Почему в Великом Новгороде нет конного спорта?

Комментариев: 5
+20
Автор: dsmirnowa
31 октября 2011 года, 13:28

Конный спорт на Новгородчине зарождался в советское время, в 80-е годы, когда совет профсоюзов организовал на химкомбинате конную секцию. Всего было 5конноспортивных клубов: в д. Борки (Новгородский район), в д. Дубровка (Батецкий район), в д. Ульяново (ныне Григорово), клубы «Гардарика» и «Конкур». Проводились полноценные соревнования. Сейчас соревнований нет. За последние 5 лет ни один новгородский конник не подтвердил уровень даже 3-го спортивного разряда. Почему?

Пик новгородского конного спорта пришелся на 2003-2006 года. Сейчас же в городе нет уровня даже 90-х годов, когда он был еще неплох. Причины такого состояния конного спорта на Новгородчине могут быть следующие:

  • Каждый клуб ставит перед собой определенные цели и задачи. Если от спортсменов нет результатов, значит, и целей таковых нет;
  • Большинство детей, которые приходят заниматься, не готовы физически и морально к тяжелому труду, без которого в конном спорте (как и в любом другом виде спорта) не обойтись;
  • Отсутствие нужных денежных средств;
  • Нет кадров, которые бы подготовили и лошадей, и всадников;
  • Нет должной технической базы: конкурное поле, крытый манеж, лошади соответствующего класса и так далее.

Очень важно понять, что, даже если клуб называется конноспортивным, это еще не значит, что он действительно занимается конным спортом, готовит спортсменов. Быть может, в нашем городе отсутствует фундаментальное понятие конного спорта? Посмотрим, как на сегодняшний день обстоит дело в оставшихся новгородских конноспортивных клубах.

Конноспортивная база ОАО «Акрон»

Изначально школа, организованная при химкомбинате, располагалась в деревне Борки (примерно с 80-х годов). С 1995 года она находится в составе ОАО «Акрон». Три года назад школу перевели в деревню Ермолино, где ранее была свиноферма. На данный момент на базе 30 лошадей.

– В 2007 году мы были чемпионами России по вольтижировке (гимнастика на коне). Это одно из направлений, которому мы обучаем. Также мы обучаем выездке – высшая школа верховой езды. Всадник показывает готовность лошади, её управляемость», – рассказывает заведующая конноспортивной базой Татьяна Пименова.

На данный момент на базе занимается порядка 200 человек. Набор детей идет с 11 лет, чтобы дети начинали плотно заниматься спортом. Одно из направлений – обучение детей 6 лет по специальной программе. «Чем раньше начать заниматься, тем лучше. Например, для вольтижировки очень важна растяжка, которую нужно достаточно долго развивать. Шестилетние дети в большинстве занимаются вольтижировкой, плюс раз в неделю ездят на лошади», – рассказала детский тренер Татьяна Михайлова.

Чтобы заниматься конным спортом, необходима справка от терапевта и страховка. Месячный абонемент для взрослых на 8 занятий стоит 1120 рублей, детский – 560 рублей.

Из всех конноспортивных клубов в нашем городе акроновская база находится в самом лучшем состоянии. Для лошадей созданы необходимые условия, хорошая конюшня, но вот манежа нет.

Конноспортивный клуб «Конкур»

– В 1976 году мы организовались как клуб на базе совхозтехникума в Ульяново. Потом отъединились, поменяли несколько мест нахождения. В 1997 году стояли в районе Сметанинской Мызы, с 2000-го года – в Деревяницах, недалеко от завода «Стекловолокно». Сейчас у нас беда - не конюшня, а всего лишь приспособленное помещение. Была конюшня, когда мы стояли в Деревяницах. У нас там и горячая вода была, и свет. Но кому-то понадобилась та земля, и нас выжили. Нас 7 раз поджигали. Сгорело всё: одежда, амуниция, лошади погорели некоторые. Потом мы оказались в Юрьево (недалеко от Скита). Здесь мы уже три года. Очень хотим построить конюшню на новом месте, если нам дадут землю, – рассказывает руководитель клуба Олег Играйко.

У клуба было 30 лошадей, сейчас только 10. «Конкур» просто разорили, базы совершенно нет. Когда они приехали в Юрьево, было совсем туго. Пришлось привезти около 1000 машин грунта, чтобы создать хоть какую-то площадку. Негде было заниматься, всё затапливало. Ребята ходили в поле тренироваться. Сейчас тренировок толком нет, потому что нет препятствий, конструкций, условий. В клубе занимается 30 человек, бесплатно, хотя представить, как ребята занимаются, трудно. Нет никакой базы, только сарай, где стоят лошади. На небольшой территории, прилегающей к сараю, бегают козы, собаки, гуси.

– Это наши артисты: гуси, козы – говорит Олег Играйко. - В фильмах снимаемся: денежку ведь надо как-то зарабатывать. Денег нам никто не дает. Точнее, дают те, у кого их нет. Кто 100 рублей, кто 50, кто 1000, кто сена бесплатно привезет. Мы общественная организация, живем самостоятельно, крутимся, как можем. Участвуем во всех городских мероприятиях. В позапрошлом году на Масленице вывозили мэра и губернатора на площадь верхом на наших лошадях. В Витославлицах в праздниках участвуем. С нас пошло празднование дня лошади. С «Кудесами» активно сотрудничаем.

Сейчас «Конкур» просит в аренду землю на 49 лет. Земля федеральная, находится близ нынешнего местонахождения клуба. Как только решится вопрос с землей, планируется начать строительство конюшни.

