Трасса М11: вчера, сегодня, завтра. Перспективы и недостатки

4.3K
5
Автор: Ксения Лысенко
Пятница, 19 июля, 17:31

Открытие последнего участка платной скоростной автомагистрали М11 — Северного обхода Твери — состоялось 16 июля. Теперь Москву и Санкт-Петербург полностью связывает современная дорога, и водителям не придется съезжать на бесплатные участки. Время в пути заметно сократится, а комфорт и безопасность — повысятся.

Стройка этой дороги шла более десяти лет: работы на самом первом участке начались еще в 2011 году, а в ноябре 2014 года был открыт выезд из Москвы с 15-го по 58-й километр: Москва — обход Химок — аэропорт Шереметьево — М10 «Россия». Многие тогда скептически относились к идее заплатить за проезд по дороге. Казалось, что автомобилисты не готовы отдавать деньги за то, чем всегда пользовались бесплатно. 

В стране сейчас есть несколько платных трасс. За годы эксплуатации жители крупных городов оценили плюсы таких магистралей, а бизнес приноровился использовать новые логистические возможности. Есть, конечно, и минусы в дорожном устройстве, которое, несмотря на некоторое развитие, все еще отстает по плотности и качеству от мировых аналогов. Стали понятны недоработки проектировщиков, которые не учли некоторые важные детали. Мы попробуем взглянуть на трассу М11 «Нева» и на то, как она изменила жизнь новгородцев.

Скоростная платная автомагистраль — неотъемлемая часть современной транспортной инфраструктуры. Это одна из важнейших составных логистической системы, которая чаще всего используется для транзита из одного крупного центра в другой. Трасса важна, в первую очередь, для бизнеса: она позволяет грузовым автомобилям быстро и прогнозируемо пребывать на нужные склады, оптимизируя запасы, сокращая издержки и не позволяя оказаться в ситуации out-of-stock.

Важна такая трасса и для всех остальных из-за целого ряда преимуществ во время длинной поездки за рулем. Сочетание скорости, комфорта и безопасности создает условия, при которых поездка в другой город перестает быть источником повышенного стресса.

Что это дает? Большую мобильность, развитие бизнеса, туризма, торговли, доступ к дополнительным ресурсам и общий рост экономики.

Рассмотрим простейший пример. Допустим, вы узнали, что через месяц в Петербурге состоится концерт любимого артиста. Понимая, что ехать вам по платной трассе всего часа два, вы приглашаете с собой друзей, покупаете билеты на концерт и едете. По пути вы оплачиваете проезд по трассе, заправляете машину, в кафе перекусываете. По приезду в город, допустим, вы оставляете машину на платной парковке, пьете кофе, возможно, покупаете какие-то сувениры.

Если бы у вас не было возможности быстро и комфортно доехать до соседнего города и обратно, вероятнее всего, вы бы отказались от поездки. Кто-то скажет: «Сэкономили бы деньги». Но вот на концерте бы не побывали, впечатлений бы не получили, и бизнес не получил бы дополнительных денег от вас. 

Представьте, если речь идет не об одном конкретном человеке, а о тысячах людей. Тогда, например, рядом с концертным залом откроется дополнительная кофейня, ведь есть спрос на кофе — а это аренда помещения, ремонт, закупка оборудования, сырья и рабочие места. Команда артиста увидит, что на концерт в Петербурге большой спрос, и назначит дополнительное выступление, на которое купят билеты, а по дороге — тот самый напиток в кофейне. Транспортная доступность разгоняет экономику одного концертного зала, который тоже неплохо заработал на дополнительном выступлении артиста, не говоря уже о сопутствующем бизнесе.

Есть у хорошей транспортной доступности и еще один интересный эффект. Если вам легко доехать из своего города в соседний мегаполис на интересные мероприятия, то с большей долей вероятности вы будете довольны ситуацией и не захотите переезжать. Доступность культурной жизни — это, конечно, не основной фактор, но один из них. Поэтому вы можете комфортно жить в Великом Новгороде, но периодически быстро ездить в соседний Петербург, благодаря хорошей трассе. Такая же логика в некоторых случаях применима к работе, особенно с учетом распространенной сейчас удаленки.

