Угольные шахты в Комарово

9.9K
8
Автор: Михаил Кривый
23 сентября 2016 года, 17:32

Мало кто знает, что в Новгородской области добывали уголь. Самое большое шахтоуправление находилось в рабочем посёлке Комарово Любытинского района.

В годы Великой Отечественной войны в районе Устье-Брынкино Боровичей и деревнях Комарово и Волгино заложили угольные шахты. Добывали там бурый уголь — топливо для Ленинграда и железных дорог.

1. Небольшой рассказ жительницы Комарово.

Строительство шахт было форсировано из-за того, что Донбасс оказался оккупирован немцами, а подмосковные шахты разрушены. Возник серьезный дефицит угля, который, помимо всего, служил топливом для паровозов — основного транспортного средства в масштабах страны того времени.

2. Село Комарово находится в 9 км к западу от автодороги Боровичи — Любытино.

3. Конечная остановка, автобус дальше не идет. По дороге еще 1.5 км села Комарово и потом еще 6 км до деревень Новинка, Токарёво и Хвощевик.

Шахты по добыче угля начали строить еще в предвоенные годы, но стройка продвигалась очень медленно. Лишь в апреле 1941–го в Комарово завезли четыре отбойных молотка да несколько вагонеток.

4. Место бывших шахт сразу бросается в глаза.

5. Лес вырос, но мхов и травы нет. На угле они не растут.

6. Зато растут грибы.

Деревня Комарово быстро стала крупным рабочим посёлком. По словам местных жителей, население достигало 10 тысяч человек. В посёлке построили школу, больницу, несколько детских садов. Было образовано Комаровское шахтоуправление треста «Новгородуголь» комбината «Ленинградуголь» Министерства угольной промышленности Западных районов СССР.

В Ленинград уголь отправляли по железной дороге Окуловка — Неболчи. Её северная часть, от рабочего посёлка Зарубино до станции Неболчи, была достроена в том числе и для этого.

7. Бывшая южная горловина станции Вомпе в Комарово.

В посёлке Комарово находилась станция Вомпе с подъездным путями к шахтам. Даже спустя 65 лет бывшие просеки железной дороги можно найти на спутниковых снимках этой местности.

8. Бывший вокзал станции Вомпе. Ныне жилой дом.

9. Пассажирская платформа станции Вомпе. Поезд ходит тут раз в неделю, по средам.

***

Вомпе Павел Александрович — деятель революции, железнодорожник. После революции 1917 года некоторое время был начальником Николаевской железной дороги. В 1919 году возглавил отряд Красной гвардии Николаевской железной дороги, участвовал в подавлении гомельского белого восстания. В последствии был оргработником в первом Всероссийском профсоюзе железных дорог, заместителем начальника транспортного отдела ВЧК.

***

— Это было трудное время. Все приходилось делать на голом, болотистом месте. Людей, которые прибывали в Комарово из различных районов страны, размещали в палатках, крестьянских домах и бараках. В таких условиях, при отсутствии опыта, жилья и многих необходимых материалов началось строительство шахт.

Через несколько месяцев все было подготовлено к добыче угля. А добывать топливо было трудно. Толщина пласта составляла не более метра, в некоторых шахтах и того меньше – 30-40 см. Работать приходилось лежа, передвигаться по-пластунски. Мешали плывуны, сырость в забоях. И все это преодолевалось мужеством людей, призванных в короткие сроки дать топливо Ленинграду.

Возникла другая проблема: как доставить уголь в блокированный город. Железнодорожная ветка, которая шла на Окуловку, грузы для города на Неве не принимала — северо-западнее Малой Вишеры главная магистраль Ленинград — Москва была захвачена войсками врага. Поэтому в мае 1942 года, параллельно со строительством шахт, началась поистине народная стройка железной дороги Зарубино — Неболчи. Она, в своем роде, дополняла известную «Дорогу жизни» через Ладогу. Срок на строительство дали самый жесткий – закончить работы к началу зимы… Сооружение дороги запомнилось на всю жизнь тем, кто принимал в этом участие. Труд был хотя и недолог, но невероятно громаден. «Петляет дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, изредка мосты…»

Прокладывали дорогу сразу с двух сторон: от Зарубина и от Неболчей силами подразделения 11-й железнодорожной бригады, трудящихся Окуловского, Любытинского и Дрегельского районов и одной из воинских частей.

