Нет комментариев
00
Нет фотографии Автор: В.Петров-Тюлев
17 октября 2012 года, 13:41

Совсем скоро новгородцы станут соучастниками событий XIII века. Пока только памятник у Покровского собора наталкивает новгородцев на размышления о судьбе знаменитой святой четы Петра и Февронии Муромских, а в ноябре герои древнерусской повести предстанут в необычном музыкальном действе. Немногие, кому создатели показали свое творение 13 сентября в церкви Жен Мироносиц, свидетельствуют о том, что в Великом Новгороде появится новое культурное событие, ради которого одного уже стоит посетить древний город.

Совсем скоро новгородцы станут соучастниками событий XIIIвека. Пока только памятник у Покровского собора наталкивает новгородцев на размышления о судьбе знаменитой святой четы Петра и Февронии Муромских, а в ноябре герои древнерусской повести предстанут в необычном музыкальном действе. Немногие, кому создатели показали свое творение 13 сентября в церкви Жен Мироносиц, свидетельствуют о том, что в Великом Новгороде появится новое культурное событие, ради которого одного уже стоит посетить древний город.

Почему закрытый показ? Наверно, каждый бы предавался сомнениям, берясь за воплощение сегодня действа, напоминающего литургическую драму, как она сохранилась в древних описаниях.  Сразу возникает множество вопросов и главный – как воспримет современный зритель новую для себя форму, стилизованное церковное пение, отсутствие сценического движения?

Надо сказать, что сама сюжетная линия «Сказания о Петре и Февронии», совместившая в себе сказочно-фольклорные мотивы, отзвуки европейских средневековых романов и древнерусской житийной литературы, сама по себе очень занимательна. Авторы стихотворной версии Татьяна Каратаева (Устинова) и Анатолий Устинов сохранили все перипетии истории. Получилась динамичная поэма, разделенная на 11 «действ» - событийных кусков, в которых два чтеца повествуют о чудесах и злоключениях героев, изредка переходя в диаложную форму. Диалоги выстроены так же с хором и частями хора – мужским и женским. Приблизительно так и проходили представления в храмах по случаю больших праздников. В них важно было не узнавание нового, а переживание хорошо знакомых событий Священного писания, применительно к настроению современной эпохи. Наряду с размышлениями о вечном, у зрителя возникала потребность применить полученный урок к своей личной жизни. «Сказание о Петре и Февронии» далеко от канонических житий, да и сюжет во всех подробностях мало кому знаком из наших современников. Однако, для личного переживания в нем пространства достаточно. Рассказ о том, как Феврония завоевывает свою любовь, отстаивает право перед чужим ей сословием на брак и воссоединении супругов после смерти не потеряли своей актуальности. Авторы текста целиком сосредоточились на изложении фактов, избегая поэтических красот и метафор, эпитеты применяя только для ощущения старины и расстановки оценочных знаков, поэтому на слух «Сказание» воспринимается легко и увлекательно. И это первое обстоятельство, побеждающее сомнения.

Много ли сегодня есть слушателей, готовых воспринимать церковное пение? Для массовой аудитории концертное исполнение духовной музыки остается в стороне. Но Александр Леонов (известный также как композитор мюзикла «Сказы мальчика Онфима», где он сочинил для детского слуха понятные и запоминающиеся мелодии на древнерусский лад) очень тонко стилизовал приемы и мелодии православной церковной культуры. Камерный хор, который собрал Юрий Никифоров, оживил музыку композитора – и стало ясно, что красоты и приемы церковного пения не так уж недоступны. Простота и чистота мелодий, позволяющих воспринимать вокализированный текст, профессиональные исполнители, владеющие различными музыкальными жанрами и техниками – то, что надо, чтобы «Сказание о Петре и Февронии» acapellaзазвучало ясно, светло, вдохновенно. Уже дважды поколеблены все сомнения.

В роли чтецов выступают сами авторы. Народная артистка России Татьяна Каратаева и Анатолий Устинов – одни из лучших актеров, владеющих искусством декламации. Ведущие и участники многих чтецких программ, они знают, как совместить пафос и живое актерское воплощение. Возраст и большой опыт позволяют им создать не театральные характеры Петра и Февронии, но символы, чья судьба была предопределена изначально для того, чтобы служить примером для последующих поколений. Уже само пространство концертного зала в храме, торжественное оформление художника Екатерины Чазовой настраивают зрителя на восприятие не театрального спектакля с закрученной интригой, а действа, в котором есть доля сакральности, уживающаяся с бытовой моралью и сюжетной занимательностью. Это три.

Однако, автор замысла и постановщик Даниил Донченко все же решился ввести в действо видеопроекции. К слову сказать, еще в древности для церковных представлений использовалась пиротехника и замысловатая декорационная машинерия. Современные технологии позволяют упростить задачу визуального насыщения. Видеорежиссер Валерий Рубцов (создававший подобное оформление для знаменитого проекта «Новгородское Вече» в Кремле) вместе с художником Екатериной Чазовой создал непрерывное динамическое изображение, иллюстрирующее всевозможные чудеса «Сказания», а также использующее символы и орнаменты далекого прошлого. Получилось, что видеопроекция служит не только для привлечения внимания зрителей, облегчая им восприятия действа, но и служит просветительским целям.

После обсуждения «Сказание о Петре и Февронии» будет еще изменяться, совершенствоваться. Но уже в ноябре создатели будут готовы показать свое детище широкой публике.

Смотрите также

Ностальгия по будущему

«Черная серия» Влада Татарского в Новгородском центре современного искусства

Театр, по которому мы соскучились

Гастроли Тверского Театра юного зрителя. Спектакли "О мышах и людях", "Саня, Ваня, с ними Римас"

Дом, который разрушил Тартюф

Гастроли Тверского театра юного зрителя. Ж.-Б. Мольер. "Тартюф". Комедия в 2-х действиях

Юный соловей

Очень странный праздник 23 февраля. Освободившись от профессиональной принадлежности, он приобрел патриотический пафос. Сарказм, который выразила погода в отношении к народному ликованию, должен был заставить крепко призадуматься о планах на выходной день. Без рекламы, скромно, стесняясь, в афишу затесался Дом музыки им. С. В. Рахманинова.

ОЩУТИТЬ НАСТОЯЩЕЕ: 17-18 ноября 2011 года гастроли Санкт-Петербургского государственного драматического Театра «На Литейном» (1)

Великий Новгород – не забытая Богом точка на гастрольной карте. Ведь новгородский зритель достаточно активно платит за выступления странствующих трупп, театрально-концертных проектов и всяческих хохмистов-вокалистов. Что-то осмысленное, в основном, можно увидеть во время фестивалей или когда Минкульт расщедрится и даст денег на гастроли репертуарному театру. Как и случилось в начале прошедшей недели.

Авторские колонки

Комментарии