Комментариев: 3
+20
Автор: dsmirnowa
29 июля 2014 года, 11:17

С 17 по 25 апреля в Великом Новгороде проходили съемки полнометражного художественного фильма «Пионеры-герои». И для меня это не просто строчка из какого-нибудь пресс-релиза или новости, это удивительная неделя новой и интересной работы, которая почти полностью затмила мой привычный и при этом не самый скучный образ жизни.

С 17 по 25 апреля в Великом Новгороде проходили съемки полнометражного художественного фильма «Пионеры-герои». И для меня это не просто строчка из какого-нибудь пресс-релиза или новости, это удивительная неделя новой и интересной работы, которая почти полностью затмила мой привычный и при этом не самый скучный образ жизни.

Небольшая предыстория

Случилось всё осенью. В нашу редакцию интернет-портала «Новгород.ру» позвонила девушка Наталья, представилась режиссёром из Москвы. Трубку передали мне. Наталья рассказала, что собирается снимать фильм про пионеров и ищет место для съемок. Фильм рассказывает о судьбах трех друзей, история которых начинается в конце 80-х годов в Советском Союзе, а заканчивается в наши дни. Важно было найти идеальное место для съемок советского периода. В Новгороде режиссера привлекло здание театра драмы. Она поинтересовалась, в каком состоянии находится здание, а заодно и спросила, остались ли в нашем городе школы с советскими интерьерами, без стеклопакетов и евроремонта. Я вызвалась помочь этой девушке, поискать нужные школьные дворы и другие объекты. Как оказалось, найти подходящие здания оказалось трудно, особенно школьные дворы. Хоть один стеклопакет, но обязательно на фасаде есть, или дверь современная.

Помимо Новгорода были и другие города, где могли снимать это кино, но в итоге выбор был сделан именно в пользу нашего города. Режиссер со своей командой несколько раз приезжала в город, внимательно изучала объекты. Как мне кажется, решающую роль в выборе места съемок помог сделать наш театр драмы.

— В конце 70-80-х годов был уникальный период в советской архитектуре, когда стали появляться уникальные здания, в которых было много идей, стремлений и надежд. Таких зданий не много, но они есть, они разбросаны по всему бывшему Советскому Союзу. Одно из немногих было в Новгороде, я в него безумно влюбилась по фотографиям, и я сказала, что хочу снимать в Новгороде. Мне очень важно показать не бытовой Советский Союз, а то, что делало тех детей такими, какими они были, — рассказала мне Наташа.

Мы сдружились с режиссёром, и она предложила мне поработать на съемочной площадке, если мне это будет интересно. Разве это может быть не интересно? Взяв неделю отпуска на основной работе, я погрузилась в мир кино. 

1-й день съемок

В первый день съемки проходили у театра драмы. На мой взгляд, никогда еще наш театр не выглядел так красиво: площадка перед театром была помыта поливальной машиной, была выставлена советская афиша, заполнен бассейн справа от театра, солнечный свет завершал красивый образ. Здесь снималась одна из главных сцен фильма.

Театр драмы

Чтобы подготовить любую площадку к съемкам, требуется большое количество людей. Самыми первыми на площадку приезжают рабочие с замдиректором по площадке и осветители. Они подключают к генератору всю необходимую технику, гримерку и костюмерную (которые находятся в отдельных специально оборудованных автобусах), готовят осветительное оборудование. Позже приезжают звукорежиссер и звукооператор, операторы, костюмеры и гримеры, главный и второй режиссеры. На подготовку уходит 2-3 часа, в зависимости от масштабности снимаемых сцен и количества занятых актёров.

В мои обязанности входила работа с массовкой и детьми. Я заранее нашла людей для массовки, все обещались быть, а когда накануне я стала их обзванивать, кто-то не брал трубку, не отвечал на сообщения или говорил, что не может. Такого подвоха я не ожидала и чуть ли не ночью пыталась найти людей. В итоге людей было недостаточно и мне самой тоже пришлось переодеться в советскую девушку и поучаствовать в массовке. Понимаю, что я буду где-то далеко-далеко на заднем плане, но все равно приятно оказаться по ту сторону камеры. Я была модной советской девушкой: клетчатые брюки, коричневые туфли и замшевая куртка. В итоге до конца дня я так и проходила в своем советском образе. 

