История с фотовидеофиксацией: как государство может потерять 730 млн рублей из-за конфликта левой руки с правой

13.8K
74
Автор: Михаил Кривый
29 мая 2017 года, 16:40

Удивительная история происходит на наших глазах. Предвыборный пиар одного из кандидатов в губернаторы перерастает в конфликт государственной компании[1] и правительства Новгородской области. В результате конфликта государство может потерять сотни миллионов рублей. Дело дошло до судов и даже потребовало личного вмешательства Путина.

Но обо всём по порядку. Впервые речь о системе фотовидеофиксации нарушений ПДД зашла во второй половине 2014 года. Стоимость нефти тогда находилась в пределах 100-110 долларов за баррель, и страна спокойно жила на нефтяные сверхдоходы. Россияне активно покупали новые автомобили и платили за нарушения ПДД без скидки 50%. К тому времени «Ростелеком» уже внедрил и начал эксплуатировать системы фотовидеофиксации в нескольких регионах. Опыт показывал, что штрафы с лихвой окупают стоимость установки и обслуживания системы.

«Ростелеком» постоянно продвигал свои услуги, ссылаясь на успешный опыт других регионов. Система демонстрировалась на выставках, презентациях и при личных встречах. В итоге, к установке системы среди прочих удалось склонить и власти Новгородской области. Случилось это, ориентировочно, во второй половине 2014 года. Основным драйвером внедрения со стороны правительства области стал вице-губернатор Виктор Нечаев, курировавший в то время «Агентство развития Новгородской области» (АРНО).

Иллюстрация © Илья Алексеев

Год подходил к концу, нужно было срочно верстать бюджеты. В конце 2014 года уже было понятно, что только что введенные санкции сильно изменят банковскую систему и дешевые кредиты уйдут в прошлое. В срочном порядке, 25 декабря, был объявлен конкурс. Менее чем через месяц, 20 января 2015 года, был определен победитель. Им стал единственный участник — компания «Ростелеком».

При прочтении конкурсной документации и технического задания даже неспециалисту бросается в глаза, что составлялись они в спешке. В задании нет никакой конкретики и видно, что большая часть вопросов решалась личными согласованиями. Более того, многие вопросы предполагалось решать по мере разработки проектной и рабочей документации. Вот, например, чем заканчивается раздел про центр обработки данных: «Конкретные технические и функциональные характеристики должны быть уточнены на этапе проектирования и согласованы с Заказчиком». Тем не менее, стоимость работ была определена — 733 миллиона рублей.

Первыми, еще до объявления результатов, о непрозрачности конкурсной процедуры заговорили в «Центре антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р». Антикоррупционеры посчитали, что конкуренцию ограничивает пункт о наличии действующей лицензии ФСБ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что «АРНО» не имело полномочий на заключение договора и что закупку нужно было проводить в соответствии с требованиями 44-ФЗ. Тогда прокуратура отказала в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения (решение 1200/02 от 12.03.2015). 

Ответ прокуратуры Новгородской области на обращение «Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р».

За последующие два года «Ростелеком» с субподрядчиками выполнили все этапы работы кроме последнего, по которому предполагалось установить 13 рубежей фотовидеофиксации на федеральных трассах М10 «Россия» и Р56 Великий Новгород — Псков. Пусть и не часто, но новгородцы стали получать штрафы с новых камер.

Денег нет, но вы держитесь

Тем не менее, когда пришло время первого платежа, правительство Новгородской области, уже в лице «Новгородавтодора», не заплатило. Тогда компания «Ростелеком» подала в суд, требуя выплатить сумму первого транша — 348 млн рублей (дело №А44-5790/2016). В марте этого года, когда подошел срок второго платежа, сумма требований была увеличена до 604 млн рублей, при этом «Ростелеком» неоднократно заявлял о пересмотре графика и суммы платежей с заключением мирового соглашения.

После прихода врио губернатора Новгородской области Андрея Никитина отношения между правительством и «Ростелекомом» окончательно испортились. По информации собственного источника, сейчас правительство Новгородской области делает всё, чтобы отсрочить платежи или вовсе не платить. 

Шансов было немного, пока врио губернатора Андрей Никитин не поднял тему во время визита Владимира Путина. Результатом этой встречи стал не только мем «экспертное ощущение», но и вдруг резко появившийся интерес к контракту у ФАС, прокуратуры и ОБЭП.