Хронология: от и до 

Протяжённость М11 составляет 684 километра, строительство платной автомагистрали «Москва — Санкт-Петербург» было разбито на восемь этапов. Два из них, шестой и седьмой, проходят по территории Новгородской области.

Самым первым ввели в эксплуатацию выезд из Москвы. Проезд по нему был открыт в ноябре 2014 года. Он позволяет быстро и без пробок доехать до аэропорта «Шереметьево», но остается самым дорогим участком трассы.

В конце ноября того же 2014 года открыли для проезда, причем первое время бесплатно, участок протяженностью 72 км в Вышневолоцком районе Тверской области, который сразу назвали «обходом Вышнего Волочка». По новой автомагистрали стало возможно объехать пробку на автодороге М10, а ведь это был один из самых известных постоянных заторов в России.

В декабре 2017 года открылся третий по счёту участок платной автомагистрали М11, который начинается в районе села Медное Тверской области и заканчивается у обхода Вышнего Волочка. Его протяжённость составляет 50 км.

Самый большой шестой этап автомагистрали от деревни Курское Тверской области до Мясного Бора в Новгородской области открыли для проезда в июне 2018 года в преддверии Чемпионата мира по футболу, который в тот год принимала наша страна. На участке, протяженностью 217 км, расположены мосты через Волхов и Мсту, а также несколько развязок. Трасса здесь проходит через живописные пейзажи Валдайской возвышенности, близ озёр Окуловского района.

Однако сразу после открытия шестого этапа вскрылись проблемы с полным отсутствием инфраструктуры. Десятки автомобилей застряли из-за того, что у них кончился бензин в баках. Отсутствие сотовой связи только усугубило проблему. Аварийные комиссары старались помочь всем, АЗС контейнерного типа работали с перебоями.

Столь долго ожидаемый новгородцами участок от Мясного Бора до Санкт-Петербурга был готов осенью 2019 года. В сентябре открыли для проезда седьмой этап до пересечения с дорогой А120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо», а в конце ноября — последний восьмой этап до Санкт-Петербурга.

Полноценной трассой Москва — Санкт-Петербург на тот момент так и не стала: обход Твери отсутствовал, автомобилистам приходится съезжать на бесплатную трассу М10. Сложности с этим участком были из-за моста через Волгу длиной в 738 метров, кроме которого надо было построить 28 различных искусственных сооружений. В 2022 году стоимость строительства оценивалась в 61 млрд рублей, потом эта сумма выросла до 74 млрд рублей. Власти рассчитывали на то, что основное финансирование будет из внебюджетных источников, но по факту никаких инвесторов для проекта так и не нашлось.

Как сообщили в компании «Автодор», протяженность открытого недавно Северного обхода Твери — чуть более 62 км. Как и вся трасса, это участок дороги высшей технической категории с четырьмя полосами движения, разделенными транспортными потоками и освещением на всем протяжении. Разрешенная скорость движения составляет 130 км/час. 

Чего не хватает на трассе? 

— На новой дороге идет строительство двух многофункциональных зон дорожного сервиса, площадь каждой из которых составит около 1500 м2. Помимо заправки авто, пользователи смогут отдохнуть, пообедать в кафе, купить все необходимое, выгулять питомца, размяться в спортивной зоне или сводить ребенка на детскую площадку — рассказали в пресс-центре Автодора.

Отсутствие комфортных зон отдыха — один из главных минусов новой трассы. По какой-то причине изначально не позаботились о том, чтобы сделать полноценные сервисные площадки, где водители и пассажиры не просто смогут немного передохнуть. Когда едешь по М10, всегда можно свернуть в ближайший город, где есть возможность хорошо пообедать, отдохнуть и купить недостающие вещи в магазине. На платной же трассе сделать это невозможно.

Более того, заранее не продумали даже вопрос с автозаправочными станциями, что привело к проблемам у некоторых водителей. Сейчас на трассе открыто несколько комплексов, но все-таки этого недостаточно.

