… На деревянной кровати без матраса и постельного белья лежит мужчина. На нем куртка, джинсы и ботинки. В чем он пришел с улицы, в том и лежит. Мужчину зовут Алексей, ему 52 года. В этой пустой комнате он оказался потому, что больше пойти некуда. Квартиру у него отобрали, а по причине инвалидности работать он не может.
… На деревянной кровати без матраса и постельного белья лежит мужчина. На нем куртка, джинсы и ботинки. В чем он пришел с улицы, в том и лежит. Мужчину зовут Алексей, ему 52 года. В этой пустой комнате он оказался потому, что больше пойти некуда. Квартиру у него отобрали, а по причине инвалидности работать он не может.
Единственное место в Новгородской области, куда лица без определенного места жительства и занятий могут придти за помощью, где их приютят и накормят, это центр социальной адаптации. Ежегодно туда обращаются около 200 человек из числа лиц БОМЖ со всех районов области. Некоторым людям удается помочь, они встают на ноги, заводят семью, но большинство так и не может вернуться к нормальной жизни.
Официально
— Учреждение было создано в 1995 году. Мы помогаем людям восстановить документы, трудоустроиться, пристраиваем пожилых людей и инвалидов в интернаты. Люди приходят к нам добровольно. Наверное, основной причиной того, что к нам приходят, является тот факт, что мы предоставляем временную регистрацию. Люди могут устроиться на работу, пока восстанавливаются документы, — рассказал директор «Новгородского центра социальной адаптации» Евгений Андреев.
В центре есть три отделения: социальной адаптации (40 мест), ночного пребывания (25 мест) и «Социальная гостиница» (20 мест). В отделение ночного пребывания попадают люди, которые хотят поселиться в центре, там они живут до прохождения всех необходимых медицинских анализов. В зимнее время предоставляется возможность переночевать в этом отделении всем желающим. В отделении соцадаптации находятся люди, которые уже проходят медицинские обследование, у каждого есть индивидуальная программа адаптации. В социальной гостинице живут люди, которые работают и имеют все документы, но не в состоянии оплачивать съемное жилье.
— Месяц люди могут проживать бесплатно, до полугода — с частичной оплатой. Люди работоспособного возраста платят по 37 рублей в сутки, инвалиды и пенсионеры — 26 рублей в сутки. После полугода проживания нужно платить по 62 рубля в сутки. В социальной гостинице плата составляет также 62 рубля в сутки. Частичная плата делается отчасти для того, чтобы подтолкнуть людей к нормальному существованию. Максимум у нас во всех отделениях можно прожить год. Бывали случаи, когда люди прожили год, ушли, а через некоторое время вернулись к нам. Людей, которые находятся в плохом состоянии, не в состоянии работать, мы кормим раз в сутки. Тех, кто работает, мы не кормим, иначе средств не хватит. На человека нам выделяется по 60 рублей в день (на питание), — рассказал Евгений Андреев.
В прошлом году временный приют был предоставлен 147 людям, помощь в трудоустройстве оказана 26 людям, было восстановлено 20 паспортов. Практически всем была оказана первая доврачебная медицинская помощь. Всего в 2012 году в центр социальной адаптации обратилось 184 человека, 42 из которых освободились из мест лишения свободы.
— К сожалению, количество людей, которые нуждаются в помощи, меньше не становится, и контингент молодеет. Раньше было больше пожилых людей, сейчас преобладают люди работоспособного возраста, но они находятся в таком состоянии, когда работать не могут. Главная причина этого — алкоголь. Также в последнее время в центр стало приходить все больше и больше женщин, долгое время их вообще не было. Женское отделение «Социальной адаптации» сейчас заполнено, даже койки дополнительные поставлены. Такого никогда не было, — поделился директор центра.
Реалии жизни
Каждого пришедшего в центр социальной адаптации осматривает фельдшер. Тем, кто хочет остаться жить в центре, врач выдает направления на прохождение медицинских анализов. Всем дается возможность помыться, одежда дезинфицируется.
Люди оказываются здесь по разным причинам: у кого-то отобрали квартиру, кого-то выгнали дети… Одна история страшнее другой.
— Я был на зоне, 15 лет отсидел, от звонка до звонка. Думал, хата у меня есть. Когда вышел из тюрьмы, оказалось, что племянники, которые жили в квартире, умерли, а квартира продана. Я жил в Новгороде, на Суворовской. У меня есть семья в Саратове, но я с ними не живу. Дочка есть, но я не хочу, чтобы она знала, что я отсидел, как я живу. В центре социальной адаптации я живу уже год, здесь неплохо, но это совсем не то, дома лучше. Я очень хочу изменить свою жизнь, но не знаю, как. Хочу свою хату, но купить квартиру я не смогу. Я работал, но сейчас меня сократили, буду искать новую работу. Мне два года осталось до пенсии, потом, наверное, в интернат пойду, — поделился своей историей Алексей Семенов.
В одной из мужских комнат достаточно мрачновато и грязно, да и сами жильцы выглядят не самым лучшим образом. В другой комнате ситуация уже получше, проживающие поопрятнее, постельное белье почище, есть телевизор. На первом этаже центра есть небольшое помещение, в котором стоят стеллаж с книгами и телевизор. На стене висят объявления, куда можно сходить: например, в кино или филармонию. На втором этаже находятся женские комнаты, которые выглядят намного уютнее мужских, но судьба проживающих в них людей от этого лучше не становится.
