственная платформа, разработка Сбера, которая позволяет учиться в игровом процессе. Каждый участник воспринимает себя не как студента в вузе, а как персонажа игры, который двигается, приобретая опыт и знания, и выходит на новые уровни. Благодаря этому участники очень сильно вовлечены в процесс, а их увлечение поддерживают всевозможными игровыми механиками.

Третий большой принцип, который делает школу уникальной с точки зрения подготовки айтишников — это метод «равный равному». При таком методе источником знаний для ученика служит не профессиональный учитель, а такой же ученик, уже обучившийся предмету.

Правило школы: не знаешь, как решить задачу — спроси соседа слева, соседа справа, поищи в интернете. Благодаря тому, что в процессе обучения на отборочные бассейны собираются сотни участников с совершенно разным опытом и уровнем знаний, разного возраста и профессий, они учатся друг у друга, приобретая все новые и новые навыки — не только цифровые, но и, например, навыки коммуникации и работы в команде.

Четвертый принцип — это практикоориентированность. С самого начала это такой «парник» для айтишников. Участники чувствуют себя не студентами за партой, а настоящими разработчиками, погружаются в репозитории, в классическую работу с гигиеной кода. Это позволяет за короткое время осознать, насколько в целом карьера айтишника человеку по душе, насколько стоит в нее идти и выбирать ее, как профессию.

Все это вместе делает школу очень специальным с точки зрения атмосферы и подходов местом.

— Для нас это действительно очень важный проект, потому что много времени мы уделяем подготовке кадров, увеличиваем места в колледжах, в университете. А этим проектом мы логически продолжаем историю с переподготовкой кадров уже для взрослых. Немаловажно, что это абсолютно бесплатная для студентов возможность получить действительно ценную профессию. Это более двух тысяч часов полноценной профессиональной переподготовки. В любом возрасте — мы видим это на примере уже открытых кампусов у коллег в Казани, например, в Сургуте, — сказал министр цифрового развития Новгородской области Михаил Киблер.

Ректор Новгородского университета Юрий Боровиков отметил, что школа помогает выявлять и быстро раскрыть таланты в сфере информационных технологий даже среди тех, кто изначально развивался в совершенно других профессиях. Подход школы может способствовать появлению специалистов с совершенно уникальным набором компетенций.

— Команда Новгородской области после открытия «Школы 21» в Москве была первой, кто посетил эту площадку, и стала вникать в технологию. Честно скажу, что даже для коллег, опытных в системе образования, было не совсем понятно, что это такое — без преподавателей, совершенно индивидуализированные образовательные траектории, обучающийся приходит тогда, когда пожелает, есть командная работа. Мы приехали в «Школу 21», посмотрели и приняли решение, что нам однозначно такая школа в регионе нужна. Она без каких-либо сомнений будет украшением для инфраструктуры, которая сейчас строится в Новгороде, — заявил он.

Как учатся в «Школе 21»

Для участия в отборочном этапе необходимо оставить заявку на сайте, уже открыта регистрация на обучение в Великом Новгороде. Поступление в школу не зависит от предыдущих знаний, опыта работы, умения программировать и наличия дипломов. Для более чем половины участников проекта это первый опыт программирования. По словам руководителя, в школу приходят и студенты, и бизнесмены, и даже бывшие налоговые инспекторы.

Единственный важный критерий, помимо желания учиться и понимания того, что для этого нужно время и силы, — это возраст старше 18 лет.

Для начала нужно пойти две отборочные игры: одна на запоминание, а вторая — на логическое мышление. Дальше следует этап отборочных видеоинтервью, где команда встречается с теми, кто подал заявки и проверяет, насколько в целом человек осознает, куда он подает заявку, насколько понимает свой дальнейший путь. 