В качестве примера на фото выше — зона отдыха на автомагистрали во Франции (фото 2010 года). Это не просто площадка, а небольшой парк, где есть зона для пикника, кафе, магазин, заправка, уличные тренажеры. Если на М11 появятся подобные многофункциональные зоны, то ездить по трассе станет значительно приятнее.

Пара фраз о безопасности

Езда по платной трассе вполне безопасна, если соблюдать скоростные ограничения и останавливаться только в специально отведенных для этого местах. Во-первых, это достигается полным освещением, что в условиях наших темных зим является важным фактором. Во-вторых, на трассе нет перекрестков, только развязки, поэтому риск того, что какой-то автомобиль выедет с боковой дороги сведен к нулю. В третьих, вдоль трассы нет населенных пунктов, а следовательно нет пешеходов и светофоров.

Немаловажный фактор — защитный забор, который полностью отделяет придорожную территорию. Этот забор не дает диким зверям выбежать на дорогу и спасает водителей от случайных наездов на животных.

Тем не менее, сложные погодные условия и человеческий фактор никто не отменял, поэтому ДТП на М11 случаются. Самая большая массовая авария на территории Новгородской области произошла на трассе 8 января 2024 года. Как сообщили в госавтоинспекции, сотрудники оформили 17 дорожно-транспортных происшествий с участием 66 автомобилей. Столкновение произошло недалеко от съезда на дорогу Новоселицы — Папоротно.

По уточненным данным от МЧС, всего пострадало 20 человек. Из них четверо погибли, в том числе ребенок 2023 года рождения, травмировано было 16 человек, из которых пятеро — дети. Авиация МЧС России доставила троих пострадавших детей в Великий Новгород. Тогда для водителей и пассажиров, которые не пострадали, были развернуты пункты обогрева, где можно было выпить горячий чай и зарядить телефон. Восстановить движение удалось только на следующий день.

Небесплатно, однако

Полная стоимость проезда на легковом автомобиле от Москвы до Санкт-Петербурга варьируется от 680+3230 рублей в будние дни до максимально 1400+3450 рублей в выходные в час пик. От развязки в Мясном Бору до Санкт Петербурга в будний день владелец легкового автомобиля заплатит 700 рублей, до 58 км — 2640 руб. В выходной поездка до Санкт-Петербурга обойдется новгородцам в 720 рублей, а до 58 км — 2700 руб. Чтобы доехать до Москвы, автомобилисту придется заплатить еще минимум 680 рублей, а максимум 1400 рублей. Тарификация участка с 15 по 58 километр трассы М11 считается по отдельному прайсу.

За что мы платим? За собственный комфорт и безопасность, за ровный асфальт и отсутствие пробок. За время, которое экономим и за свои нервные клетки, которые по расхожему мнению не восстанавливаются.

Смотрите также

Из разных губерний, из ларца с приданым, с лондонского аукциона: крестьянские сокровища ушедшей эпохи 1

Совсем недавно музей деревянного зодчества «Витославлицы» отпраздновал 60-летний юбилей. Знаковое и любимое новгородцами место погружает посетителей в будни и праздники крестьян на Руси, показывает их жизнь без прикрас, наглядно рассказывает, кто мы и откуда. Одним из событий, посвященных юбилею музейной деревни, стало открытие выставки «Из разных губерний», на которой представлены праздничные крестьянские костюмы и предметы быта.

Как вы город назовете, так он и заживет

Дно — это нижняя часть ямы или почва под водой. В переносном значении это среда деклассированных и опустившихся, самое плохое из возможного. А еще Дно — это небольшой город в Псковской области на семь тысяч жителей и одноименная станция железной дороги. Мы решили съездить и посмотреть, как и чем живут дновцы.

Где-то между Ленинградом и Москвой 8

Город Бологое в Тверской области знает каждый, кто хоть раз ехал на поезде меж двух столиц. Визитной карточкой города является своеобразный «нейтралитет». Он означает, что и до Петербурга, и до Москвы из Бологого примерно одинаковое расстояние — чуть больше 300 километров. Мы решили прогуляться по городу железнодорожников и посмотреть, чем он живет.

Комментарии