Нет комментариев
+10
Автор: Алексей Громский
4 декабря 2014 года, 22:55

Первое публичное мероприятие Экспертного клуба «Антоново»: Формирование региональной идентичности местных предпринимателей взаимосвязана с господдержкой.

председатель Антониевского экспертного клуба Алексей Громский

В Великом Новгороде прошло первое публичное мероприятие Экспертного клуба «Антоново». Собравшиеся в кафе гостевого дома «Антоново» члены клуба и гости в качестве отправной точки взяли рекомендации и поручения, принятые по итогам расширенного заседания президиума Совета при Президенте России в октябре. Члены клуба определили в качестве темы своего анализа формирование региональной идентичности в среде местных предпринимателей. И ее взаимосвязь с государственной поддержкой местных бизнесменов в Новгородской области.

Немного о самом понятии: Региональная идентичность. Наиболее общее ее определение - результат отождествления себя как члена территориальной общности.

Считается, что особенности региональной идентичности потребителей полезно исследовать, в том числе и в целях более успешного ведения предпринимательской деятельности. Бизнесмен, таким образом, может получить широкий спектр полезной информации, от общих сведений о самоощущении людей на той или иной территории, их представлении об успехе, до каких-то конкретных вкусовых, например, предпочтений.

Можно и нужно говорить и о региональной идентичности самих предпринимателей, их нематериальной удовлетворенности от того, что они представляют, возможно, далеко за пределами территории, ее неповторимый колорит. В том числе, присущую именно им, как наследникам, честность, качество продукта или услуги и так далее. И восприятие товара или услуги местного производителя потребителем именно таким образом, что дает и экономический эффект.

Что особенно представляется важным, идентичность предпринимателей в регионах с богатой историей, как Новгородская область, должно формироваться через осознание исторической связи местных предпринимателей с купцами и промышленниками прошлого.

Региональная идентичность предпринимателей, таким образом, достаточно сильна, если их самих спросить. Но, подкреплена ли она каким-то наполнением? Ближайшей попыткой формирования такого наполнения, по моим наблюдениям, можно назвать Кодекс чести предпринимателя, опубликованный Некоммерческим партнерством «Бюро Безупречного Бизнеса». Однако в этой общественной декларации какие-то истоки не упоминаются, что странно.

Участники этого партнерства приняли на себя обязательство исполнять нормы этики, цитирую: «сознавая свою ответственность за судьбу России; следуя традициям российского предпринимательства, общепризнанным моральным и нравственным нормам; укрепляя репутацию культурного региона России». Кроме того, я думаю, многие из сидящих за этим столом услышали об этом кодексе впервые… .

Так или иначе, современная задача по формированию региональной идентичности в любом регионе нашей страны, достаточно специфична. «Мы-сообщество», в рамках нашей темы, состоящее из предпринимателей и их потребителей в заданных административно-территориальных границах субъекта федерации необходимо органично вписывать в более широкий государственный контекст.

Если не предпринимать усилий в этом направлении, то идентичность будет формироваться стихийно и по более простому, но, деструктивному сценарию. Когда все прошлые и настоящие, действительные и мнимые обиды становятся символами унижения и оскорбления жителей региона, представителей местного предпринимательского сообщества. Легко будут найдены виновные за пределами региона, и оформлена «практическая ориентация» на деструктивные действия в их отношении.

Они могут быть и подогреты извне, как показывает опыт реализуемых на территории постсоветского пространства нашими геополитическими конкурентами проектов.

Надо сказать, что новгородская действительность подбрасывает примеры негативных последствий взаимодействия с инвесторами из-за пределов региона. В том числе и в важных для жителей региона сферах - ЖКХ и Автотранспорт.

Таким образом, воля к формированию позитивной региональной идентичности может и должна быть проявлена в конкретных мерах по поддержке местного бизнеса. Можно выделить одно из важнейших направлений гипотетического приложения усилий в этом направлении - поддержку организации диалога местных производителей с сетевиками.

По словам популярного, хоть и известного своими спорными утверждениями, экономиста Михаила Делягина, сейчас во многих регионах этот процесс модерируется руководством области. Беседуя с журналистами в рамках своего недавнего визита в Пензу, он отметил, что во многих регионах губернаторы устанавливают приходящим сетивикам долю местных товаров на полках. «В противном случае - вот масса контролирующих органов у нас есть. Это зависит от позиции региональных властей и «регулированием» называется», - делится этот эксперт своими соображениями.

Возможность подобной работы подтверждает и информация из других регионов. Например, губернатор Волгоградской области еще летом запустил переговорный процесс с крупнейшими ретейлерами, при посредничестве министра регионального развития РФ. Он заявил о необходимости держать долю товаропроизводителей из региона в сетях на уровне 30 – 60 процентов. Впрочем, информации о достижении соглашения по этому вопросу нет.

Как нет и информации о попытках подобных переговоров в Новгородской области. Зато предприниматели с мест, некоторые из которых состоят в нашем экспертном клубе или сотрудничают с ним, жалуются на то, что в ситуации взаимодействия с контролирующими органами они по сравнению с представителями сетей находятся в неравных условиях. Владелец одного – двух магазинов вынужден чуть ли не лично осуществлять действия в соответствии с их предписаниями, в то время, как сети могут себе позволить целые подразделения, занимающие этими вопросами.

Время для использования подобных инструментов самое благоприятное потому, что в существующей ситуации сами сети вынуждены перестраиваться, искать новых поставщиков внутри страны.

Сетям биржевые аналитики еще до событий, связанных с санкциями и встречным эмбарго, предрекали в этом году «конец эры потребления». Популярность потребительского кредитования идет на спад по всему миру. Теперь же сети, ориентированные в целом по большей части на крупный импорт, что для них удобнее по логистике, еще больше просядут. Это из анализа профессиональных экспертов следует.

Смотрите также

Молодые законодатели обращаются к братскому народу

Депутаты Палаты молодых законодателей при Совете Федерации РФ вовлечены в разрешение ситуации на Украине. Активно работают и новгородцы.

Технопарк бизнес-инкубатор. Теперь и в Великом Новгороде (2)

Первый в Новгородской области бизнес-инкубатор открыли на минувших выходных в Великом Новгороде. Деловое сообщество надеется, что он не долго пробудет единственным.

О парламентаризме - молодом и молодежном (1)

Зачем новгородские депутаты в Совет Федерации ездили и о чем в новгородском молодежном парламенте рассказали

Доброе дело - с пользой для здоровья (1)

В спортивном зале школы поселка Савино Новгородского муниципального района 9-го июня прошел благотворительный турнир по флорболу в пользу этого учебного заведения

За стабильность и развитие? (1)

Федеральный центр всерьез взялся за ревизию немаленькой российской территории. Регионам, подтвердившим статус «точки роста», оказывают поддержку. Понятно, почему агентства социально-экономического развития, да уполномоченные по правам предпринимателей на многих территориях появились. Кому хочется плестись в обозе борьбы за стабильность и развитие?

Он уполномочен защитить

Президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с Уполномоченным по правам предпринимателей в России Борисом Титовым. Примечательно, что темы, которые затрагивались в ходе беседы, до степени смещения похожи на те, что актуальны для предпринимательского сообщества Новгородской области.

Авторские колонки

Комментарии

Авторские колонки