За несколько дней до Нового года в новгородском центре современного искусства откроется выставка по истине современного художника из Санкт-Петербурга. Алексей Спай, у которого уже было более 20 выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Киеве и Австрии впервые привезет свои работы в Великий Новгород.
За несколько дней до Нового года в новгородском центре современного искусства откроется выставка по истине современного художника из Санкт-Петербурга. Алексей Спай, у которого уже было более 20 выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Киеве и Австрии впервые привезет свои работы в Великий Новгород.
Алексей на один день приехал в наш город по организационным вопросам и успел дать небольшое интервью корреспонденту интернет-портала «Новгород.ру».
— Некоторые сравнивают меня со знаменитым Бэнкси, но мне это сравнение не очень нравится. В моем творчестве вообще нет ничего от Бэнкси, я просто долгое время занимался стритартом и граффити, делал много работ на улице. Сейчас меня интересует более широкий резонанс, ответная реакция, а не просто взгляд случайного зрителя. Трудно быть долго активным в публичном пространстве, это очень затратно. Даже если ты делаешь очень хорошую работу на улице, она там остается и умирает. Каждый может испортить, сломать твою работу. Я до сих пор рисую на улице, но я это делаю для наслаждения, для себя, — рассказал Алексей.
В 1997 году он начал рисовать граффити, потом это перешло в стритарт, а сейчас он делает выставки. В Новгород он привезет несколько работ, которые еще нигде не выставлялись, и, возможно, сделает несколько новых работ. Названия у выставки пока нет, но все идеи крутятся вокруг слова «Предвкушение».
— Возможно мои картины не самые грандиозные, но в них есть искренность, честность, личное видение, самобытное, отличающееся от представлений других. У меня есть любовь к эстетике, любовь к красивому и прекрасному. Мое искусство простое, в том смысле, что оно или нравится, или не нравится. Ничего надуманного нет, все достаточно просто и понятно. Но это не значит, что это туповатое искусство, это просто говорит о том, что оно доступно для человека. Я работаю хаотично и импровизированно. Я никогда не задумываю ничего конкретного, если только это не серия работ.
Алексей может рисовать всю ночь напролет, если у него получается, и этого его совсем не пугает. Гораздо страшнее для него потратить на картину две недели или месяц, а потом понять, что она ужасна и закрасить ее.
— У меня такое было в прошлом году несколько раз. Это как выкидыш для женщины. Каждая картина — это мой ребенок. Продать или подарить кому-нибудь картину — для меня это болезненный процесс.
Новгородский искусствовед и руководитель новгородского центра современного искусства Сергей Пухачев назвал Алексея художником поп-арта.
— Это комплимент для меня. Мне кажется, что мои работы трудно назвать поп-артом. Это скорее какой-то постмодернистский поп-арт, или пост поп-арт, или супер пост-рок. Мой стиль только вырабатывается сейчас. Я нахожу какие-то элементы и хватаюсь за них, чтобы выработать свой стиль. Я стремлюсь к тому, чтобы достигнуть таких деталей стиля, чтобы люди ждали с жадностью моих новых работ.
— Я родился в Ленинграде, но сам по себе я человек горячих кровей. Я люблю в своих работах жизнеутверждать цветом, картинкой, линией. При этом я стремлюсь к какой-то бессознательности, развязности и непринужденности. Во мне борются идеализм и утопия.
Во время беседы с Алексеем зашла речь и о финансовой стороне жизни художников, как и чем они зарабатывают, возможно ли жить, только рисуя картины.
— Я могу работать иллюстратором или барменом, но я буду пропадать, меня нужно применять в других целях. У меня есть навыки, высшее образование. Я могу, например, расписать фасад на 2 тысячи метров, сделать огромное панно. В этом я силен. <…> Амплитуда моих коммерческих успехов нестабильна. Сюда я приехал на деньги, которые получил за картину, проданную другу. Он в рассрочку отдает мне деньги. Что будет дальше, я не знаю, но мастерская пока оплачена. Если я продаю картину или зарабатываю оформлением ресторана, я либо сразу покупаю холсты, подрамники, или проплачиваю мастерскую. <…> Если я здесь сделаю выставку, может, кто-то увидит и захочет купить мою работу. Это не Нью-Йорк, не Лас-Вегас, не Майами, не Флорида, не Лондон, не Париж, это всего лишь Новгород, но у меня же не было выставки в Новгороде. Это ж тоже хорошо, здесь такие же люди, как везде. Возможно, здесь я с кем-то познакомлюсь, и это даст следующие плоды, — считает Алексей.
