Минприроды Новгородской области судится с РЖД из-за незаконной вырубки леса: как в регионе готовятся к строительству ВСМ
О том, что в России будет построена высокоскоростная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом, впервые заговорили ещё в позднее советское время. При президенте Борисе Ельцине дело зашло дальше разговоров: делали экспериментальные поезда, а в том месте, где сейчас ТЦ «Галерея» сделали котлован для строительства.
В то время дорогу планировали провести прямо через Валдайский национальный парк, что, конечно, возмутило неравнодушную общественность. Потом про проект забыли на долгие годы, пока в 2013 году Владимир Путин не заявил, что нужно построить магистраль Москва — Казань. Но в итоге и тот проект не реализовали. Зато снова заговорили про сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. В апреле 2019 года Владимир Путин в очередной раз поручил начать строительство ВСМ, с тех пор в правительстве провели множество совещаний, на которых каждый раз оглашался новый срок начала работ. Учитывая, что даже на строительство платной автомобильной трассы М11 между столицами ушло больше 20 лет, рассчитывать на скорое начало работ не приходится.
Тем не менее, что-то делать уже начали. Так, министерство природы, лесных ресурсов и экологии Новгородской области уже несколько месяцев судится с РЖД из-за незаконной вырубки лесных насаждений. Карта вырубки совпадает с предполагаемым маршрутом ВСМ. В работе арбитражного суда Новгородкой области несколько исков с претензиями Минприроды к РЖД, самые крупные — на 26 млн рублей и на 18 млн рублей.
— Сами нарушения, из-за которых региональное Минприроды решило судиться с РЖД, сводятся либо к тому, что места рубок не были очищены от срубленных деревьев, либо к выходу за пределы разрешённой территории лесосек в пределах 50 метров. Здесь же следует учитывать и цепочку подрядчиков, которая прослеживается в опубликованных определениях суда: АО «РЖД» наняло для этих задач АО «Росжелдорпроект», а тот, в свою очередь, — несколько ООО и индивидуального предпринимателя. То есть нельзя говорить о том, что спорная рубка леса была несогласована с Минприроды, скорее речь идёт о пренебрежении правилами рубки, экономии на уборке леса и отсутствии контроля за подрядчиками. Скорее всего, взысканные суммы будут перевыставленны подрядчикам и субподрядчикам с учётом состоявшихся судебных решений в отношении РЖД, — комментирует новгородский юрист Алексей Чеченин.
Несмотря на то, что официальные лица, в частности губернатор Новгородской области Андрей Никитин, обещает, что путь от Великого Новгорода до Санкт-Петербурга с запуском ВСМ будет составлять всего полчаса, это, как минимум, лукавство, если судить по официальным опубликованным картам проекта ВСМ. Ближайшая остановка от Великого Новгорода будет в Подберезье, до которого от столицы региона как минимум 20 минут пути. По сути это будет примерно так же, как с М11, ближайший съезд которой от Великого Новгороде расположен в деревне Мясной Бор, или с Сапсаном, который останавливается в Чудово. Для того, чтобы доехать до этого съезда на М11 от Великого Новгорода приходится прокатиться по трёхполосному участку федеральной автодороги М10, а дорога до Чудово ради пересадки на Сапсан занимает не меньше часа. Кстати, если говорить о Чудово, после запуска Сансанов его население сократилось на 1000 человек за год, при том что оно и так составляло чуть больше 16 тысяч человек.
Конечно, и строительство М11, и запуск Сапсанов значительно сократили время в пути от Новгородской области до Москвы или Санкт-Петербурга, но говорить о прямом сообщении между Великим Новгородом и столицами — некорректно.
Кроме того, область заплатит за строительство ВСМ огромную по меркам местного бюджета сумму — 6 млрд рублей. Это чуть меньше, чем бюджет Великого Новгорода на год. Москва при этом потратит на эти цели 150 млрд рублей, Санкт- Петербург — 30 млрд рублей, Московская область ещё 20 млрд рублей, Ленинградская — 10 млрд рублей, Тверская — 5 млрд рублей.
