О том, как работают контрольно-счетные органы на Родине суверенной демократии мы побеседовали с председателем Счетной палаты Ниной Яковлевой, кавалером медали «За укрепление финансового контроля России».
В конце апреля Счетная палата Новгородской области представила депутатам областной думы доклад об итогах своей работы. Этот документ всегда привлекает внимание общественности. О том, как работают контрольно-счетные органы на Родине суверенной демократии, какие они испытывают трудности, при осуществлении контроля бюджетной дисциплины и эффективности расходования денег из общего кармана новгородских налогоплательщиков, мы побеседовали с председателем Счетной палаты Ниной Яковлевой, кавалером медали «За укрепление финансового контроля России».
- В целом, Нина Дмитриевна, как Вы можете охарактеризовать прошедший год с точки зрения соблюдения нашими властными структурами бюджетной дисциплины, эффективности расходования бюджетных средств?
- На самом деле это очень объемная тема. Можно выделить несколько направлений при его рассмотрении. Сказать, что я оцениваю бюджетную дисциплину хорошо, или как-то иначе, в целом, нельзя. Потому, что бюджет это порядка 25 – 26 миллиардов рублей ежегодно. Естественно, расходование всех этих 25 или 26 миллиардов Счетная палата проверить не может. И не сможет никогда. Мы можем проверить лишь какую-то частичку этих средств. Может пять или десять процентов всего бюджета, который расходуется. Поэтому сказать, что я владею ситуацией целиком, я не могу. Просто не могу взять на себя такую ответственность.
Мы орган небольшой и никто не будет наш штат раздувать, чтобы посмотреть расходование каждой копейки. Свою контрольную функцию мы обеспечиваем следующим образом: через экспертную функцию и предварительный контроль. Путем анализа, мониторинга и экспертизы нормативных актов, готовящихся к принятию Новгородской областной Думой. Все те законы, которые принимаются сегодня, проходят финансовую экспертизу в Счетной палате. Мы отслеживаем, чтобы направление средств было прозрачным, понятным и основанным на определенных расчетах. Выделение средств должно быть понятным для тех, кто выделяет средства, тех, кто получает их, и для тех, кто их контролирует. Когда мы делаем эти процедуры прозрачными, открытыми, то соблюдение их дает право на правильное расходование бюджетных средств. А вот добросовестно ли будут соблюдать это законодательство, это уже другой вопрос.
И, возвращаясь к Вашему вопросу, если говорить о сфере законодательства, то можно сказать, что оно у нас в регионе на высоком уровне.
- Это, что касается областных законов. А с постановлениями администрации вы тоже работаете?
- С ними мы пока еще работаем только в части принимаемых долгосрочных целевых программ. Другие постановления администрации Новгородской области мы должны пропускать через нашу экспертизу, согласно недавно вышедшему федеральному закону. Если они предусматривают расходные обязательства. Но, так как у нас не произошло увеличение численности Счетной палаты, обеспечить исполнение этой функции мы пока не можем.
- Это общероссийская ситуация?
- Не могу сказать о ситуации в целом по стране. Знаю, что численность контрольно-счетных органов приведена в соответствие с полномочиями, заложенными в законодательстве в Архангельской области, в Псковской области, в Вологодской области, в Мурманской области. Их численность на сегодняшний день позволит им выполнять эту функцию. Наша численность этого не позволяет.
Количество специалистов в Счетной палате остается неизменной. Несмотря на то, что было обращение Сергея Степашина на имя губернатора. В нем говорилось о том, что расчетная численность Счетной палаты в нашем регионе должна равняться 25 – 27 человек. У нас сотрудников меньше, чем нужно.
Реакции на это обращение нет. Сейчас планирую снова поднимать этот вопрос. Потому, что функцию финансового контроля нам надо реализовывать, хотя бы начиная с 2013 года.
- Каким образом счетная палата выбирает направления контроля? Думаю, представителей средств массовой информации интересует: Помогают ли Счетной палате в работе какие-то разоблачительные публикации? Модно эту тему в блогах обсуждать, например.
- Я ко всем этим публикациям отношусь скептически. Хотя, в каждой из таких публикаций может быть доля правды. Основанием для проведения проверки является официальное обращение. В первую очередь – поручения депутатов областной думы, губернатора области, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. И, естественно, это могут быть обращения граждан, на которые мы в обязательном порядке реагируем, если они не анонимные.
И недостатка в обращениях мы не испытываем. Так, в прошлом году, мы работали по обращению губернатора, который имел желание, навести порядок в сфере ЖКХ. Многие вопросы интересуют депутатов. Прокуратура пристально следит за расходованием бюджетных средств. Так что фронт работ Счетной палаты огромен.