— Алексей, а что тебя вдохновляет?
— Меня очень вдохновляют девушки, музыка, кино, события, впечатления, путешествия. Я впечатлительный человек. Если что-то меня расстраивает, это всё, труба, если что-то меня радует, это всё до дна. Я сам по себе больше склонен к депрессивному, апатичному унынию, даже нытью иногда. Бывают сложные минуты, я начинаю ныть, ругать весь мир, что искусство никому не нужно, все хотят только пятый айфон. Возможно, это уровень социального развития, может, уровень деградации, я не знаю. Что-то происходит. Видимо, раз я стал художником, значит, это нужно этому миру, чтобы я мог что-то сдвинуть, где я могу это сделать. До неба не допрыгнуть, но к этому нужно стремиться.
— Для кого ты творишь?
— Жалок тот художник, который творит только для денег. Я рисую для себя. Выставки — это самоидентификация. Если я не буду делать выставки, я не буду развиваться, если я не буду развиваться, я не буду расти.
— Почему новгородцам стоит придти на твою выставку?
— Я некое воплощение художника, который живет среди людей. Я простой парень, хожу в кроссовках, пешком, у меня нет машины. У меня здесь не было никогда выставки. Я современник, я, возможно, слушаю ту же музыку, что и вы, смотрю те же фильмы, что и вы, сижу в том же «ВКонтакте», отдыхаю на тех же морях. Возможно, я пытаюсь донести некий современный вижн. Я надеюсь, что попаду в какой-то культурный срез, оставлю свой след в искусстве, когда будут говорить про нашу эпоху нулевых и десятых. Надеюсь, я запомнюсь со своими какими-то находками, визуальными стилями, сериями или картинами.
Выставка Алексея откроется 27 декабря в центре современного искусства (КЦ "Диалог").
P.S.
Спай — это настоящая фамилия Алексея.
Он получил высшее образование в государственном университете, учился на факультете дизайна. О своей учебе он говорит следующее: «Для меня лично государственный университет не был никакой целью. Наоборот, это я сделал для родителей, ради их, как говорится, спокойствия. Но я бы никем не стал, если бы не интересовался и не стремился что-то постоянно делать. Это то, что есть или нет, и университет никакой роли не сыграл в становлении меня как художника иллюстратора».
Смотрите также
Общественники против платной трассы М-11 (7)
Новгородские общественники считают, что платная трасса Москва — Санкт-Петербург (М-11), которая пройдет по Новгородской области, уничтожит усадьбу «Онег», в которой провел свое детство известный композитор Сергей Рахманинов, так как она пройдет в непосредственной близости от неё. Чиновники видят плюсы в том, что рядом с усадьбой появится дорога.
Забытый бренд «Крестецкой строчки» (3)
Для большинства автолюбителей, которые ездят по ФАД «Россия», Крестецкий район Новгородской области известен только пирожками и самоварами, которые продают вдоль трассы. Мало кто знает, что буквально в пяти минутах езды от М10 находится известная фабрика «Крестецкая строчка», правда, в плачевном состоянии.
Мнение о новгородском «дорожном деле»: Все уже украдено до нас, Шалмуев пришел к разбитому корыту (13)
Депутат Думы Великого Новгорода Сергей Светлов рассказал корреспонденту интернет-портала «Новгород.ру» о своем видении «дорожного дела» и о том, кто на самом деле курирует дорожную отрасль в Новгородской области.
Рейд с ГИБДД: ловим пьяных водителей (6)
В Новгородской области начались массовые проверки водителей на трезвость. Одними из первых проверке подверглись пестовские водители. Вместе с сотрудниками ДПС в рейд отправился и корреспондент интернет-портала «Новгород.ру».
Ночлежка. Если негде жить. (2)
… На деревянной кровати без матраса и постельного белья лежит мужчина. На нем куртка, джинсы и ботинки. В чем он пришел с улицы, в том и лежит. Мужчину зовут Алексей, ему 52 года. В этой пустой комнате он оказался потому, что больше пойти некуда. Квартиру у него отобрали, а по причине инвалидности работать он не может.
До конца бесплатной приватизации осталось меньше месяца (3)
Уже более 20 лет в России длится бесплатная приватизация жилых помещений. Ни в одной стране такая процедура не длилась столь долго. Началась она в 1991 году, и сроки ее окончания неоднократно переносились. В последний раз приватизацию продлили до 1 марта 2013 года, и данный срок переносить уже не собираются. У россиян, в том числе и у новгородцев, осталось меньше месяца, чтобы приватизировать свое жилье.