Врач — анестезиолог-реаниматолог детской реанимации: «Когда мамы присылают фотографии подросших детей, которых мы выходили, — это радость»
Светлана Щеголихина, врач — анестезиолог-реаниматолог Новгородского областного клинического перинатального центра имени В.Ю. Мишекурина. Она со школы хотела быть врачом и долгое время работала неонатологом. Но полтора года назад ее жизнь круто изменилась: она переехала в Новгородскую область и стала работать в детской реанимации. А в декабре прошлого года она вошла в число лучших врачей региона, отмеченных за значимый вклад в повышение рождаемости и заботу о здоровье новорожденных в рамках экспертной премии «Врач с большой буквы». Это ежегодная национальная премия, учрежденная компанией «АльфаСтрахование — ОМС», которая проводится уже четвёртый год при поддержке региональных департаментов и министерств здравоохранения.
Erid: LjN8JvLf7
Победители премии — врачи разных специальностей — определяются по итогам независимого аудита качества медицинской помощи. В апреле 2024 года Светлана Щеголихина побывала на стажировке для лауреатов премии в НМИЦ АГП имени В.И. Кулакова, ведущем медицинском центре нашей страны. О том, как она обретала уверенность в новой для себя роли, о своей любви к малышам и их мамам и своей победе в премии Светлана рассказала в интервью.
— Светлана Германовна, расскажите, почему вы решили стать врачом и выбрали именно эту непростую специальность?
На самом деле я затрудняюсь ответить на вопрос, почему я захотела быть врачом. У меня в окружении и среди родственников нет врачей. Родилась и жила в деревне с населением в тысячу человек. Но в 9 классе я твёрдо решила, что буду врачом. Как это произошло, какой это был переломный момент в моей жизни — я не могу сказать. А вот в том, что я стала неонатологом, большую роль сыграла моя преподавательница в университете. Когда мы пришли к ней на цикл по неонатологии, она очень завораживающе про это рассказывала, сумела преподнести нам это направление. Вот так где-то на четвертом курсе я четко решила, что буду неонатологом. Тогда я еще не представляла, что есть и другая сторона медали этой профессии, я думала, что все дети, которые рождаются, — это 8-9 баллов по шкале Апгар и всё с ними хорошо. О том, что дети бывают и недоношенные, и с различными патологиями, я тогда не думала. Но тем не менее это был ключевой момент, благодаря которому я стала именно неонатологом.
— А как вы стали работать анестезиологом-реаниматологом в детской реанимации?
Это был удивительный поворот в моей жизни, потому что я хотела быть неонатологом и работала всегда неонатологом. Но волею судьбы так получилось, что 1,5 года назад я переехала в Новгород и мне пришлось пойти работать в отделение реанимации. Сначала был страх, отрицание, а сейчас, 1,5 года спустя, всё изменилось. Появилась уверенность, особенно когда получаешь результат, когда мамы высылают фотографии с детьми, которые родились по 900 граммов, которых мы принимали и выхаживали, а сейчас они абсолютно нормальные, — в такие моменты чувствуешь радость, что это заслуга нашей команды.
А ещё был в моей жизни период, когда я три года вообще не работала в роддоме. Это было во времена COVID-19, тогда мне пришлось работать в ковидном госпитале. Получается, что в неонатологию я вернулась незадолго до переезда в Новгород.
— Эта сфера изменилась за время вашего отсутствия?
По сравнению с началом моей работы в 2008 году всё очень изменилось, в том числе оказание помощи в родильном зале. И даже за три года, что я не работала в роддоме, медицина шагнула далеко вперед, многие изменения в лучшую сторону.
Появилось новое оборудование, новые препараты, новые методики. Это помогает снижать риски у новорожденных, уменьшилось время пребывания детей на медицинских аппаратах. Появились новые аппараты экспертного класса, которые значительно облегчают различные манипуляции. Например, если раньше ребенку нужно было выставить определенный параметр или другой режим, нам нужно было менять аппарат: перекатить его, собрать, включить. А сейчас можно просто переключить режим одной кнопкой, в то время как малыш продолжает получать, например, респираторную терапию.
— Получается, уже вскоре после переезда в новый город и перехода к новой специализации вам удалось стать лауреатом экспертной премии «Врач с большой буквы» от «АльфаСтрахование — ОМС». Как вы считаете, что позволило вам победить?
