Час ночи. Парковка перед гостиницей «Россия» забита автобусами, машинами ДПС и МЧС. На крыльце стоят новгородские чиновники, волонтеры, журналисты и сотрудники МЧС. Все ждут приезда беженцев из Украины, которых из Ростова-на-Дону в Санкт-Петербург 17 июля доставил борт МЧС.
Час ночи. Парковка перед гостиницей «Россия» забита автобусами, машинами ДПС и МЧС. На крыльце стоят новгородские чиновники, волонтеры, журналисты и сотрудники МЧС. Все ждут приезда беженцев из Украины, которых из Ростова-на-Дону в Санкт-Петербург 17 июля доставил борт МЧС.
В питерский аэропорт «Пулково» беженцы прибыли после восьми часов вечера, после чего их проводили в автобусы и повезли в Великий Новгород. За время пути новгородские чиновники, которые встречали украинцев, успели провести анкетирование и выяснили, что из прибывших 101 беженца 97 не планируют возвращаться в Украину.
И вот людей привезли к новгородской гостинице. Сонные и уставшие беженцы, многие из которых с детьми на руках, растерянно выходят из автобусов. Кто-то хочет взять свои вещи, но всех приглашают покушать. Пока они едят, вице-губернатор Новгородской области Алексей Афанасьев говорит им: «Мы все ваши добрые друзья, и мы рады вашему прибытию».
Большинство из прибывших беженцев пересекли границу 15 июля и уже трое суток находятся в дороге. Для многих из них и Великий Новгород не стал конечным пунктом. Им предстоит добраться до Боровичского, Крестецкого, Старорусского, Шимского и Новгородского районов. Кого-то поселят в детском саду, кого-то в общежитиях.
— Из нашего родного города из Донецкой области было жутковато уезжать, когда едешь и на тебя направлены автоматы, это вызывает не очень хорошие ощущения. Обстановка жутковатая там. В нашем городе, когда мы уезжали, было еще тихо, но в близлежащих городах, как Донецк, Горловка, там людям плохо, там перестрелки, бомбежка. Жутковато, когда ты спишь, а у тебя окна трясутся. Хочется все схватить и выехать. Все оставили, взяли детей и уехали, — делится беженка Юлия из города Енакиево Донецкой области. — Мы сидели-сидели, но ничего не менялось, и осталось только одно — уехать. Мы хотели в Мурманск, я там родилась, но мы опоздали туда записаться и решили пока сюда перебраться. Будем смотреть по ситуации, конечно, но хотелось бы остаться в России.
Рядом с Юлей стоят ее дети, 11-летний Артем и 5-летняя София. Артём робко вторит маме: «Немножко было страшно, но сейчас уже спокойно».
— Мы старались детей отгородить от телевизора. Но когда мы ехали по дороге, они все видели, задавали вопросы, что это такое, почему стреляют. Им, конечно, нелегко, — рассказывает Юля.
Когда люди начали кушать, прессу попросили удалиться, чтобы их не смущать.
Спустя какое-то время на улицу вышел мужчина и начал нервно курить. Представиться он отказался, да и диктофон попросил выключить, но охотно начал рассказывать про обстановку в своем родном поселке Семёновка, который находится рядом со Славянском.
— Мы помогали ополченцам, но остаться нельзя было. Страшно уже было там находиться. Нас там бомбили больше, чем сам Славянск, день и ночь. А рядом Николаевка, там не было ополченцев, так там вообще все снесли, 5-этажные дома падали. Сложно было добраться до границы с Россией, а на самой границе уже все нормально, хотя и очереди большие. Нам часа два пришлось ждать, а тем, кто на машине, еще дольше. Мы из Донецка на такси приехали к границе. Жена хочет здесь остаться, а я домой поеду, в Семеновку, правда, там уже ничего нет, только несколько домов. У меня там дочь осталась, она вместе с ополченцами воюет, — гордо говорит мне мужчина.
И еще он говорит следующую фразу: «Мы надеемся на Путина. Вот в Крыму сейчас люди довольные, у меня туда много знакомых уехало, за несколько месяцев там все к лучшему поменялось».