Конноспортивный клуб «Гардарика»

В 1998 году началось строительство базы близ Сметанинской Мызы, которое год шло под руководством Владимира Сарапульцева. Владимир Евгеньевич, КМС, чемпион России по конному спорту (1983 год) создал клуб практически с нуля. Он получил название «Гардарика» в 2002 году, когда стал структурным подразделением центра внешкольной работы «Алые паруса». До этого конноспортивная секция располагалась в деревне Вешки и принадлежала совхозу «Новгородский» (ныне «Новгородский бекон»).

После того, как клуб перешел во владение «Алых парусов» начались проблемы. Не выделялось достаточного финансирования, хотя изначально это должно было быть уже предусмотрено. 30 голов нужно прокормить. Лошади ведь тоже хотят есть. А это 6 тонн сена, 6 тонн овса каждый месяц.

– Нам выделялись копейки. Я обратился к мэру, потому что конюшня разваливалась. Никакой поддержки не последовало. Все эти вопросы должна была решать директор «Алых парусов» Галина Харитонова. Руководители, которые были поставлены ею, распродавали лошадей за копейки, здесь такой беспредел творился. Что до этого довело? Бездействие Харитоновой. На содержание клуба в год выделяется 1 млн. 400 тысяч рублей, но далеко не все деньги идут на нужды клуба, – рассказывает Владимир Сарапульцев.

Елена Замыслова и Светлана Волкогон были поставлены на должности руководителя клуба и зоотехника в 2002 году. Обе должности были утверждены руководством учреждения «Алые паруса». Девушки занимались продажей элитных лошадей. В 2009 году за хищения новгородский суд приговорил Замыслову к 3 годам лишения свободы условно, Волкогон – к 2 годам и 10 месяцам также условно.

Спортсмены клуба активно выступали с 2003 года на чемпионатах России, на международных соревнованиях. Шли результаты, многие выполняли 1-й спортивный разряд. Раньше проводились соревнования в Дубровке, в деревне Ульяново, в «Гардарике». Сейчас не проводятся нигде.

– Владимир Евгеньевич основал этот клуб. Здесь было все по-другому. Всегда было чисто, убрано. Разрушение конюшни началось с 2006-2007 годов. У детей, у старших занимающихся нет сейчас перспектив выезда на соревнования. Есть вариант поехать за свой счет, но и то, могут не пустить. До 2006-2007 года мы активно ездили на соревнования. А сейчас даже толком стимула нет, – рассказывает одна из учениц КСК «Гардарика».

На сегодняшний день клуб находится далеко не в самом лучшем состоянии. Еще зимой обвалилась крыша прямо над конюшней, которая сейчас протекает. От сырости лошади болеют. Болезни практически такие же, как и у людей. Например, воспаление легких, вот только слышать лошадиный кашель в сотни раз тяжелее, чем человеческий. Одно только дыхание болеющей лошади вызывает жалость. Сейчас Владимир Евгеньевич самостоятельно чинит крышу, и никто ему за это не заплатит. Денники, в которых стоят лошади, должны быть всегда убраны. Как минимум должно быть 2-3 конюха дневных и 2-3 ночных. «У нас только один конюх, и то который часто бывает пьян. Детям самим приходится убирать за лошадьми. Сено оставляет желать лучшего, оно гнилое, пыльное. Мы сами их кормим, а не конюх, – рассказывает одна из учениц клуба. – Я езжу на двух лошадях. Я прихожу, я их убираю, кормлю, выпускаю гулять, чищу. Если я не буду этого делать, то этого не будет делать никто. Лекарства мы покупаем за свой счет, амуницию тоже. Но при этом лошади не мои».

– Нужно проводить много ремонтных работ, а денег на это выделять не хотят. Это неприбыльное дело: здесь много льготников. Бесплатно занимаются дети из «Катарсиса», дети-инвалиды, воспитанники домов-интернатов, детских домов, малообеспеченные дети имеют льготы, – рассказала руководитель клуба Ирина Мелихова.

Есть ли надежда на возрождение?

Сейчас идет оценка клуба «Гардарика». Ориентировочно в конце ноября будет аукцион на продажу. Продают с обременением на то, чтобы здесь остался конноспортивный клуб. Но пойдет ли на такие условия частный владелец? В конный спорт нужно вкладывать немалые деньги. Например, на конноспортивной базе ОАО «Акрон» постой лошади (ее содержание) стоит почти 12 тысяч рублей в месяц (стандартные условия). В «Гардарике» на сегодняшний момент более 30 лошадей. Но будет ли при новом владельце у клуба, в котором занимается порядка 80-ти учеников, будущее?

Конноспортивный клуб, который находился в Ульяново, пришел в запустенье, когда его передали в аренду. Новый арендатор запустил всё хозяйство, разогнал людей.

Если в новгородский конный спорт не начать вкладывать деньги, которые активно вкладываются, например, в Москве, в Санкт-Петербурге, то вряд ли можно говорить и думать о его возрождении и развитии.

Смотрите также

Кому помешал скейт-парк? (3)

К началу июня 2011 года администрация Великого Новгорода должна была построить скейт-парк для новгородских экстремалов. Его построили, только почти на два месяца позже, и в совершенно другом месте. С последним администрация не угодила ни ребятам, которые катаются, ни жильцам, которые живут в непосредственной близости к скейт-парку.

Авторские колонки

Комментарии

Авторские колонки