Внимательно слежу за развитием ситуации в поселке Нанино, где инициативная группа домовладельцев решила вступить в конкурентную схватку с управляющей компанией.
Интерес к этой теме у меня не праздный, поскольку в свое время я получил опыт по созданию ТСЖ (а это структура, поверьте, гораздо менее обременена коммунальными заботами, чем ТСН — товарищество собственников недвижимости), а сейчас являюсь собственником недвижимости в Новгороде, то есть проживаю в частном домовладении. Именно в этой связи хочу высказать некоторые соображения в надежде, что они пригодятся сторонам конфликта — ТСН и УК.
Конечно, мне могут возразить, дескать, конфликта никакого нет, а есть непростой переходный период. Но как раз «период перехода» от одного поставщика услуг к другому и является самым ответственным для собственника жилья.
Как я понимаю из публикации «На Нанино не нам» («Новгородские ведомости» от 8 июня), сейчас диспозиция такова: УК «Комплекс» продолжает обслуживать жителей Нанино, а ТСН создает структуру и намеревается заключать договора с организациями, которые будут непосредственно услуги предоставлять: вывозить мусор, обеспечивать водой и электроэнергией и т.д. Сделано это будет, чтобы снизить плату за обслуживание и повысить качество.
Автор публикации в газете приводит неспешный график развертывания ТСН: «Заключение договоров — июнь. Подбор и наем персонала — июль. Согласование вопросов по содержанию сетей и территории — сентябрь». Знакомые, проживающие в Нанино, подсказали мне, что график этот опубликован на страничке ТСН в «ВКонтакте».
Итак, насколько реально и близко то, что ТСН ставит себе целью?
Начнем с того, что установленный сегодня тариф от УК формируется на основании общей стоимости ЖКУ, поделенной на число домовладений. Понимаю, это приблизительно (воды и энергии каждый дом потребляет по-разному), но речь идет о системе, то есть — о принципе. Если, например, общая стоимость вывоза мусора оценивается условно в 21 000 рублей в месяц, то каждый дом платит: 21 000 рублей : 70 домов = 300 рублей в месяц.
Если мусор будут вывозить две компании, не факт, что общая стоимость этой услуги станет меньше. Ведь мусоровозы станут практически ездить по всему поселку, но мусор забирать (уж тем более — убирать) от домов принадлежащих только ТСН или только УК. Но дома ТСН и УК могут располагаться по соседству, а могут и удаленно: здесь убираю, там не убираю. И получится, что приблизительно те же 21 000 рублей (горючее, зарплата водителей и пр.) нужно будет делить (опять же условно) в одном случае между 30 домовладениями, в другом — между 40. На каждый придется не по 300 рублей, а по 700 и по 525. И это если домовладения распределятся между ТСН и УК примерно поровну.
Далее. Сети (электрические, водоводные) принадлежат застройщику — компании «Новоинвест». Не знаю, платит ли ей аренду дочерняя УК, но уж ТСН точно будет платить или возьмет сети на содержание. И будет платить еще больше, так как вынуждена станет ремонтировать их за свой счет и за свой же счет возмещать разницу, например, в показаниях по поступлению воды в поселок (общий счетчик) и суммарно в домовладения (индивидуальные счетчики). Опыт показывает, что разница всегда есть из-за несанкционированного потребления энергоресурса или других его потерь.
Кроме того, есть очень важный нюанс. Сегодня (знаю от знакомых) индивидуальные водосчетчики в Нанино установлены на входе в дома, а не на границе «улица/домовладение». Иными словами: у каждого домовладения есть «мертвая зона» водовода — от улицы до дома (15-30 м). Здесь можно врезаться в трубу и брать воду бесконтрольно. В трубе на этом отрезке может появиться течь, что не отразится на показаниях личного счетчика, но что зафиксирует общий. То есть «Новинвест» наверняка потребует, чтоб индивидуальные счетчики были вынесены на границу домовладения, а этот перенос обойдется примерно в полугодовую сумму оплаты услуг по нынешним расценкам от УК: от 20 000 до 25 000 рублей.
Мог бы рассказать и о других тонкостях. Например, в поселке должно увеличиться количество мусоросборных контейнеров и придется каким-то образом контролировать, чтобы никто чужими контейнерами не пользовался. А соблазн будет, поскольку из-за направленности на снижение тарифа захочется, чтобы мусор вывозили не раз в три дня, а раз в неделю. И куда его девать, если твой контейнер переполнен? Получится как на одной из улиц Белого города: у каждого будет свой ключ от мусорного бака.
Опять же из соображений экономии ТСН может, назначив директора, бухгалтера, наняв других специалистов, установить им минимальную оплату или — хоть это и утопия — определить, что функции перечисленных и не названных лиц будут исполнять общественники. Тогда уход за «средой обитания» станет бессрочным субботником, что любопытно только как социальный эксперимент.
При этом следует помнить, что по договору с УК домовладельцы имели там своего представителя, который мог (и должен был) следить за тем, чтобы поставщики услуг работали добросовестно. Но судя по реплике Андрея (11.06.2016 14:34 на сайте «НВ» комментарий к заметке): «Денег не остаётся ни на что: ни на наружное освещение, ни на озеленение. При этом пытаются содрать с жильцов 3100 за аварию, по вине строителей», — этот полпред не очень-то расстарался для общества. Почему же энтузиасты думают, что у ТСН денег на все будет хватать, а от аварий их Бог охранит?!
Но, пожалуй, пора ставить точку... Иначе могут подумать, что я выступаю на стороне УК и против ТСН. В действительности я взялся за перо только для того, чтобы люди подумали, достаточно ли много они поставили на кон, чтобы не пожалеть потом о потерянных добрососедских отношениях? По мне, так рациональнее было бы не городить новый огород, а сесть за стол переговоров с УК и подготовить такой контракт, который бы предусматривал максимальную прозрачность тарифов и расчетов, график предоставления услуг и всего прочего, что нужно обитателям Нанино. Состояние войны, конфронтация — это, конечно, бодрит, но избыток энергии можно направить и в другое русло. Мирное.