- Если непосредственно говорить об отчете Счетной палаты Новгородской области по итогам работы в 2011 году. Мои коллеги обращают внимание на некоторых несоответствиях. Ряд изданий, корреспонденты которых присутствовали на заседании Новгородской областной Думы, где он был представлен, сообщают об одних объемах выявленных нарушений (511 миллионов рублей). А в тексте, опубликованном на официальном сайте палаты, указаны меньшие цифры (140 миллионов рублей). С чем это связано?
- Нужно понимать, что у Счетной палаты два направления деятельности: Экспертно-ананлитическая и контрольно-ревизионная. При выполнении контрольно-ревизионных функций, мы выявили в прошлом году мы выявили нарушений на более чем 140 миллионов, а в процессе экспертно-аналитической – на более 350 миллионов. В основном, при анализе отчетности за 2010-й год.
Вы знаете, что это был год кризиса – денежных средств было недостаточно. Получатели и администраторы бюджетных средств допустили превышение расходов над выделенными средствами. Суммы не были выделены в бюджете, но они потратили их. Возникло увеличение кредиторской задолженности. Это было нарушение бюджетного законодательства, бюджетной дисциплины, которое мы не могли не отметить. Где-то нужно было затянуть пояс, голодненьким побыть. Но это не те нарушения, которые мы выявляем при контрольных мероприятиях. Они – более существенны.
Так что, цифра превышает показатели отчетного периода прошлого года, в основном, из-за результатов нашей экспертной работы. Результаты же контроля не сильно отличаются от итогов нашей работы в прошлом году.
- В этой связи, наверное, актуален вопрос: Каково состояние кредиторской задолженности?
- Сейчас мы как раз работаем над заключением на отчет об исполнении бюджета в 2011 году. Эту цифру нужно еще рассчитать. Но, судя по предварительной информации, ситуация стабильна. Нам удалось погасить многие долги прошлых лет и не допустить роста кредиторской задолженности.
- Давайте поговорим о реализации долгосрочных программ и национальных проектов. Сейчас много говорят о низких зарплатах врачей в Новгородской области. Вообще сейчас популярна тема медицины и эффективность выделения средств, например, на закупку медицинской техники, интересует многих. Есть, например, предложение отделить финансирование на ремонты зданий медицинских учреждений, от средств – направляемых непосредственно на медицину. Какова ситуация, по вашим данным?
- Прежде всего, хочу сказать, что национальные проекты направлены на позитивные изменения в тех сферах, в которых они действительно были необходимы. И сегодня, я, как гражданин, эти изменения вижу.
Что же касается непосредственно нашей работы, могу сказать, что в этом году у нас запланирована проверка эффективности расходования средств в сфере здравоохранения. По ее итогам можно будет сделать вывод об эффективности. Сфера здравоохранения вообще находится под нашим пристальным вниманием. На это нас ориентирует и Счетная палата РФ.
Нужно сказать, что и федеральная счетная палата и мы, активно работаем сейчас над внедрением аудита эффективности расходования средств. Они позволяют провести контрольные мероприятия так, чтобы определить ее меру. Но, нужно помнить, что мы – контроль – который проводится после реализации каких-то мероприятий.
Экспертизу нормативно-правовых актов, которые принимаются в связи с реализацией целевых программ в сфере здравоохранения, мы также проводим.
Для нас важно создать систему, отрегулировать ее таким образом, чтобы она позволяла эффективно расходовать средства.
- А какие сферы сложно систематизировать таким образом?
- Я считаю, что, на сегодняшний день, наиболее сложной для систематизации расходования бюджетных средств является сфера жилищно-коммунального хозяйства. Потому, что теперь это, практически, сфера бизнеса. Что-то регулировать в ней, по этому, очень сложно. Мы не имеем никаких рычагов для этого, хотя бюджетные средства туда поступают значительные, как и средства населения. Сера ЖКХ – самая проблемно контролируемая область.
- Кстати, попадало ли в зону внимания Счетной палаты банкротство «Новжилкоммунсервиса», которое сейчас активно обсуждается?
- Нет. У нас нет полномочий проверять их, так как они официально считаются частной организацией. Более того, конкретно «Новжилкоммунсервису» средства областного бюджета не выделялись. Они могли выделяться муниципальным районам, поселениям. А то, как поселения начинают средства расходовать, это уже их зона ответственности. Так что «Новыжилкоммунсервис» - не объект нашего контроля.