Окунувшись в съемочный процесс, я поняла, почему рабочая смена начинается в 8-9 утра и заканчивается ближе к ночи. Как можно так долго снимать всего несколько сцен? Зачем снимать кучу дублей? — думала я сперва. Как оказалось, это не прихоть режиссера. Просто если вы снимаете хорошее кино, а не какой-нибудь одноразовый сериал, то нужно потратить много времени. В первую очередь актеры не должны накосячить, перепутать текст, никто не должен испортить кадр, внезапно появившись где-то на заднем плане (а это порой случается, даже если есть оцепление). Если записывается «чистый» звук, как было в нашем кино, то на площадке должна быть идеальная тишина, иначе дубль будет испорчен. На съемках у театра драмы нам очень часто мешали голуби, которые ворковали под сводами театра. «У нас тут прям любовь и голуби» — сказал наш звукорежиссер Никита.

Всё было для меня в новинку. Съемочный процесс изнутри очень интересен. Меня очень увлекла штука под названием play back — так называется монитор, на который транслируется изображение с камеры. Обычно он находится в небольшой палатке, чтобы не было лишнего света. Вот в такой палатке сидит режиссер и смотрит, что снимает оператор. Но наш режиссер Наташа практически всегда была на площадке и видео смотрела после дубля. Но желающих посидеть на плэйбэке было много, я была среди их числа. Это действительно увлекает. Я была в восторге от картинки, которую вижу, от цветопередачи, от ракурса. С монитора так и веяло Советским Союзом. Когда я сказала оператору, что картинка получается очень классной, он сказал, что это больше не его заслуга, а самого Великого Новгорода.

Уходить с площадки мне совсем не хотелось, хоть и разрешили уйти пораньше. «Многие вот так приходят на площадку и остаются в кино», — сказала мне художник картины Ася.

2-й день съемок

В этот день мы снимали на набережной Александра Невского. Нужно было снять, как главный герой Сергеев спасает тонущего человека. В этой сцене была задействована актриса Светлана Письмиченко (она играла водителя трамвая в фильме «Брат»). В нашем фильм она играла бомжиху, которая бросается под машину главного героя и просит его спасти утопающего.

Бомжиха получилась очень колоритной, от настоящей почти и не отличишь. Хотя был момент, когда мимо прошел настоящий бомж, вот он выглядел более натуралистично. Наша героиня в своем облике зашла в местный магазин, и ей даже продали продукты, а вот дорогу ей уступать машины не хотели. «А что, бомжей у нас уже и не пропускают?», — кричала он вслед водителям.

Чтобы снять все сцены на набережной, практически всей съемочной группе пришлось делать перекрытие, не пускать людей, а ГИБДД даже перекрывали движение для машин. Я стояла на углу дома с рацией, такая вся деловая, и не пускала людей, просила их пройти дворами. С рацией ты выглядишь более круто, особенно если еще и говоришь в нее, поэтому люди меня слушались.

Самое интересное, конечно, проходило в воде, ведь актерам пришлось искупаться. Для роли утопающего был приглашен каскадер, а вот главного героя никто не заменял, он самостоятельно и много раз нырял в воду. И до того он донырялся, что пришлось его водкой растирать.

3-й день

Это была суббота, и съемки проходили в актовом зале школы №8. Это был первый день, когда мы снимали школьный класс, 30 детей по 8-9 лет. Отвечала за всех этих детей я. По отдельности это были чудесные ребята, но вместе они были неуправляемы. Как мне кажется, из меня не самый лучший воспитатель, потому что я смогла лишь ненадолго их занять игрой в «Крокодила», в остальное время я пыталась не допустить какого-нибудь коллапса. 