Времени пообщаться с беженцами не очень много. Выйдя из гостиницы, они пытаются найти свои вещи и автобусы, которые повезут их дальше. Они не могут запомнить названия населенных пунктов, куда поедут, но планы у них оптимистичные.
— Главное, как наши бабушки говорили, чтобы не было войны. Вот это мы теперь ощутили на себе. Нужно ребенка на ноги поставить и в кучу собрать всю свою семью, потому что всех раскидало, кого куда. Ждем с Белоруссии дочку с моей мамой, еще двое наших мужчин в Барнауле. Если будут оптимальные условия для работы и жизни, то куда рыпаться. Я работала ветврачом, у меня свой кабинет был, лечила кошечек, собачек, хомячков. Я из города Ясиноватая Донецкой области, рядом с городом уже стояли ракетные установки «Град», поэтому ждать было нечего, — на ходу рассказывает мне Инна Бердюкова и садится в автобус, который едет в Крестцы.
Еще одна семья из четырех человек с двумя сумками и рюкзаком ждет, когда им скажут, какой автобус повезет их в хостел. Они остаются в Великом Новгороде. Изначально они хотели поехать во Владимир, но чтобы побыстрее уехать из лагеря для беженцев в Ростове-на-Дону, они записались на ближайший борт и приехали в Новгородскую область. Дети хоть и устали, но улыбаются и рассказывают мне, что им очень понравилось ехать на самолете, вертолете и на поезде.
Беженцы из Украины, прибывшие в Новгородскую область, не выглядят очень печальными. Интересно, что некоторые из них думали, что едут не в Великий, а в Нижний Новгород. Наши власти пообещали туда отправить тех, у кого уже там есть договоренность по месту работы, и тех, кого в Нижнем ждут родственники.
Смотреть фоторепортаж «Украинские беженцы в Новгороде».
Смотрите также
Эксперименты «Новгородского водоканала»
Пожалуй, слово «дезавид» сейчас у многих на слуху: интернет пестрит страшными статьями про последствия применения данного препарата. С августа по октябрь 2013 года «Новгородский водоканал» проводил эксперимент по использованию «Дезавида» для очистки воды. Эксперимент прошел удачно, и в планах у «Водоканала» по полной использовать этот препарат.
Каких торговых центров не хватает Великому Новгороду? (10)
Многие жители Великого Новгорода возмущаются ростом ТЦ и магазинов в городе. Кому-то, наоборот, не хватает интересных и больших торговых центров. Председатель комитета потребительского рынка и услуг Великого Новгорода Татьяна Пашкова рассказала, насколько хорошо работают существующие магазины, и какие торговые центры должны еще появиться.
Алексей Спай — художник, который живет среди людей
За несколько дней до Нового года в новгородском центре современного искусства откроется выставка по истине современного художника из Санкт-Петербурга. Алексей Спай, у которого уже было более 20 выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Киеве и Австрии впервые привезет свои работы в Великий Новгород.
Общественники против платной трассы М-11 (7)
Новгородские общественники считают, что платная трасса Москва — Санкт-Петербург (М-11), которая пройдет по Новгородской области, уничтожит усадьбу «Онег», в которой провел свое детство известный композитор Сергей Рахманинов, так как она пройдет в непосредственной близости от неё. Чиновники видят плюсы в том, что рядом с усадьбой появится дорога.
Забытый бренд «Крестецкой строчки» (3)
Для большинства автолюбителей, которые ездят по ФАД «Россия», Крестецкий район Новгородской области известен только пирожками и самоварами, которые продают вдоль трассы. Мало кто знает, что буквально в пяти минутах езды от М10 находится известная фабрика «Крестецкая строчка», правда, в плачевном состоянии.
Мнение о новгородском «дорожном деле»: Все уже украдено до нас, Шалмуев пришел к разбитому корыту (13)
Депутат Думы Великого Новгорода Сергей Светлов рассказал корреспонденту интернет-портала «Новгород.ру» о своем видении «дорожного дела» и о том, кто на самом деле курирует дорожную отрасль в Новгородской области.