- Если продолжить разговор о темах, которые сегодня на слуху. Строительство третьего моста обсуждается очень активно. Звучит масса самых разных претензий, обвинений в адрес администрации Новгородской области, которая лоббирует выделение средств на строительство этого сооружения. Непосредственно после заседания Новгородской областной Думы, на котором был выделен очередной транш, удалось пообщаться с представителем прокуратуры, который сказал, что формальных претензий к решению нет. А о том, насколько эффективно направление бюджетных денег сейчас – лучше спросить у Счетной палаты. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- В 2011-ом году расходования средств на мост не было. Определенная часть средств на строительство моста была использована. И могу сказать, что Счетная палата участвует в этом процессе с точки зрения установления системы. Два года тому назад мы задавали вопросы. Мы не видели четкой и ясной государственной экспертизы, которая бы сказала, что сметная стоимость моста определена достоверно. И, поэтому, Счетная палата говорила о том, что эффективность дальнейшего расходования этих средств под вопросом. Нужно было провести экспертизу проектной стоимости, чтобы подтвердить, что она достоверна.
Не ясен был для счетной палаты и механизм финансирования этого дорогостоящего объекта. Механизма, практически, не существовало. Его стоимость составляет, практически, объем одного годового бюджета. Необходимо было заключить множество соглашений, договоров с подрядными организациями.
И тогда мы говорили, что если не учитывать эти два момента, то эффективность расходования средств на строительство моста является проблемной.
Как сейчас выглядит ситуация, я сказать не могу. По этому вопросу работают правоохранительные органы, прокуратура. А счетная палата от этого вопроса, естественно, отстранилась. Тем более что, многие документы, которые мы могли бы проанализировать, сейчас в прокуратуре находятся. Пусть правоохранительные органы доведут расследование до логического конца.
Администрация заверила нас два года назад, что все эти вопросы будут решены, и я знаю, что они решаются.
- Вопросы у населения, как я понимаю, вызывает именно то, что выстраивание этой системы проходит параллельно с расходованием бюджетных средств, со строительством.
- Губернатор докладывал депутатам на слушаниях, что строительство будет вестись в соответствии с существующей документацией. И она будет подвергнута экспертизе.
Администрация вообще этот вопрос перед депутатами довольно подробно освятила. Я полагаю, что все эти расчеты и намерения администрации были депутатами приняты.
Так или иначе, мы будем отслеживать этот вопрос. Он на контроле.
У нас есть такая процедура – внешняя проверка бюджетной отчетности. В связи с нашей численностью, мы можем, конечно, проверить 30 – 40 процентов от нее, но такие проблемные вопросы мы включаем в эту проверку.
Все проблемные вопросы будут контролироваться в обязательном порядке. Думаю, что и депутаты направят нам поручение обеспечить контроль строительства моста.
Как горожанин могу сказать, что третий мост нужен. И очень хорошо, что его строительство находится под таким жестким контролем.
- Вы сравнили численность контрольно-счетных органов. А если посмотреть глобально, как наша администрация выглядит с точки зрения бюджетной дисциплине на фоне соседей по Северо-Западному федеральному округу?
- Нужно сказать, что это увеличение численности у наших соседей даст эффект только в 2013-ом году. Сейчас там идет становление организации.
А если глобально рассмотреть вопрос бюджетной дисциплины, то - сегодня хорошо, что создана казначейская система исполнения бюджета. Она позволяет по всей Российской Федерации исполнять бюджет.
Далее, финансово-экономичсеская экспертиза законопроектов проводится во всех регионах. И правильность, прозрачность денежных потоков на законодательном уровне отрегулирована. Это тоже гарантия того, что деньги будут использоваться куда положено.
У нас есть федеральный закон №94. Где-то он критикуется, где-то – не срабатывает. Но он есть и регулирует тот или иной процесс.
В правовом поле остается все меньше и меньше белых пятен, которые бы помогали сделать те или иные действия не так, как положено.
А если есть вопросы к добросовестности исполнения этого законодательства, то, по большому счету, сама администрация не расходует средства. Их расходуют учреждения, организации. Они доходят до конкретных получателей, которые производят расходование средств. На сегодняшний день, система бюджетного законодательства довольно-таки сильная. Процедуры прописаны и через казначейство это все проходит. По большому счету, сказать, что средства просто утекают из бюджета – этого нет. Могут возникать ошибки, трудности, непонимание. Злоупотребления в бюджетной сфере – у нас единичны, как и везде.
Может быть, существуют определенные схемы. Я не скрою: сейчас просто брать каким-то образом средства – это глупо, смешно и невозможно.
- То есть, вероятно, это может происходить на уровне конечного получателя?
- Да. И вопросы это, конечно, сложные. Но, я смотрю на активность правоохранительных органов и вижу, что все эти вопросы они точно также отслеживают. Если только появляются хоть какие-то признаки создания этих схем, то сразу же идет их реакция. И нас подключают к этому вопросу. На сегодняшний день у нас есть соглашения о взаимодействии со Следственным комитетом и с органами прокуратуры. И если мы видим, что где-то схема начинает создаваться, то начинаем смотреть пристальней эти вещи. Контроль стал на сегодняшний день ощутимым. Думаю, что и те, кто получает эти средства, тоже контроль ощущают.