За 2 часа нужно было из этих детей сделать советских школьников. Я по несколько человек приводила их в костюмерную, девчонок еще отводила к гримеру, чтобы им косички заплели. Ну и набегалась я за этот день. Когда все дети были готовы, нужно было построить их в хор. И тут произошел настоящий Back in USSR. Представьте себе сцену в актовом зале с темно-бардовыми занавесками. На стене напротив большое панно с геройской советской символикой. На сцене в три ряда в темно-синих костюмах стоят мальчики, в коричневой форме – девочки. Перед детьми стоит хормейстер – милая бабушка с кичкой на голове, тонкая и изящная. Дети дружно поют «Полюшко-поле, полюшко широко поле. Е-е-едут по полю герои, это Красной армии герои». Я хоть никогда и не жила в Советском Союзе, но благодаря этой атмосфере там побывала. 

Весь день мы снимали, как дети поют «Полюшко-поле». И дело вовсе не в том, что дети плохо пели, а в том, что сцену нужно было снять с разных ракурсов, чтобы в фильме все выглядело естественно. Нужны как общие планы, так и крупные, и порой кадр можно снимать десять дублей. Одним словом, есть, что снимать целый день. Когда детям давали передохнуть, они мчались к столику с чаем и печеньками и сметали всё. И еще они часто просились в туалет. Сложно было за всеми углядеть, а ведь в любой момент по команде режиссера мне нужно было их поставить в кадр.

По сценарию в этой сцене главный герой Сергеев отказывался петь, чем срывал репетицию. Хормейстер вызвала его вперед и попросила перед всеми громко сказать, что он не будет петь. И наш 8-летний герой с надрывом практически прокричал: «Я не буду петь, я не хочу петь, я хочу цокать, я хочу цокать» (часть хора поет, а часть цокает), и быстрым и уверенным шагом вышел из зала. Это очень классный и мощный момент. Еще мне запомнился момент, когда режиссер Наташа сидела у плейбэка и смотрела за кадром, снимали крупным планом хормейстера. Кадр был действительно потрясающим, и Наташа сказала: «Я оторваться не могу, так красиво».

Около восьми часов вечера за детьми пришли их родители. И мы их отпустили, чтобы на следующий день в 9 утра снова забрать на съемки.

4-й день

Этот день тоже прошел в школе, но уже в 21-й, где наши художники сделали из кабинета физики настоящий советский класс. Они добавили коммунистические плакаты, на партах лежали старые пеналы, учебники, на стульях висели старые ранцы, но по-настоящему советским класс стал, когда за парты уселись наши 30 ребятишек в школьной форме. Красота да и только.

На партах у каждого лежал спичечный коробок, как бы с анализами, ну, вы понимаете, какими. Наши дети, конечно, и не догадывались, что раньше анализы сдавали именно так. В одной из сцен, которую мы снимали, учительница заходила в класс и спрашивала у детей, все ли принесли коробки, и просила их положить на край стола. Нужно было видеть выражения лиц детей, когда режиссер сказала им, для чего нужны коробки.

Знаете, в этот день были удивительные съемки. И это было не кино, все было по-настоящему. Дети не играли на камеру, не изображали из себя каких-нибудь школьников, они были самыми настоящими советскими школьниками. Это была очень живая картинка. Режиссер Наташа специально не давала детям команду, что камера уже снимает, но на самом деле камера работала. И дети просто жили своей жизнью: дурачились, болтали, мальчишки дергали девчонок за косички, кто-то что-то рисовал…. Добавьте еще к этому советскую форму, прекрасный свет. Глаз было не оторвать, особенно когда оператор снимал крупные планы детей. Каждое лицо ребенка было по-своему прекрасно, все были очень разными, но вместе ребята создавали непередаваемую атмосферу какого-то прекрасного времени, детства. Может, у этой советской формы есть какая-то магия, без нее не было бы такого эффекта.

А еще в этот день был праздник — Пасха. Ребята из съемочной группы купили куличи, которые мы с удовольствием кушали с чаем. Один из наших юных актеров — Мирослав, выдал такую фразу: «Хорошо в кино сниматься: кормят тебя бесплатно, и деньги еще платят». Да, все наши ребята в конце смены получали зарплату.

