Гастроли Тверского Театра юного зрителя. Спектакли \"О мышах и людях\", \"Саня, Ваня, с ними Римас\"
Возможно, на фоне подвижной, блистающей, стремящейся как можно громче заявить о себе режиссуре, он покажется весьма скромным и даже старомодным. Он – это театр Адгура Кове. И именно так следует назвать сегодняшний Тверской Театр юного зрителя, посетивший с гастролями Великий Новгород.
Два из трех вечерних спектаклей поставил главный режиссер театра («Тартюф» Романа Феодори как раз можно отнести к таким громким и блистающим спектаклям). И оба оставляют шлейф непраздного самокопания. Назвать постановки Адгура Кове смелыми - в самый раз. Смелым стало и решение включить их в гастрольную программу. Как-то уж повелось, что зрители ждут от гостей острых ощущений (и Новгородский театр драмы отправил в Тверь вполне развлекательный репертуар). А вот нет – пришедшие на два последних спектакля попали в ловушку театра, по которому, на самом деле, многие в тайне соскучились.
Повесть Джона Стейнбека «О мышах и людях» состоит практически из диалогов и напрашивается на инсценировку. Однако, ее многословие коварно – за разговорами трудно вычленить напряженную интригу, которую потребует спектакль. Но режиссер вместе с актерами совсем забывает о драматических эффектах и полностью сосредотачивается на неспешной вязи интонаций, оттенков, пауз и внутренних размышлений. И жестокая кровавая мелодрама предстает печальной, сожалеющей о низменных проявлениях человеческой души притчей. Призрачно-ненавязчиво в спектакле складывается атмосфера полумифического американского Запада, задыхающегося от жары, бедности и неблагодарного труда. Реалистичная с привкусом фольклора жизнь создается в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина. Режиссер называет свою постановку «мелодрамой», но по существу это тоже притча – только о других, светлых и хороших людях.
Обе работы не отказывают зрителю в удовольствии следить за сюжетом, если таковой с ним не знаком. Истории рассказываются последовательно, внятно, крупными мазками характеров и кантиленой плавно перетекающих друг в друга событий. Режиссеру не нужны сверхсюжеты, сценические эффекты, шокирующие трактовки хорошо известных вещей. Он уверен – одно лишь осмысленное воспроизведение привычных представлений о вековых человеческих ценностях взволнует зрителя и даст ему пищу для размышлений. И в своем искусстве он убедителен.
Скупое музыкальное оформление Сергея Локтева в обоих случаях лишь намекает на некое пространство. И музыкальными вставками режиссер определяет границы миров, заполняет паузы между сценами, слегка акцентирует особо поэтические места. Музыкальность этих спектаклей служит больше общему духу театральности, нежели внутренней смысловой нагрузке (не считая песен в живом исполнении в «Саня, Ваня…»). Статичная сценография Геннадия Зубарева также обозначает среду обитания людей. В первом спектакле – слегка касается символичности (мельничные лопасти в сумеречном свете напоминают паутину, их вращение – смерть и движение вперед, жертва и искупление). Во втором – абстрактное сплетение деревянных реек вызывает образы деревни летом, простоты и изящества крестьянского быта.
