На воде, на льду, на земле. Учения нефтепроводчиков обеспечивают высокую готовность к любой ситуации

1.3K
0
Автор: Лев Сёмин
Среда, 13 марта, 12:00

Компания «Транснефть — Балтика», обеспечивающая транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов, провела серию зимних учебно-тренировочных занятий по ликвидации выходов углеводородов на подводных переходах крупных рек. Подобные учения на льду, воде, земле и болотах проходят во всех регионах присутствия предприятия круглый год — чтобы максимально оперативно реагировать на нештатные ситуации и не допустить вреда людям, окружающей среде, а также гарантировать надежность поставок углеводородов всем потребителям.

Лучше предупредить

Общая протяженность магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов предприятия, проходящих по территории Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской, Ленинградской, Псковской, Ярославской областей и Санкт-Петербурга составляет около 5,5 тысяч километров. Чтобы быть уверенными в их полной безопасности, нефтепроводчики регулярно осуществляют плановые мероприятия по своевременному обслуживанию инфраструктуры: проводят тщательную диагностику состояния труб и резервуаров, по результатам которой могут приниматься решения о необходимости ремонтов; контролируют состояние систем автоматики, которые в режиме реального времени следят за множеством параметров работы трубопровода; обновляют электросети, запорную арматуру, «сердца» трубопроводной системы — магистральные насосные агрегаты.

В рамках этой работы только в прошлом году предприятие ввело в эксплуатацию 75 новых или реконструированных объектов, среди которых пять резервуаров объемом от 3 до 50 тысяч куб. м, около 20 км новых участков магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, около 40 единиц запорной арматуры, семь двигателей магистральных насосных агрегатов Уверенность в том, что оборудование не подведет, а при необходимости его можно оперативно заменить или починить, добавляет масштабная программа импортозамещения. 

Таким образом, в подходе к надежности и безопасности нефтепроводчики руководствуются принципом, что лучше предупредить, чем потом устранять последствия. Однако оперативные службы компании находятся в состоянии постоянной готовности к локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций, ведь ее, например, могут спровоцировать «нефтяные бутлегеры» — организаторы криминальных врезок для хищения топлива из трубопроводов. Именно такие преступления эксперты называют одной из главных причин выходов нефти и нефтепродуктов.

Свыше тысячи учений в год

Поэтому учения — неотъемлемая часть работы предприятия. В прошлом году в «Транснефть — Балтике» их проведено 1259. Как поясняют в компании, они необходимы для «поддержания в постоянной готовности сил и средств для устранения нештатных ситуаций и их последствий на объектах магистральных трубопроводов, а также обучения работников действиям по оперативному реагированию на нештатные ситуации, спасению жизней и сохранению здоровья персонала, снижению ущерба окружающей среде и материальных потерь».

Большое внимание уделяется учениям на воде. Здесь и угроза окружающей среде выше, и мероприятия сложнее — для локализации вышедшего топлива необходимо установить несколько рубежей боновых заграждений. В феврале-марте такие занятия прошли в Ярославской, Тверской, Ленинградской и Новгородской областях. Сценарий везде похожий: в районе подводных переходов магистральных трубопроводов через реки диспетчеры фиксировали «аварийное снижение давления», после чего транспортировка условно останавливалась.

Первыми к месту предполагаемой аварии всегда отправляются патрульные группы. Их задача — найти точное место выхода углеводородов, обеспечить безопасность людей, которые могут находиться рядом, принять первичные меры, чтобы не допустить возгорания топлива и его дальнейшего распространения по водной поверхности.

Следом выдвигаются оперативные бригады. Рубежи, на которых они встретят «нефтяное пятно», распределены заранее. Зная скорость течения реки, несложно рассчитать время, необходимое для прибытия, развертывание и установку бонов — специальных заграждений, перекрывающих верхние слои реки и не дающих продвигаться дальше углеводородам. Рубежей несколько — чтобы полностью исключить «прорыв» хотя бы капли нефти.

Зимой задача нефтепроводчиков усложняется. Если летом боновые заграждения растягиваются между берегами с помощью лодок, то в холодное время года сначала необходимо с помощью специальных ледорезов по всей ширине реки сделать пропил. Когда боны установлены, а значит вышедшие «нефть» или «нефтепродукты» локализованы, специальные устройства — нефтесборщики начинают их откачку в развернутые на берегу емкости. А уже оттуда собранная «эмульсия» вывозится на утилизацию уполномоченными предприятиями. На месте же работа не заканчивается — трубопроводчикам необходимо провести окончательную очистку берегов и убрать территорию. При этом, как на учениях, так и при реальной нештатной ситуации, на всех этапах за состоянием окружающей среды следят экологи предприятия.

Зачастую выполнение основной задачи учений по локализации и ликвидации нефтяного пятна и последствий разлива усложняют дополнительными вводными: отказом различного оборудования на станции или линейной части трубопровода, необходимостью оказать первую помощь пострадавшему. Практика показывает, что к любой неожиданности нефтепроводчики готовы. К счастью, в реальности подобные нештатные ситуации — исключительная редкость. Но опыт и знания работников «Транснефть — Балтики» востребованы: бывает, что региональные власти и оперативные службы обращаются к ним за помощью в ликвидации разливов, не связанных с деятельностью предприятия. Так было, например, несколько лет назад в Великом Новгороде, где нефтепроводчики помогли остановить и устранить пятно нефтепродуктов на реке Волхов.

— Учебно-тренировочные занятия — это важнейший элемент комплексного обеспечения безопасности работы нашего предприятия. Мы не просто поддерживаем высокий уровень навыков и знаний работников. Каждое УТЗ — это ещё и возможность проверить соответствие имеющейся в нашем распоряжении техники требуемым задачам, координацию различных подразделений как внутри предприятия, так и с оперативными службами и ведомствами, органами государственной власти. Кроме того, анализ каждого занятия позволяет и далее совершенствовать систему безопасности технологических процессов, — рассказал главный инженер ООО «Транснефть — Балтика» Евгений Инжеватов.

Смотрите также

Народная аптечка: тактическая медицина на фронтах СВО 8

В конференц-зале новгородской гостиницы «Интурист» на днях состоялся закрытый показ документального фильма о гуманитарном проекте «Народная аптечка» команды Данила Махницкого. Гостям рассказали об актуальном уровне снабжения бойцов СВО и состоянии армейской медицины в целом. Подробнее — в материале журналиста «Новгород.ру» Льва Сёмина.

Смена двигателей: нефтетранспортная отрасль внедряет новое оборудование 7

Введение эмбарго на морские поставки нефти и продуктов её переработки в страны Евросоюза, по словам экспертов Центробанка РФ, грозит обернуться «новым шоком» для российской экономики. За счёт чего в условиях санкционного давления продлится курс на диверсификацию нефтяных потоков и снижение транзитных рисков при транспортировке сырья? Об этом и многом другом — в материале колумниста «Новгород.ру» Льва Сёмина.

От петровских реформ до мировой войны: история русской новогодней традиции 5

Новогодне-рождественские образы настолько прочно закрепились в общеевропейском культурном коде, что в годы Первой мировой войны с наступлением «праздничных» дней временно прекращались обстрелы и газовые атаки на всех фронтах. Среди русских поздравительных открыток, направляемых бойцам из глубокого тыла, торжественные мотивы зачастую переплетались с темой воинского героизма и духовного единства нации. Об исторических перипетиях и глубинных истоках празднества — в материале колумниста «Новгород.ру» Льва Сёмина.

Комментарии