5-й день

Этот день у нас с утра немного не задался: не работала камера. Боялись, что она сломалась и ее нужно везти в Питер или Москву, но, к счастью, ее удалось починить. Съемки из-за этого прилично затянулись. И пока часть группы снимала сцену на набережной, я вместе с нашими детьми и массовкой «жарилась» на солнце у стен новгородского кремля. Скучать было некогда. Я успела съездить в школу и забрать нескольких ребят с уроков. По пути мы с ними искали недорогие колготки (костюмеры попросили). Я выглядела немного странно, покупая 20 пар колготок. А еще в этот день я была хранительницей ключа от туалета в кремле! По очереди водила ребят в туалет.

К нам успел приехать актер Юрий Кузнецов, он же Мухомор из сериала «Улицы разбитых фонарей». Актер снимался у нас в этот день в роли дедушки одного из будущих пионеров. Осматривая город, Кузнецов заехал к нам. Дети и взрослые сразу начали с ним фотографироваться. 

В итоге группа подъехала только ближе к обеду, мы все покушали, и только часа в три приступили к съемкам очень интересной сцены — принятие в пионеры. Действие проходило у вечного огня. Наши пионеры были переодеты в парадную форму, которую, кстати, костюмерам удалось найти с трудом, она есть только в одном месте в Москве. Красивые и нарядные дети стояли по шеренге перед вечным огнем. Как и полагается, на левой руке у каждого висел красный пионерский галстук. Дети по очереди произносили клятву пионеров, после чего старшие товарищи повязывали им этот галстук на шею. Наши дети, к сожалению, не могли прочувствовать всю важность этого события, они много вертелись, в лицах не было серьезности, но некоторые дети очень старались, стояли гордо, и не шевелясь. Девочка Кристина так переживала, что забывала текст клятвы и даже выдала вот такую фразу: «…. Владимира Ильича Мельникова». 

Мы сперва все в шоке были, какого еще Мельникова, откуда она эту фамилию взяла. Когда на следующем дубле она повторила эту фамилию, никто не мог сдержать смеха, а вот Кристина расплакалась. Думаю, она теперь надолго запомнит фамилию Ленина, или Мельникова. Другие дети тоже плакали немного, жаловались, что не могут стоять, капризничали, но все выдержали, всех приняли в пионеры.

Это был крайний день, когда мы снимали 30 детей. За эти три дня я к ним очень привязалась, даже запомнила, кого как зовут. Да и они ко мне привязались. Некоторые даже сфотографировались со мной на память, я была польщена. 

6-й день

Об этом дне очень коротко. Это был выходной и каждый провел его по-своему. Кто-то рыбачил у Юрьевского монастыря, кто-то жарил шашлыки на валу, я успела съездить в Питер на концерт, но многие из съемочной группы заболели и просто отлеживались.

7-й и 8-й дни

В эти дни мы снимали еще несколько сцен в двух школах. Они не так зрелищны, как другие, но важны диалоги между главными героями. И даже если я вам перескажу эти диалоги, вам это мало, что даст. Нужно посмотреть фильм. А еще эти сцены для меня какие-то уютные, что ли, хоть и снимали их в школьном туалете, в раздевалке и на школьном дворе.  Дети не просто отыграли эти сцены, они их прожили. Их эмоции и мимика были настоящими, а не наигранными. И это самые обычные дети, а не профессиональные актеры. Даже исполнители главных ролей новички в актерском деле. Это, наверное, еще и лучше.

8-й день съемок пришелся на 24 апреля — день моего рождения. Наш директор картины Василий во время обеденного перерыва подарил мне прекрасный букет белых роз. После обеда мы поехали доснимать несколько сцен в кремль, где я устроила небольшой пикник с пирогами и тортиком. Остальные подробности празднования своего дня рождения я опущу.