Встреча врио губернатора Новгородской области Андрея Никитина и Владимира Путина. Фото © kremlin.ru

— Мы потратили денег в два раза больше, чем тратится в среднем на похожие регионы по стране. Мы должны платить фиксированную сумму ежегодно. Эта сумма не зависит от сбора штрафов, что тоже не так. Обычно подрядчик сначала всегда делает, потом из штрафов ему гасятся работы. Более того, стоимость обслуживания этой системы оказалась дороже, чем сумма штрафов, которые она собирает. Половина камер до сих пор не работает. То есть мы каждый год должны отдать разницу между доходом со штрафов и стоимостью обслуживания неработающих камер. Еще в перспективе в ближайшие годы отдать 700 млн рублей за что-то. Но вопрос, а как это произошло, задать было очевидно. И на встрече с президентом я попросил его помощи, для того чтобы разобраться с этим вопросом, учитывая, что история давняя, история с федеральным оператором, — прокомментировал Андрей Никитин в телепрограмме «Никитин. По существу», вышедшей на Новгородском областном телевидении 17 мая.

28 апреля в новгородском филиале «Ростелекома» представители прокуратуры провели оперативную проверку. Чуть позже в «АРНО» также прошли проверки и выемка документов. 12 мая УФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении «АРНО». По мнению антимонопольного органа, при проведении конкурса «АРНО» предоставило преимущественные условия «Ростелекому». Ограничение конкуренции выразилось в том числе и в предоставлении агентством доступа к конкурсной документации и техническому заданию до даты публикации извещения о проведении аукциона. 

Через пять дней после возбуждения дела стало известно об увольнении директора «АРНО» Дмитрия Верткова. Также из собственных источников нам известно об увольнении еще нескольких сотрудников. Все ушли по собственному желанию. Тут стоит отметить, что все сотрудники «АРНО» имели экономическое образование и не могли самостоятельно составить ни техническое задание, ни конкурсную документацию. Из результатов проверки УФАС (дело №А-4/17) следует, что и конкурсную документацию, и техническое задание готовили сотрудники «Ростелекома». А это нарушение закона о защите конкуренции антимонопольных требований к торгам. Дело будет рассматриваться 6 июня.

В итоге, в худшем случае, готовая и работающая на 80% система, на которую было потрачено более 636 млн рублей может быть демонтирована и утилизирована. Какое-то оборудование наверняка можно перепродать или использовать в других проектах, но это не вернет и 10% потраченной суммы.

Чтобы понять, как такая ситуация могла произойти и где деньги, мы отправили официальные запросы в компанию «Ростелеком», департамент транспорта, ГИБДД и провели более десятка встреч с людьми так или иначе связанных с этим проектом.

Монтаж рубежей фотовидеофиксации на перекрестках Великого Новгорода. Август 2015 года.

Договор №2026716 от 02.02.2015

По результатам открытого конкурса №31401874329 от 25 декабря 2014 года между победителем, компанией «Ростелеком», и «Агентством развития Новгородской области» (АРНО) был заключён договор №2026716 от 02.02.2015. Сумма договора составила 733 422 967,30 рублей с НДС.

Особенностью договора стала рассрочка платежей, в соответствии с которой сумма договора выплачивалась тремя траншами: 349 млн рублей через год, 256 млн рублей через два года и 129 млн рублей через три года, с учетом его пересмотра с фактическими поступлениями средств от штрафов в регионе (точная сумма которых до сих пор неизвестна).

Помимо отсрочки платежей в пункте 3.6 договора говорится о том, что график платежей может быть изменен в случае, если объем средств, поступивших в бюджет Новгородской области от уплаты штрафов недостаточен для оплаты по договору. Таким образом, тезис Андрея Никитина о том, что правительство должно платить фиксированную сумму не зависимо от суммы штрафов, нельзя назвать корректным.

По договору исполнитель должен был составить проектную и рабочую документации, провести инженерные изыскания, закупить, смонтировать и подключить все необходимое оборудование, обеспечить шифрованные каналы передачи данных от рубежей до центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП).

Все мы видим камеры на перекрёстках, но в список оборудования также входили три мобильных комплекса фиксации нарушений правил парковки, 13 рубежей на федеральных трассах, модульный центр обработки данных в Кречевицах (МЦОД) и оборудование в ЦАФАП.

Подписанты технического задания и их руководители.

Про деньги

В приложении №3 к договору общая сумма в 733 млн разбита на три части:

  1. Проектирование, поставка, внедрение — 555 млн;
  2. Содержание и обслуживание — 105 млн;
  3. Передача данных — 74 млн.

Больше никакой конкретики по суммам в договоре нет. Но есть формулировка: «Цена и состав работ по договору могут быть изменены по обоюдному согласию сторон после прохождения этапа проектирования путем заключения дополнительного соглашения (договора)».