— Меня дочка выгнала из квартиры. У меня была хорошая квартира, дочка предложила разменять. Выменяла мне комнату в Деревяницах, но там ужасная семья жила: прописано двое, живут 10, дети у них отобраны. В ванной мне мыться не давали. Тихий ужас. Я продала эту комнату за тысячу долларов, и эти деньги привезли дочери. Жилье дочери мы много раз меняли. Потом она взяла ипотеку и обменяла гостинку, где у меня хотя бы комната была, на однокомнатную квартиру. Дочка привела в квартиру мужика, место мое заняли, вот она меня и выгнала. Внучка ко мне приходит, ходим с ней в магазин, говорит, что никогда меня не бросит. Скоро меня переведут в интернат, я останусь в Новгороде, смогу видеться с внучкой, спасибо директору за это. Вообще здесь к нам нормально относятся, никто на нас не кричит. По выходных моем коридоры, потому что уборщицы в эти дни нет, а по будням на кухне убираем и мусор выносим, — рассказала о своей жизни Нина Петрова.
О хорошем
Сотрудники центра социальной адаптации рассказали и о счастливых историях, которые случались с их постояльцами. К примеру, из двух жильцов, оба имели судимость, образовалась семейная пара. Юноша-сирота устроился на работу, нашел девушку, женился, с женой растит ребенка. В 2012 году были социально адаптированы 30 человек: это те, кого перевели в интернаты (пенсионеры и инвалиды), и те, кто стал в состоянии снимать жилье.
— К сожалению, многих за нарушения правил пребывания в центре мы выгоняем. Каждый, кто приходит, подписывает договор, что он ознакомлен с правилами проживания. У нас здесь «сплав» алкоголиков и тех, кто пришел с зоны со своими законами. Если порядок не поддерживать, здесь будет страшная картина. Мы можем выгнать людей, если они создают конфликты, если не выполняют план индивидуальной социальной адаптации, например, когда они ничего не делают, лежат целыми днями, не работают. Также мы можем выгнать людей, если они не платят. Есть у нас жительница, которая задолжала уже 4,5 тысячи рублей, но мы ее не выгоняем. Жалко, — рассказал директор центра.
Психолог новгородского центра социальной адаптации сообщила, что у многих постояльцев абсолютно нет желания ничего менять в своей жизни. «Я провожу обследования, у людей полная удовлетворенность своим состоянием, им ничего в жизни не надо. Но есть и те, кто хочет что-то изменить, стремится к лучшему. Кто начал работать, просят перевести их в социальную гостиницу, там условия лучше, а потом они и совсем уходят от нас. Да, радости у нас случаются, но редко», — поделилась психолог.
Смотрите также
До конца бесплатной приватизации осталось меньше месяца (3)
Уже более 20 лет в России длится бесплатная приватизация жилых помещений. Ни в одной стране такая процедура не длилась столь долго. Началась она в 1991 году, и сроки ее окончания неоднократно переносились. В последний раз приватизацию продлили до 1 марта 2013 года, и данный срок переносить уже не собираются. У россиян, в том числе и у новгородцев, осталось меньше месяца, чтобы приватизировать свое жилье.
Чудо-калейдоскопы из новгородской глубинки (1)
Есть в Новгородской области место под названием Марёво. Живет там известный блогер marevolev (Владимир Львовский), в местном райпо готовят вкусную селедку под шубой, а сам губернатор Новгородской области Сергей Митин лично завалил дерево в маревских лесах. Есть в Марёво еще одна достопримечательность — единственная в России мастерская по изготовлению калейдоскопов.
Выборы губернатора: как это было (2)
Вот и состоялись выборы губернатора Новгородской области. Вот и победил на них Сергей Митин. А какая интрига была! Многие, наверное, ночь не спали, переживали, кто же займет второе место. Давайте вспомним, как все начиналось.
Трип по Марёво с Владимиром Львовским (6)
В одном из районов Новгородской области — Марёвском — есть немало любопытных мест и людей, но в ряду самых главных достопримечательностей можно выделить жителя села Марёво — Владимира Львовского. Он известный блогер под ником marevolev, энтузиаст, предприниматель и просто разносторонний человек, который устроил корреспондентам интернет-портала «Новгород.ру» небольшой трип по Марёво.
Не подскажете, как пройти в Ледовый? (8)
В ночь на 27 августа был перекрыт единственный на сегодняшний день проезд к новгородскому Ледовому дворцу со стороны ул. Боткина. Данное решение было принято владельцем территории, где расположен проезд, предпринимателем Львом Старостиным. Ледовый дворец стал «заложником» недопонимания властей и предпринимателя, однако, страдают от этого новгородцы, которые пользуются услугами спортивного учреждения.
О бесконечных очередях, или почему на почте тушенку продают? (14)
«Очередь не занимайте, я вас все равно обслужить не успею», «Что вы ворчите, видите, я одна работаю, я не семижильная», «Вот, приходят все, орут, ругаются, а вы попробуйте на моем месте поработать»… Подобные речи на «Почте России» слышал, наверняка, почти каждый.