9-й день

Это был последний день съемок в Великом Новгороде и прошел он у стен Свято-Юрьева монастыря. Это был очень умиротворенный день, пожалуй, именно такое состояние должно быть в таком святом месте. Чувствовалось, что группа уже подустала, а на солнце и вовсе все расслабились, но работали. Снимали только двух главных героев, уже взрослых. Кстати, одного из них играет сама режиссер Наташа.

Завершающими кадрами был вид с юрьевского пляжа. Пришлось около часа подождать хорошего солнца. Зато все насладились пейзажами реки Волхов и озера Ильмень. Некоторые, кстати, в местном кафе успели попробовать судака из Ильменя. Сняв нужные кадры, все уехали в Москву, чтобы отдохнуть два дня и вновь приступить к съемкам.

А я вернулась на свою привычную работу, да настолько в нее погрузилась, что никак не могла написать о своей удивительной кинонеделе, прожитой в родном и привычном Новгороде.

Я очень хочу, чтобы вы посмотрели этот фильм, он должен выйти в 2015 году. В фильме практически нет ничего надуманного, все это было, и разговоры, и поступки. Фильм автобиографичный. Режиссер фильма Наташа Кудряшова — один из самых честных, открытых и «живых» людей, с которыми я познакомилась за последнее время. И этот фильм получится таким же. 

Закончу словами самого режиссера: «Фильм расскажет о том, как бывшие пионеры вписаны сегодня в новую идеологическую среду, в которой в принципе больше героев нет, духовные ориентиры советского прошлого далеко позади, нет никаких идей вообще. Там были пусть и утопические идеи, но они были, а сегодня мы живем абсолютно в безыдейном вакууме».

Смотреть фоторепортаж «Съемки фильма «Пионеры-герои» в Великом Новгороде».

Смотрите также

Украинские беженцы: Жутко, когда в доме окна трясутся, и рядом бомбежка (1)

Час ночи. Парковка перед гостиницей «Россия» забита автобусами, машинами ДПС и МЧС. На крыльце стоят новгородские чиновники, волонтеры, журналисты и сотрудники МЧС. Все ждут приезда беженцев из Украины, которых из Ростова-на-Дону в Санкт-Петербург 17 июля доставил борт МЧС.

Эксперименты «Новгородского водоканала»

Пожалуй, слово «дезавид» сейчас у многих на слуху: интернет пестрит страшными статьями про последствия применения данного препарата. С августа по октябрь 2013 года «Новгородский водоканал» проводил эксперимент по использованию «Дезавида» для очистки воды. Эксперимент прошел удачно, и в планах у «Водоканала» по полной использовать этот препарат.

Каких торговых центров не хватает Великому Новгороду? (10)

Многие жители Великого Новгорода возмущаются ростом ТЦ и магазинов в городе. Кому-то, наоборот, не хватает интересных и больших торговых центров. Председатель комитета потребительского рынка и услуг Великого Новгорода Татьяна Пашкова рассказала, насколько хорошо работают существующие магазины, и какие торговые центры должны еще появиться.

Алексей Спай — художник, который живет среди людей

За несколько дней до Нового года в новгородском центре современного искусства откроется выставка по истине современного художника из Санкт-Петербурга. Алексей Спай, у которого уже было более 20 выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Киеве и Австрии впервые привезет свои работы в Великий Новгород.

Общественники против платной трассы М-11 (7)

Новгородские общественники считают, что платная трасса Москва — Санкт-Петербург (М-11), которая пройдет по Новгородской области, уничтожит усадьбу «Онег», в которой провел свое детство известный композитор Сергей Рахманинов, так как она пройдет в непосредственной близости от неё. Чиновники видят плюсы в том, что рядом с усадьбой появится дорога.

Забытый бренд «Крестецкой строчки» (3)

Для большинства автолюбителей, которые ездят по ФАД «Россия», Крестецкий район Новгородской области известен только пирожками и самоварами, которые продают вдоль трассы. Мало кто знает, что буквально в пяти минутах езды от М10 находится известная фабрика «Крестецкая строчка», правда, в плачевном состоянии.

Авторские колонки

Комментарии