Нет комментариев
00
Нет фотографии Автор: В.Петров-Тюлев
17 июля 2012 года, 23:54

«Черная серия» Влада Татарского в Новгородском центре современного искусства

«На востоке занимался рассвет. Только одна стена осталась стоять посреди развалин». Так себе представил август 2026 года Рэй Брэдбери. Беря в качестве эпиграфа всё те же «Марсианские хроники», дизайнер Влад Татарский предлагает зрителям убедиться, что ироническую пессимистичность великого фантаста можно встретить и в настоящем. Выставка фотокартин «Черная серия» в Центре современного искусства открыла еще один зал. Небольшой, практически тесный, он позволяет нос к носу столкнуться с молодым высказыванием, которое опирается не просто на сильную личностную позицию, но и значительный культурный опыт.

Благодаря относительной доступности качественной фототехники, желание высказаться через снимок стало актуальным и модным. Но далеко не каждому доступно потратить на превращение снимка в художественную фотографию в сотни раз больше времени, чем на его получение. По словам Влада, фотографировать он стал случайно, а вот на обработку каждой из 35 представленных на выставке работ уходило в среднем по 5 часов. Для того, чтобы объективность изображения превратить в видение фантастического мира, не исказив при этом истины.

Знать предысторию и узкую тематику «Черной серии» весьма важно. Автор закладывает в восприятие трюк: каким бы фантастическим не казался вид, отдаленным по времени в прошлое или будущее, реальное место–прототип существовало на момент снимка. И тогда почти разрушенные комнаты советской постройки, останки стен или занесенные снегом грузовые корабли обретают свою особую пугающую, скрежещущую по нервным окончаниям силу. Люди оставили дома, в которых им когда-то было уютно. Это не война, не катастрофа – они просто ушли. И то, что в новелле Брэдбери в несколько минут совершает пожар, в работах Влада Татарского принадлежит времени. Во всех краски приглушены, контрастность стремится к графике, оставляя при этом и право в некоторых местах на живописность.

Ряд фотокартин романтично-поэтичны. Используя цифровую корректировку цвета, Татарский добивается монументального звучания, подобного пейзажам фэнтезийных киносаг. Природа уже успела вписать останки древней архитектуры в свою неостановимую жизнь. Обломки крепостей, мост через пропасть, крепкий и в то же время изящный критский ансамбль – не стесняясь прямоты черно-белого контраста, розоватой и лиловой дымки, автор предлагает увидеть в изображениях сказочно-легендарную красоту, поверить в титаническое прошлое людского племени.

Другое направление раскрывает урбанистические парадоксы. На практически слепой уставшей стене вырос разноцветный городок-граффити. Посреди опрятных домов стоит нечто уже почти бесформенное, позабытое. Два ракурса одной стены вокруг заросшего пруда.  Всё это хочется воспринимать как шутку, человеческую лень, которая создает такие живописные места для философских размышлений, юношеских mementomori.

Но есть на выставке и мрачные, угрожающие работы. Несмотря на конкретные объекты – забытые проржавевшие корабли, товарные вагоны, линии электропередачи, песчаный карьер – они сами есть психоделическая атмосфера непоправимого, негармоничного, искореженного облика среды обитания. Она пронизана страхом и отчаянием. В этих мирах видна деятельность Нургла (даже если автор и не подвержен влиянию вселенной Warhammer 40000). Эффект достигается не только сюжетами, но и стремлением к монохрому или тяжелым контрастам. Так, вагоны «обросли» желто-зеленым налетом. А багровый экскаватор диссонирует с превращающимися в размытый фон фактурами песка, деревьев и неба.

«Черная серия» предназначена равно как для праздного любопытства, так и для подпитки гуманистических, экологических идеалов. Реальность, превращенная в параллельные миры, во всех сюжетных направлениях звучит одним идейно-художественным высказыванием. Палитра эмоций смыкается в одной точке – в парадоксальной ностальгии по будущему: что будет, когда люди исчезнут?

Смотрите также

Театр, по которому мы соскучились

Гастроли Тверского Театра юного зрителя. Спектакли "О мышах и людях", "Саня, Ваня, с ними Римас"

Дом, который разрушил Тартюф

Гастроли Тверского театра юного зрителя. Ж.-Б. Мольер. "Тартюф". Комедия в 2-х действиях

Юный соловей

Очень странный праздник 23 февраля. Освободившись от профессиональной принадлежности, он приобрел патриотический пафос. Сарказм, который выразила погода в отношении к народному ликованию, должен был заставить крепко призадуматься о планах на выходной день. Без рекламы, скромно, стесняясь, в афишу затесался Дом музыки им. С. В. Рахманинова.

ОЩУТИТЬ НАСТОЯЩЕЕ: 17-18 ноября 2011 года гастроли Санкт-Петербургского государственного драматического Театра «На Литейном» (1)

Великий Новгород – не забытая Богом точка на гастрольной карте. Ведь новгородский зритель достаточно активно платит за выступления странствующих трупп, театрально-концертных проектов и всяческих хохмистов-вокалистов. Что-то осмысленное, в основном, можно увидеть во время фестивалей или когда Минкульт расщедрится и даст денег на гастроли репертуарному театру. Как и случилось в начале прошедшей недели.

Авторские колонки

Комментарии