Сергей Пухачев: современная живопись вызывает у новгородцев недоверие

Комментариев: 6
00
Нет фотографии Автор: Kate
26 августа 2011 года, 13:30

В настоящее время для приобщения новгородцев к культуре в Великом Новгороде проходит акция «Открытая пятница», увеличиваются выставочные площади, проводятся интерактивные экскурсии, мастер-классы по самым разным видам творчества. Но насколько сами новгородцы стремятся к искусству, на какие выставки ходят более активно и сколько денег готовы потратить на походы в музеи? Своими наблюдениями с нами поделился руководитель Городского выставочного центра Сергей Пухачев.

— Сергей Борисович, на примере работы Городского выставочного центра, расскажите насколько у новгородцев развит интерес к искусству.

— Вообще новгородцы ничем не отличаются от других русских людей и жителей любых других провинциальных городов. Если мы привозим такие имена, как Шагал, Глазунов, Церетели, то у новгородцев сразу повышен интерес, а если имя недостаточно известно, то люди вяло реагируют. То есть можно сказать, что общий уровень художественного воспитания недостаточно высок.

В 20 веке мы пропустили много явлений, замалчивали их при советской власти, и поэтому люди сейчас сбегутся на Шишкина, но не сбегутся на Миро, а на Западе наоборот сбегутся на Миро, но не сбегутся на Шишкина, потому что бренды и ориентиры в мире искусств у нас разные. И тут бесполезно говорить, новгородцы или не новгородцы: это вообще общерусская беда. И все-таки есть города более высокие культурно, с художественным потенциалом, художественным воспитанием, мировоззрением, а есть менее, поэтому наш центр ставит задачу общего художественного воспитания зрителя.

— И все же, на какой вид искусства у новгородцев больший спрос? Какие выставки посещают активнее?

— Живопись, особенно современная, вызывает определенное недоверие, люди боятся прийти, потратить свое время и деньги на билет, и получить кубик, поставленный на кубик, или нарисованный кукиш. А вот на фотографию в целом ходят более охотно, хотя и там могут нарваться на какие-то непонятные абстрактные вещи. Но вообще фотография привлекает новгородцев где-то на 20% больше.

— Сейчас в Великом Новгороде большим спросом пользуется акция «Открытая пятница», когда желающие могут бесплатно посещать музеи. Как Вы думаете, это означает, что новгородцы не готовы платить за искусство?

— Насколько я знаю, когда проводят подобные акции, посещение, действительно, резко вырастает, и, в основном, за счет пенсионеров. Но мне не очень понятно, и наводит на грустные размышления мысль о том, что билет стоит всего 20 рублей, а люди все равно не хотят за него платить. Значит, речь идет об общем обнищании народа? Получается, что люди экономят каждую копейку? Или может дело в том, что для них просто важно такое бесплатное право, и они им пользуются?

Вообще мы бы тоже с удовольствием установили такую пятницу, и присоединились к этому движению, но нам это трудно сделать, так как музеям деньги выделяются из бюджета, а мы находимся на самоокупаемости. Поэтому нам нужно думать, как заработать деньги на следующие выставки, которые мы стараемся привезти из другого города. А это требует затрат на транспорт, рекламу и т.д. Поэтому мы делаем выставки хотя бы стоимостью  20-40 рублей.

— А вообще выставки самоокупаются?

— Это очень сложный вопрос. То есть, считать ли нам коммунальные услуги, аренду, или считать, что автономное учреждение эти расходы покрывает. Но вообще полной самоокупаемости нет.

— А администрация вам помогает?

— Это вопрос очень не простой и запутанный. Так как мы осуществляем выставочную деятельность, то по договору мы отнесены к коммерческим видам деятельности. В бюджетной росписи выставочной деятельности нет: предполагается, что это может быть выставка нижнего белья или мотоциклов, а бюджет такие выставки финансировать не будет. Это, конечно, глупость финансового устроителя, потому что у нас же выставки  художественные, но там нет различий по видам выставок. Единственный выход — написать, что мы музейно-выставочный центр, тогда бюджет имеет право нам помогать.

— Сейчас проходит выставка работ Марка Шагала. Ее активно посещают?

— В целом Марка Шагала посещают раза в три больше чем другие выставки, но и этого недостаточно. За этой выставкой мы «охотились» очень давно. Она уже 3 года выставляется в разных городах страны, и наш город — 15-й. Но выставляется она в городах с миллионным населением. Поэтому когда я в первый раз связался с организаторами, мне сказали: «забудьте, города с населением ниже четырехсот тысяч человек мы не рассматриваем», так как не окупить транспорт, страховку и другие расходы, но в итоге все-таки удалось договориться. Сейчас эта выставка приехала из Калининграда, там было определенное количество посетителей. Поэтому если у нас будет меньше, то мы не сможем договориться о планируемой выставке Сальвадора Дали.

— Какие еще выставки ожидаются в вашем центре в ближайшее время?

— У нас очень много планов. Иногда даже обидно, когда возникает интересная выставка, но не хватает площадей для ее размещения. Вообще, город обещал освободить дополнительные площади, дать еще 300 метров под «Дом фотографии», тогда мы могли бы одновременно открывать 3-4 выставки в месяц.

В ближайшее время в малом зале откроется выставка известного петербургского художника Олега Фронтинского, а в «Доме фотографии» 26 августа откроется выставка иерусалимского фотографа Дмитрия Брикмана «Иерусалим не просто город», на которой будут представлены 120 фотографий людей Иерусалима. В начале октября (если получится) пройдет выставка Сальвадора Дали, а в конце октября мы откроем выставку лагерных рисунков  Евфросинии Керсновской. Она будет называться «Сколько стоит человек», что на сегодняшний день очень актуально. У Евфросинии была не простая судьба, ее посадили в 37 году, но она сбежала и полторы тысячи километров шла по тайге, пока ее все-таки снова не поймали и дали новый срок. В лагере она делала рисунки, 11 альбомов которых сохранились и мы будем их экспонировать.

Вообще у нас много акций, и мы стараемся сделать так, чтобы люди понимали, что Городской выставочный центр — это духовное приключение, что они приходят сюда не по обязанности, не потому, что так модно или принято, а потому, что они могут встретить здесь нечто неожиданное в духовном плане.

— А сложившаяся публика у вашего центра уже есть?

— Мы не ведем такого анализа, но, наверное, большинство наших посетителей — это те, кого сейчас принято называть средним классом. Сказать, что преобладает молодежь, нельзя, но все-таки есть выставки, на которые ходит все население не зависимо от возраста.

Вообще наш город сейчас воспринимается всеми как самый древний город России, и это справедливо. Но не вся молодежь хочет жить в самом древнем городе, некоторые хотят жить в современном городе. Многие в 16 лет уезжают в Санкт-Петербург, поэтому нужно исправлять эту ситуацию. Весь пафос нашего города сейчас составляет его история, это, конечно, хорошо для туристов, но не очень хорошо для города. Нужно подкорректировать эту ситуацию, говорить всем, что мы живем в самом древнем, но одновременно в самом молодом и современном городе России. Поэтому цель Городского выставочного центра — самые современные проявления изобразительного искусства.

Авторские колонки

Комментарии

Авторские колонки