Между счетными палатами разных регионов тоже налажено взаимодействие. Существует ассоциация контрольно счетных органов. Мы обмениваемся опытами. Если сравнивать, то – знаю, что очень интересно работают наши коллеги, например, в Ленинградской области. С псковскими коллегами мы постоянно общаемся. Что-то мы у них подмечаем, а что-то они от нас берут. Во Пскове, кстати, наши коллеги делают основной упор на контрольно-ревизионную деятельность, а мы – на экспертно-аналитическую. У нас разные подходы.
Когда я сказала, что у нас по каждому выделению средств четко оговорены его цели и условия, она говорит – у нас этого вообще ничего нет.
Я, как профессионал, работающий в системе финансов всю свою сознательную жизнь, считаю, что в первую очередь нужно создать систему. Когда работает система, то даже нечестный человек станет честным. А когда есть белые пятна тут и там, то есть и мутная водичка, в которой можно поплавать. Для меня важно, чтобы белых пятен было как можно меньше, чтобы работала система. Тогда будет меньше нарушений.
Не могу сказать, что мы много проверяем. Мы делаем не так много контрольных мероприятий. Но материалы проверок то, что у нас «вороватые чиновники», этого не показывают. Есть ошибки, но сказать, что тот или иной чиновник украл такие-то средства – мы не можем.
- А вот люди-то подозревают именно воровство, если средства как-то неэффективно расходуются…
- Я очень часто в разговорах со знакомыми и среди друзей, обсуждая какие-то проблемы, слышу, как говорят так огульно, не зная и не понимая сути дела: «Чиновники ничего не делают, пьют чай и кофе, и еще деньги воруют». У меня к чиновникам другое отношение. Преобладающее количество чиновников – люди, которые работают за свою зарплату, отдают работе все, сидят допоздна, дверь в Доме советов до полуночи не закрывается. Среди них очень много высокопорядочных людей. Очень много они работают и делают много нужного и полезного, не считаясь со своим личным временем. Я очень уважаю таких людей за их работу. В органах местного самоуправления «зажравшиеся чиновники» работают как пчелки в маленьких кабинетах, где стол на столе стоит и огромная скученность.
Я считаю, что негативный образ чиновника, который у нас создается сейчас – неправильный. Это не соответствует действительности. Наверное, нужно больше открытости, больше людей нужно пускать в свои офисы, больше общаться с людьми, чтобы мы могли слышать и понимать друг друга. Иногда я думаю, вот мы работаем, пот с лица вытираем, а люди недовольны. Значит, может быть, мы что-то не то делаем, не так работаем?
Образ этот нужно менять. Больше уделять внимание этому. Понятно, что кто-то из людей разбирается в ситуации, в тонкостях работы, а кто-то – совсем не разбирается. Ведь общественное мнение очень важно, и кто-то в администрации должен заняться этим вопросом.
Смотрите также
День Победы на улице имени героя-освободителя (1)
Празднование Дня Победы в Великой Отечественной Войне в микрорайоне улицы Великого Новгорода, названной в честь генерала Ивана Коровникова
Так вот ты какая, зарплата новгородского врача! (52)
Мы с коллегами решили задать вопрос нескольким простым врачам: сколько они получают за свой труд, из чего эти зарплаты складываются и как они относятся к заявлению губернатора Митина?
Стопервый прием подковерной борьбы (80)
Разбирая старые фотографии, нашел одну, где действующий губернатор Новгородской области Сергей Митин изображен в окружении. Если бы на это изображение взглянул марсианин, незнакомый с особенностями взаимоотношений новгородских политиков, ему бы показалось, что командир исполнительной власти региона здесь – в кругу друзей. Вот они показывают Борису Грызлову свежепостроенный ледовый дворец, радуются весеннему солнышку и разноцветным воздушным шарам… .
Чиновники в стиле Pussy Riot (6)
В истории с третьим мостом через реку Волхов, построить который губернатору Новгородской области Сергею Митину мешает магистральный газопровод, удивительным образом, можно обнаружить одну интересную параллель. С теми событиями в храме Христа Спасителя, что все уж больше месяца обсуждают.
Сергей Митин и волшебный Ай-Пад (7)
Про то, как проходила встреча губернатора Новгородской области Сергея Митина, и о чем там говорилось и многозначительно молчалось, написано уже, кажется, много и подробно. Осталось, собственно то, чем блоги и форумы обычно отличаются от средств массовой информации, даже тех, что вещают в глобальной сети – впечатление и мнение.