«Моя особая методика — акцент на быстром и медленном дыхании»: Полина Тарасова о секретах игры на варгане

1.5K
0
Автор: Журфак НовГУ
Четверг, 20 июня, 23:45

После выступления на сцене в рамках музыкального фестиваля «Словиша» студентка Новгородского областного колледжа искусств имени Сергея Рахманинова и юная варганистка Полина Тарасова специально для «Новгород.ру» рассказала о тонкостях игры на этом инструменте. Подробнее— в материале Стефании Василевской.

— Расскажи, как ты соприкоснулась с темой варгана?

Моё знакомство с инстурментом произошло ещё в детстве — самый первый раз я увидела варган у папы, и как любопытный ребёнок взяла этот инструмент себе. С наступлением лета появлялось вдохновение на нём играть. Эту маленькую «брымчалку» брать с собой в поездки было всегда удобно. Потом в наш город стал приезжать мой нынешний учитель, Аксентий Бескровный: он проводил лекции по варгану и мастер-классы в центре иени Владимира Поветкина. Я приходила туда, чтобы получить знания и наработать техники. И затем все навыки применяла к своей игре. Меня очень сильно впечатлила его игра на варгане, потому что до этого я всегда слышала «брям-брям», а тут целая палитра разнообразных мелодий!

— Когда начала учиться осознанно? И сколько времени на это ушло?

В общей сложности на это ушло пять лет. Но осознанно учиться на варгане я начала через год после окончания школы. Летом был фестиваль музыкальных древностей «Словиша», и я узнала, что Аксентий Бескровный снова собирается проводить мастер-классы. И тут я поняла что, мне нужно непременно посетить такое редкое мероприятие. К этому времени Аксентий меня уже знал, и был приятно удивлен тому, как я на простом варгане уже выдавала звук, похожий на мелодию. В итоге он согласился меня обучать такому необычному занятию. Научилась я примерно за год. 

— Можешь назвать себя профессиональным варганистом сейчас?

Честно говоря, до сих пор учусь играть: продолжаю осваивать разные техники. Например, якуты меняют звук с помощью органов речи: вибрацией языка, движениями губ. Индусы же чётче воспроизводят ритм через варган, и так далее. Несмотря на уже очень хорошую базу навыков и знаний, мне каждый раз сложно разбирать новые техники. Мои осознанные пять лет игры на варгане — только начало в этом большом пути. Когда ты изучаешь столько всего разного, то потом у тебя вырабатывается свой собственный стиль игры.

— Если вкратце: в чём сложность игры на варгане? Наверняка возникали трудности поначалу.  

Да, было очень сложно переучивать удар кисти, следить за быстрым и медленным дыханием, осознанно регулировать гортань, и воспитывать разные артикуляционные фишки, которые стоят в нас по умолчанию, но осознанно ими управлять — достаточно сложно поначалу. Например, если мы берём варган в руки и начинаем играть, нам хочется очень быстро ударить по язычку варгана. А оказывается, можно реже по нему ударять, и чаще использовать дыхание и прочие артикуляционные фишки. На самом деле поначалу это казалось очень сложным.

— Рассказажи, как тебе удаётся работать в одной команде с учителем? 

Поначалу совместная игра была для меня сложным занятием. Тебе надо поддерживать ритм да и ещё вставлять кучу разных техник. При этом не перебивать своего музыкального собеседника. Думаю, работать в команде помогает общее чувство музыки. Совместная игра — это диалог через музыку.

— Уже появились авторские методики?

Моя особая методика — акцент на быстром и медленном дыхании, к которому я уже добавляю другие техники. Использую быстрые удары по язычку варгана, движению гортанью, языком, губы, быстрые проговаривания и открываю для себя разные возможности артикуляции. С каждым годом у меня появляется много разных вариаций техник и их комбинаций, которые позволяют раскрыть артикуляцию.

— Какие из совместных видео с Аксентием Бескровным на ютуб-канале твои самые любимые?

Если набрать в ютубе Аксентий Бескровный и Полина Тарасова, можно увидеть наши совместные импровизации. Моё любимое видео — совместное выступление с Алёной Уутай, знаменитой хомусисткой из Якутии. Хомус — это якутский национальный музыкальный инструмент, он же известен как варган.

— Поделись ближайшими планами. Намечается что-нибудь в обозримом будущем?  

В этом году фестиваль русского варганизма состоится в Великом Новгороде и будет приурочен к открытию выставки Варганный путь, которая пройдет в Новгородском музее-заповеднике с 26 июля по 30 сентября. Выставка объединит инструменты из разных музеев России и частных коллекций. Это уникальное событие: у посетителей будет возможность увидеть инструменты, которые хранятся в запасных фондах и не выставляются на витрины музеев. И нам приятно сопровождать музыкой наш фестиваль.

Там будут мастер-классы, лекции, конференция по варгану, и, конечно, большой варганный концерт, в котором я приму участие. И если вернуться к вопросу о том, как познакомиться с варганом, то можно начать с посещения фестиваля. Помимо этого, я хочу попробовать провести мастер-класс по варгану в нашем городе.

— Какие советы можешь дать начинающим музыкантам?

Если вы хотите серьёзно обучиться игре на варгане, стоит приобрести хороший инструмент. Глухой и тихий варган не раскроет все ваши музыкальные способности. Очень глухой варган не может реагировать на короткое дыхание или на движение губами. Сразу следует учиться правильно. У меня ушло много времени, чтобы расслабить кисть при ударе по язычку. Ещё шевелилась вся рука при игре, что это абсолютно неправильно.

При отработке новых техник, нужно следить за своей мимикой и учиться расслабляться при игре. В центре музыкальных древностей имени Владимира Ивановича Поветкина вы сможете увидеть варганы, сделанные по прототипу XIII-XIV веков. И если вы будете в Санкт-Петербурге, можно зайти в специализированные магазины, где много разных варганов на любой вкус.

Смотрите также

Героиня с феноменом Рембо: в кинотеатре «Новгород» состоялся эксклюзивный показ фильма «Обратно во мрак» 8

Музыкальные байопики в последние годы стали настоящим трендом в Голливуде. Фильмы о жизни и творчестве культовых исполнителей — «Богемская рапсодия», «Рокетмен» и Yesterday — пользуются особой популярностью у зрителей. Теперь к этой группе присоединился и байопик об Эми Уайнхаус под названием «Обратно во мрак», эксклюзивный показ которого состоялся в кинотеатре «Новгород». В основу сценария легла история жизни королевы так называемого «клуба 27» и лучшей британской исполнительницы жанров соул-музыки и джаза.

Тату-мастер Анна Суворова: Врачи сейчас массово забиваются 31

Татуировка всегда считалась способом самовыражения. Но сейчас тату считается больше украшением тела, нежели способом как-то выделиться. Тату-мастер Анну Суворову больше знают под прозвищем «MaryAnn» в студии ATRUM Tattoo. Этим промыслом девушка занимается уже шесть лет и, по её мнению, в будущем человека без рисунков на теле будет встретить крайне сложно. Мы поговорили с Анной о её студии, пути в профессии, татуировках, а также о том, где приобрести знания и опыт начинающему татуировщику.

Услышать звучание «космоса»

«Эти звуки просто космос!» — примерно с такими впечатлениями остались те, кто посетил концерт-перформанс «М.О.У.Б.» 25 сентября в культурном центре «Диалог». М.О.У.Б. — экспериментальный one man проект, в основе которого лежат многочисленные диктофонные записи. Самое важное в проекте — полностью самодельные аналоговые инструменты, при помощи которых создается мистически звучащий непрерывный звуковой поток.

Комментарии