Кроме этого регионы компенсируют концессионеру недополученные средства при снижении пассажиропотока по ВСМ относительно расчётного значения, если отклонение окажется в пределах 5% от плана. При падении на 5–10% средства выплатит концедент в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), а при значении 10% и выше убытки поровну распределят между собой концедент и концессионер.
Общая стоимость проекта, как ранее сообщалось, превысит 2 трлн рублей. Стоимость проезда при этом от Москвы до Петербурга оценивают примерно в 9000 рублей.
— Если реализуем задуманное, то Новгородская область станет местом, уезжать из которого надолго вряд ли захочется. Мы давно говорим о проблеме демографического дисбаланса между территориями: одни регионы пустеют — другие перенаселяются сверх меры. ВСМ поспособствует и в её решении. На мой взгляд, мы становимся свидетелями начала переосмысления государственного подхода к региональному развитию России. В том числе и поэтому проект ВСМ справедливо считать историческим, — убеждён Андрей Никитин.
Как считает доцент кафедры таможенного администрирования и безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге Владимир Николаев, ВСМ практически никак не поспособствует развитию областных центров на её пути, разве что в процессе строительства увеличится спрос на поставки материалов с песчаных карьеров у Великого Новгорода, а ближайшие бетонные заводы получат заказы.
Если рассматривать опыт стран, где развито скоростное сообщение, то нет никаких примеров положительного влияния таких магистралей на населённые пункты, через которые они проходят, приводит слова Владимира Николаева издание «Деловой Петербург». Эксперт отмечает, что основной задачей ВСМ является не развитие регионов, а соединение двух столиц. Это будет способствовать развитию бизнеса и туризма в столицах, а для их доступности из Твери и Великого Новгорода курсируют «Ласточки». Владимир Николаев считает, что новгородцы вряд ли смогут жить в своём городе и работать в Петербурге благодаря ВСМ из-за стоимости билетов и времени, затраченного на дорогу.
При этом другие эксперты отмечают, что судя по опыту коллег из Китая, строительство высокоскоростных магистралей всё-таки благоприятно повлияет на развитие даже небольших населённых пунктов, через которые она проходит, в частности повышается их туристическая доступность и привлекательность.
И всё-таки гораздо проще для туристов добираться до Великого Новгорода из Петербурга по М11 на личном автомобиле или на многочисленных рейсовых автобусах и маршрутках, которые курсируют буквально с раннего утра до самого вечера. Не менее хороший вариант — «Ласточки», которые приезжают сразу в центр города на вокзал.
Если говорить о ВСМ как о транспорте для туристов, то местным властям предстоит продумать, каким образом пассажиры комфортно смогут попасть из Подберезья в центр города. Опять же, в самом Подберезье нужно будет создать достойные условия для приезжающих и уезжающих гостей. Вероятно, главный плюс ВСМ для экономики — это увеличение мобильности. Люди смогут тратить меньше времени на дорогу, планировать поездки, которые были бы невозможны без быстрой дороги, например, на футбольный матч, концерт или открытие галереи. Кроме того, надо понимать, что с технологической точки зрения строителям предстоит решить очень много вопросов, разработать технологии скоростного движения, стандартизировать их и научиться производить нужные компоненты.
Смотрите также
На участие в ПМЭФ-2024 Новгородская область потратила почти 60 млн рублей 18
Новгородская область традиционно принимает участие в Петербургском международном экономическом форуме и тратит на это колоссальные по меркам местного бюджета средства. Правда, на этот раз официально это были внебюджетные деньги.
«Тогда будем кормить плохо»: опубликовано решение суда по делу о недобросовестной конкуренции ООО «Мед-Фуд» 11
Как ООО «Мед-Фуд» с помощью подконтрольной организации вынудило руководство больниц Новгородской области заключить с ними контракты на поставку лечебного питания.
Сохранить как: в Валдае инспекция госохраны культурного наследия области снимает с себя обязанности по сохранению памятников культурного наследия 5
В Валдае распродали помещения в здании XIX века постройки на площади Свободы, а только спустя несколько лет признали его объектом культурного наследия. Теперь с собственников хотят стребовать по несколько миллионов рублей за работы по его сохранению.
Комментарии