— Следом у нас стартует отборочный бассейн. Это такой знаменитый этап «Школы 21». Только те, кто успешно проходит отборочный бассейн, потом получают приглашение на основное обучение, — рассказал директор школы. — Отборочный бассейн — это отдельное приключение. Это 26 дней, в течение которых примерно нужно потратить 260 часов — по 10 часов в день, включая выходные. Это индивидуальные проекты по разработке на языке C, это групповые проекты и экзамены, которые распределены в течение всего периода. По ходу отборочного бассейна мы понимаем не только, насколько человек прирастает с точки зрения цифровых компетенций, но и понимаем, насколько он погружается во взаимодействие с другими участниками — насколько получается выстроить коммуникацию, насколько получается показать свою способность взаимодействовать и учиться, работать в команде, работать совместно над проектами, проявлять навыки управления временем, самодисциплины. Это все крайне важно в процессе прохождения бассейна. На выходе из него мы отбираем только тех, кто успешно проходит этот путь.

На отборочный бассейн в Великий Новгород ждут участников не только из нашего региона и соседних областей Северо-Запада, но в том числе и из других стран.

После отборочного бассейна само обучение длиться разный период времени в зависимости от скорости каждого конкретного участника. В среднем, за полтора года человек приобретает навыки, достаточные для того, чтобы стать джун-разработчиком. Это начинающий специалист с минимальным опытом. По истечении примерно трех лет участник приобретает навык мидл-разработчика или даже чуть более высокого уровня.

Основной критерий обучения в школе — это прохождение дедлайнов, соблюдение сроков. Каждый участник должен набирать определенный опыт в течение определенного времени и переходить с уровня на уровень не позднее определенного срока. Если участник не соблюдает сроки, то он отчисляется. Внутри процесса обучения есть экзамены, чтобы проверять знания, есть индивидуальные и групповые проекты, но несданный экзамен не приравнивается к отчислению — это говорит о том, что человек не получил необходимый объем опыта и рискует сорвать сроки и не перейти на следующий уровень.

При обучении по методу «равный равному» нет наставников в классическом смысле. Хотя участники в процессе часто приглашают лекторов из своих вузов, и что еще важнее, сами начинают учить других участников. Методика школы мотивирует их к этому — в командной работе над проектами важно подтягивать участников, которые что-то недопонимают, а за наставничество более продвинутые ученики получают дополнительные баллы. Они становятся наиболее востребованными в школе. 

— Классический академический подход похож на воронку. Есть огромное количество знаний и есть учитель, который всегда является узким горлышком, который фильтрует эти знания. Если мне повезло с учителем, у меня все замечательно. Если нет, скорее всего, я не смогу должным образом учиться. А «равный равному» — это скорее такое сито, когда есть большое количество участников. В процессе обучения я с ними со всеми должен буду взаимодействовать в рамках взаимных проверок. Я всегда найду себе партнеров, с которыми мне комфортно учиться, которые мне здорово объяснят те вещи, в которых я не разбираюсь, и которым я тоже смогу объяснить те вещи, которые они по какой-то причине не понимают. Наша практика показывает, что это замечательно работает, — пояснил Александр Федяков.

Чему учат в «Школе 21»?

Что касается объема компетенций, на первом этапе обучения, который идет до стажировки, участники «Школы 21» приобретают широкий стек или набор доступных для использования технологий. Это C, С++, SQL, навыки DevOps и один из четырех прикладных языков на выбор: C#, Go, Java либо Python (самые популярные языки, которые сейчас есть в разработке). Получается, что на выходе участник обладает тем стеком, который позволяет заниматься разнообразными продуктами в почти любой компании, которая есть на рынке, и чувствовать себя комфортно.

Почти 100% участников со стажировки возвращаются уже трудоустроенными.

После возвращения со стажировки участники могут еще глубже погрузиться в темы, например, в backend-разработку или уйти в машинное обучение, мобильную разработку и другие области знаний.

На выходе участники получают сертификат «Школы 21». Это не диплом государственного образца, но практика показывает, что этого более чем достаточно, чтобы устроиться на хорошую работу.

— Из наших участников уже больше 1800 человек нашли работу в сфере IT. Мы собираем статистику, насколько они хороши в профессиональном смысле. Из тех, кто идет работать в Сбер мы видим, что они гораздо быстрее получают первое повышение и гораздо быстрее адаптируются, быстрее растут по карьерной лестнице, — подытожил директор проекта.

190 рабочих мест и игровые комнаты

Кампус «Школы 21» в Великом Новгороде площадью около 1700 квадратных метров расположится в здании НТШ. Здесь будет более 190 оборудованных рабочих мест для учебы, что даст возможность поступить на основное обучение 200 участникам. Помещение оснастят современным оборудованием, зонами отдыха и развлечений.