Легендарная колея пролегла через леса и болота, где до того, местами, не ступала нога человека. Работы выполнялись вручную: при помощи лопаты, носилок и тачек, а так же топора и пилы. Особенно трудно было девушкам. Вспоминал ветеран войны и труда В. Кожевников: «Мы с тачками сделали выемку и пошли, а они, бедняжки, на носилках дополняли насыпь до проектной отметки, беря грунт со стороны. Когда я вспоминаю эту дорогу, прежде всего, вижу вереницу девчат, поднимающих груженые носилки на насыпь. И это целые-то дни!»

Уже вслед за местными жителями путевые бригады укладывали шпалы, рельсы, производили рихтовку, подъемку и засыпали песчано-гравийной смесью. Работать приходилось от зари до зари — вставали до солнца, заканчивали с наступлением сумерек. 

1 ноября 1942 года железнодорожная ветка Зарубино — Неболчи вступила в строй. По дороге следовали составы, перевозившие танки, боеприпасы, продовольствие, медикаменты. А в марте 43-го комаровцы отправили в Ленинград первый эшелон с углем. Дальше все больше и больше стала нарастать добыча угля. Было введено в действие 12 шахт. До конца года (1943) в блокадный город отправили около 60 тысяч тонн так нужного топлива. 

«Минувших лет светлая память, Любытинский район в годы войны»
Составитель: Катышева С.В., зав. отделом информационной и справочно-библиографической работы ЦРБ

Добыча местного угля прекратилась в 1952 году. К этому времени транспортная инфраструктура СССР была восстановлена, и добыча бурого угля перестала быть рентабельной. Бурый уголь — переходное звено между торфом и каменным углем. На воздухе бурый уголь быстро теряет влагу, растрескивается и превращается в порошок.

Шахты «законсервировали», бараки разобрали и вывезли. Жители деревни постепенно уезжали. Были закрыты школы и детские сады. Больница превратились в фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). По данным переписи 2010 года, в Комарово проживает 156 человек. На выборах 2016 года в качестве избирателей было зарегистрировано 103 человека. 

10. Заброшенное жилое здание. Это здание у станции построено уже после закрытия шахт.

11. О шахтах напоминает только название улицы.

12. Здание бывшей школы.

13. Большая часть здания разрушена, но некоторые помещения еще выглядят целыми.

14. Ближайшая школа теперь в Зарубино.

15. Учительский дом.

16. Сложно сказать какой процент домов заброшен. На глаз, около половины.

Станция Вомпе была закрыта и разобрана. Железная дорога Окуловка — Неболчи тоже утратила свое значение, из пассажирского движения там остался только один пригородный поезд раз в неделю.

17. Больницу заменил фельдшерско-акушерский пункт типа «вагончик».

Смотрите также

Красивые мосты Новгородской области: железная дорога Окуловка — Неболчи 6

Продолжаем тему красивых мостов Новгородской области. Так получилось, что почти все они железнодорожные. Связано это с тем, что массовое строительство автомобильных мостов началось позже, когда уже было внедрено строительство типовых мостов с железобетонными пролетными строениями.

120 лет дню железнодорожника 9

120 лет назад, в 1896 году, Николай II установил в качестве национального праздника день железнодорожника. Днём празднования был выбран день рождения его деда Николая I, который первым начал строительство железных дорог в России. К этой дате мы решили вспомнить основные вехи становления железных дорог в России и Новгородской области. Рассказать о том, как небольшая "потешная" Царскосельская дорога превратилась в огромную инфраструктурную компанию РЖД, и как первые паровозы переросли в высокоскоростные "Сапсаны".

Железнодорожный вокзал в Чудово 1

Последнее время у нас в стране наметилась как бы положительная тенденция — массовый ремонт железнодорожных вокзалов. Большие вокзалы обновили по всей стране, средних и малых ремонт пока коснулся в меньшей степени, но коснулся. Выполнена очень масштабная работа.

Комментарии