Учитывая тот факт, что я только приехала в Новгород и всего 1,5 года проработала в перинатальном центре имени В.Ю. Мишекурина, когда мне сказали, что меня будут награждать, что меня выбрали «Врачом с большой буквы», это была для меня неожиданная новость. Я даже не знала, как на это реагировать. Потом, анализируя эту ситуацию, я пришла к выводу, что, скорее всего, моя победа — большая заслуга того, что в лечении, в выхаживании детей, в общении с мамами я не скуплюсь на слова и трачу на это большое количество времени. У меня просто любовь к мамам. Потому что дети, особенно глубоко недоношенные, у нас очень долго лежат и мы приглашаем родителей на общение с ребенком, передаем им очень много информации. Конечно, они в стрессовой ситуации, особенно мамы. Поэтому когда я через час-два к таким мамочкам подхожу и спрашиваю: «Что вы поняли?» — они, как правило, ничего ответить не могут. И я рассказываю снова. Очень часто мы и пап приглашаем — у нас открытая реанимации — и им всё объясняем. Через какое-то время у них появляются новые вопросы, они опять приходят и мы снова все рассказываем. Я думаю, что, скорее всего, заслуга в этом общении.
Премия «Врач с большой буквы» вручается с 2020 года. Лучших врачей определяет экспертная комиссия по результатам независимого аудита качества медицинской помощи. С момента основания номинантами стали более 15 тысяч врачей разных специальностей, из них награды удостоились 500 лучших. Первыми лауреатами стали врачи «красной зоны», спасавшие пациентов во время пандемии новой коронавирусной инфекции, в 2021 гоуотметили врачей первичного звена за вклад в реабилитацию пациентов после COVID-19, в 2022 году наградили лучших кардиологов и кардиохирургов за спасение пациентов с острыми формами ишемической болезни сердца. В 2023 году премию вручили лучшим акушерам-гинекологам, неонатологам и врачам отделений реанимации и интенсивной терапии для новорожденных.
— Что для вас означает победа в премии с точки зрения оценки качества вашей работы?
Я была в восторге, что меня выбрали из такого количества профессионалов. Почувствовала себя на высоте и для себя поняла, что я могу. Победа придала мне колоссальной уверенности в себе. Когда я рассказала в соцсетях об этом, все стали писать, говорить, что я заслужила, поздравлять, и эта обратная связь, конечно, очень важна. Это как бальзам на душу — очень-очень приятно. Особенно когда работа рутинная, постоянно всё одно и то же, а потом тебе говорят, что ты стал лауреатом, сразу как будто крылья вырастают и ты понимаешь, что ты нужен, что ты являешься неотъемлемой частью процесса выхаживания малышей. А потом еще именно меня выбрали для прохождения очной стажировки в Москве, это вообще выше всех похвал.
— Какие у вас впечатления от обучения в НМИЦ АГП имени В.И. Кулакова, ведущем медцентре нашей страны?
Сначала я стажировалась в отделении хирургии. Было интересно посмотреть, как это все работает, как организовано, какие дети есть, потому что мы с этим не сталкиваемся. А затем началась работа в реанимации. У меня заранее был подготовлен целый список вопросов, которые я хотела задать докторам Центра имени Кулакова. И я очень благодарна, что мне была предоставлена такая возможность.
— Планируете ли делиться с коллегами знаниями, полученными на стажировке, которые покажутся вам ценными, новыми?
Конечно. Изначально, когда я поехала в Москву, я собрала список интересующих вопросов у всех коллег. Я постаралась задать их все специалистам НМИЦ АГП имени В.И. Кулакова и передала ответы врачам нашего центра.
— Как вы считаете, независимый аудит качества медицинской помощи, на котором базируется в том числе эта премия, помогает врачам совершенствовать свою работу, выявлять и предотвращать возможные ошибки?
Когда нам делают замечания, указывают на какие-то недочеты, мы начинаем ещё более тщательно подходить к своим задачам. Аудит нас дисциплинирует, мотивирует становиться внимательнее, что способствует повышению уровня оказываемой нами медицинской помощи. И конечно, от этого выигрывают пациенты.
— Может быть, вы хотели бы что-то пожелать компании «АльфаСтрахование — ОМС»?
Мне даже сказать нечего, потому что у них настолько слаженная, грамотная и правильная работа, что даже когда они нас проверяют и выявляют какие-то недочёты — это то, что мы действительно где-то пропустили. Дай бог им процветания и здоровья.
Реклама: ООО «АльфаСтрахование — ОМС»