Кроме того, ученики смогут пользоваться инфраструктурой НТШ — холлами и конференц-залами, кафе и столовой. Общение с резидентами будет еще больше способствовать развитию участников «Школы 21».

18 сентября 2023 года планируется официально запустить школу. В этот день стартует первый отборочный бассейн, а 18-20 октября — второй. Таким образом, до ноября в результате каждого отборочного бассейна сформируется поток из 100 участников — всего около 200 человек.

— Мы сотрудничаем с Новгородской областью во многих сферах — это ЖКХ, туризм, здравоохранение и безусловно образование. Провели обучающее мероприятие для преподавателей в нашем корпоративном университете по цифровым навыкам. В пандемию мы подключили 46 школ к цифровой обучающей платформе Сбербанка. Кроме этого, реализовали программу по раскрытию потенциала для детей-подростков. До 2025 года мы подключим 65 школьных и дошкольных учреждений к ней. Мы действительно внедряем современные технологии не только для нашего региона, но и для России, — прокомментировал Игорь Залукаев, управляющий Новгородским отделением ПАО Сбербанк.

Кузница кадров

— Нехватка в айтишниках есть не только у нас, она сегодня есть во всем мире. Довольно сложно посчитать, сколько не хватает конкретно Новгородской области. Наверно, я не сильно ошибусь, если скажу, что не хватает примерно столько же, сколько есть сегодня. Вообще, у нас не осталось уже ни одной отрасли, в которой нет цифры так или иначе, поэтому специалисты, которые пройдут обучение в этой школе точно будут востребованы и на территории Новгородской области, и за ее пределами. Как мы знаем, для IT-компаний границ не существует. Ничего не мешает человеку жить в Великом Новгороде или в Новгородской области, а работать на московскую, петербургскую или зарубежную компанию, — сказал Михаил Киблер.

Вторят ему и директора по IT, и владельцы компаний. Действительно кадровый голод в сфере информационных технологий — чуть ли не критический. И нужны не просто люди, а специалисты с опытом, с нужными знаниями и способностью все это применять и постоянно развиваться. Таким специалистам готовы платить немалые деньги и давать самые комфортные условия работы.

Возможно, «Школа 21» от Сбера поможет нашему региону оставаться заметной точкой на IT-карте России. Новые технологии и новые решения требуют новых подходов к образованию, а распределенные модели организаций позволяют децентрализовать учебу и работу. И хотя работа в IT не для каждого, но попробовать свои силы определенно стоит.

Смотрите также

Помощник и молчаливый свидетель — не супергерой, но система «Безопасный город» 5

Современный город — большая и сложная система, напоминающая порой огромный живой организм. В идеале, всё в нем должно быть отстроено. Подобно вечному двигателю, город сам себя подпитывает и воспроизводит, а каждая шестеренка, каждая клеточка знает что и как ей делать. В такой системе, как и в любом организме, периодически возникают сбои — как ссадины появляются ямы на дорогах после долгой зимы, как маленькие царапины — прорывы труб, как головная боль — множество аварий из-за плохой погоды.

В гостях у губернатора: интервью без галстука 8

Недавно губернатор Новгородской области Андрей Никитин пригласил к себе в гости трех главных редакторов интернет-изданий: Ксению Лысенко из «Новгород.ру», Томаса Томмингаса из «53 новостей» и Евгения Нефёдова из «Генплана Великого Новгорода». В неформальной обстановке глава региона ответил на вопросы об области, проектах по развитию, НТШ и образовании. Также он поделился историями из жизни, рассказал о вдохновении и мотивации, даже раскрыл собственный секрет выстраивания эффективной команды. Обо всем этом читайте в нашем материале.

Научи меня мыслить: искусственный разум в мире людей 6

За последнее время в мире машинного обучения и искусственного интеллекта случился прорыв, который трудно было не заметить. У нас появились реально работающие нейросети, способные выдавать интересные результаты, крупный бизнес начал экономить миллионы с помощью решений на базе ИИ, а умные приложения буквально управляют работой тысяч людей каждый день. И что-то подсказывает нам, что история этих технологий только начинается.

Комментарии