Любовь к человеческому, земному в режиссуре Адгура Кове приводит к тому, что символическая в общем-то повесть Стейнбека воспринимается в театральной трактовке как история реальных людей, с которыми успеваешь очень близко познакомиться. Хотя исполнительская манера остается сугубо театральной. Наверно, потому, что мы уже разучились воспринимать в пространстве одного спектакля органично слитые «жизненное соответствие» и условную характерность. Режиссер проводит четкую границу между миром простых, естественных людей, таких как Джордж Милтон (Андрей Иванов), Рослый (Михаил Хомченко), Карлсон (Константин Павлов) и «не таких», ущербных. Первые ведут себя естественно, по-бытовому. У них нет вектора, полюса, температуры. Разве только Андрей Иванов позволяет себя чуть большую экспрессию, потому что его персонаж – вожак «не таких», обещающий им осуществление детских мечтаний и тяготящийся своей миссией. А для других – утрированная, «болезненная» пластика, странное интонирование и сбивчивый ритм речи. И, помимо режиссерской воли, велико здесь чувство меры актеров, не уводящих своих персонажей в плоскость физиологического правдоподобия в реализации клинического диагноза. Сосредотачиваясь на трансляции внутреннего мира, Александру Евдокимову (Ленни Хили), Сергею Коноплеву (Огрызок) и Александру Романову (Горбун) удается передать наивность, теплоту и незащищенность перед внешним миром. Они не требуют сочувствия и не шокируют подробностью физических и умственных отклонений. Актерская техника приглушена высокой степенью эмоциональности, но без громкого пафоса или эйфории. Всё это важно для зрительского восприятия очень простой истории. И российскому зрителю она еще ближе потому, что центральное место в спектакле занимают мечты о некоем ранчо, где все отверженные обретут счастье и смогут не опасаться ответственности за свои недостатки, в которых нет их вины. Очень напоминает горьковское «На дне», не правда ли? И финал повести Стейнбека столь же депрессивно мрачен, как у Горького. Лаконично Кове завершает свой спектакль выстрелом Джорджа, избавляющем друга Ленни от жестокой мести за нечаянное убийство.
Постановка спектакля «Саня, Ваня, с ними Римас» вовсе напоминает К. С. Станиславского 1900-х годов. Только подробность бытового существования персонажей проявляется в условном сценографическом пространстве. В нем сосуществуют тщательно продуманные реквизит, положения и проходы артистов, звуковая партитура. Нет разве только народных сцен, которые, Константин Сергеевич наверняка придумал бы в «деревенской» пьесе Гуркина. И в таком решении тоже есть своя правда и своя смелость. «Лебединая песнь» драматурга о своем, частном. О боли и несправедливости, которые новое поколение может уяснить себе только из книг. Но есть в ней и заветный юмор, сентиментальность, светлое лукавство российской глубинки, которые зрители полюбили по фильмам «Любовь и голуби» и «Кадриль». Герои Гуркина не философствуют и не рефлексируют – они живут и выживают. И вот это качество передает весь актерский ансамбль спектакля. Ни в одном другом гастрольном спектакле он не прозвучал настолько слаженно и глубоко.
Однако, подробность и здесь не доводится до натуралистичности. Актеры лишь слегка намекают на говор (там, где диалектное произношение слов прописано в тексте). В интонациях звучит фольклорная напевность, выстроенная по единому камертону. Время передается привычными театральными приемами через изменение пластики, внешних деталей. А в финале все персонажи, живые и умершие между первым и вторым действием, собираются в семейный портрет. Театральная условность приглашает к сопереживанию и не педалирует сочувствие, которое очень легко перерастает в жалость.
Мы в провинции действительно соскучились по искреннему, честному театру. Театру, основанному на школе, которую когда-то называли «русской психологической». Спектаклям, после которых обсуждают не удаль и фантазию режиссера, а делятся эмоциями и сокровенными мыслями. Тверской ТЮЗ – Театр Адгура Кове, это театр, который делает доступным и интересным неоднозначный, болезненный материал, не делая зрителю больно. Конечно, нужны, полезны бури и потрясения. Но хочется знать, что, соскучившись по твердой земле, ты можешь однажды ее обрести.
Смотрите также
Очень странный праздник 23 февраля. Освободившись от профессиональной принадлежности, он приобрел патриотический пафос. Сарказм, который выразила погода в отношении к народному ликованию, должен был заставить крепко призадуматься о планах на выходной день. Без рекламы, скромно, стесняясь, в афишу затесался Дом музыки им. С. В. Рахманинова.
ОЩУТИТЬ НАСТОЯЩЕЕ: 17-18 ноября 2011 года гастроли Санкт-Петербургского государственного драматического Театра «На Литейном» (1)
Великий Новгород – не забытая Богом точка на гастрольной карте. Ведь новгородский зритель достаточно активно платит за выступления странствующих трупп, театрально-концертных проектов и всяческих хохмистов-вокалистов. Что-то осмысленное, в основном, можно увидеть во время фестивалей или когда Минкульт расщедрится и даст денег на гастроли репертуарному театру. Как и случилось в начале прошедшей недели.
Комментарии