Более конкретные суммы по этапам были представлены в документе ПАО«Ростелеком», который мы получили в ответ на свой запрос. В нем конечные суммы представлены только для закрытых этапов:

  • Этап 1. Разработка проектно-сметной и рабочей документации — 22.4 млн;
  • Этап 2. Первая очередь, три мобильных комплекса фиксации нарушений правил парковки — 2 млн;
  • Этап 3. Вторая очередь, рубежи в Великом Новгороде — 170.9 млн;
  • Этап 4. Третья очередь, рубежи на федеральных трассах — 72.8 млн. Некоторые подэтапы не закрыты по причине неисполнения заказчиком своих обязательств.
  • Этап 5. Запуск МЦОД и активного оборудования — 306 млн.
  • Этап 6. Подведение к МЦОД внешних сетей и запуск его в эксплуатацию. Этап не закрыт по причине неисполнения заказчиком своих обязательств.
  • Этап 7. Техническое обслуживание в 2015 году — 61.5 млн.
  • Этап 8. Техническое обслуживание в 2016, 2017 и 2018 годах — работы выполняются, претензий нет, но акты не подписываются.

Таким образом, по данным ответа, «Ростелеком» за собственный счёт выполнил работы на 636 млн рублей и через суд требует с ГОКУ «Новгородавтодор» 605 млн рублей. На данный момент заказчик в лице ГОКУ «Новгородавтодор» не заплатил ни копейки.

Титульный лист ответа ПАО «Ростелеком» на запрос «Новгород.ру».

Как мы писали выше, подробные суммы по всем этапам стали известны после разработки проектно-сметной документации и были зафиксированы в дополнительном соглашении подписанном как исполнителем, так и заказчиком.

Как заказчиком стал «Новгородавтодор» и очередной искусственный конфликт левой руки с правой

31 декабря 2015 года последовала рокировка. По приказу №364 департамента транспорта и городского хозяйства (дептранс) вместо «АРНО» заказчиком по договору стало ГОКУ «Новгородавтодор».

Спустя примерно год, Дептранс обратился в суд (дело А44-7378/2016) с иском о признании недействительным соглашения о замене заказчика. «Новгородавтодор» иск признал, а вот «АРНО» не признало в связи с отсутствием соответствующего вида работ в ведомственном перечне. «Ростелеком» с иском также не согласился, указав на то, что полномочия «АРНО» были прекращены на основании распоряжения правительства Новгородской области.

Тут еще раз стоит напомнить, что Дептранс является частью правительства Новгородской области, а «АРНО» и «Новгородавтодор» — подведомственные правительству организации.

В первой инстанции суд отказал Дептрансу. 4 мая Дептранс подал кассационную жалобу. Следующее заседание суда назначено на 13 июля 2017 года. Именно из-за этого «странного» судебного разбирательства левой руки с правой отложено дело о взыскании «Ростелекомом» суммы первых двух траншей — тех самых 604 млн рублей.

Кто украл? 

«Ростелеком» заключил три договора субподряда с ЗАО «Техносервъ А/С» на общую сумму 514 млн рублей. «Техносервъ А/С» занимался монтажом рубежей и строительством мобильного центра обработки данных (МЦОД). Остальные работы «Ростелеком» выполнял самостоятельно.

«Техносервъ» далеко не фирма-однодневка. Наоборот, это один из крупнейших российских системных интеграторов. Компания работает с 1992 года. Список клиентов впечатляет: МВД, Министерство обороны, Пенсионный фонд, Росреестр, Росстат, ФМС, ФНС, Tele2 Россия, Вымпелком, МТС, Ростелеком и многие другие.

Вычитая из суммы контракта (733 млн) сумму договора субподряда (514 млн) и затраты на передачу данных (74 млн), получаем 145 млн чистой прибыли «Ростелекома». Это ровно 20% от суммы договора. Что это? Хорошая прибыль или плата за использование кредитных средств. Тут уже вопрос интерпретации. Если посчитать стоимость кредита по ставке рефинансирования на момент заключения договора (8.25%), то получаем сумму 103 млн рублей и из 145 млн остаётся 42.

Второй способ вывести из проекта часть средств — поставка оборудования по завышенным ценам. И этим тоже славится отрасль информационных технологий. Один из опрошенных коллег, причастный к проекту и пожелавший остаться анонимным, оценивал возможное завышение стоимости части оборудования в 20-30%. Тем не менее в разговорах о стоимости «Ростелеком» ссылается на подтверждающее заключение проектно-сметной стоимости первой и второй пусковой очередей от государственной экспертизы и независимую оценку стоимости работ по всему контракту.

Титульные листы государственной и независимой экспертиз.

МЦОД

Модульный центр обработки данных, расположенный в Кречевицах, к системе фотовидеофиксации имел достаточно отдаленное отношение. С тем же успехом можно было включить в проект несколько автомобилей для парка правительства. Фактически это была покупка МЦОД за счет нарушителей ПДД. 

МЦОД включили в проект по инициативе Виктора Нечаева, который заразился идеей после знакомства с ЦОД в Мордовии. МЦОД был притянут к проекту через оборудование ЦАФАП, которое планировалось там разместить, но не разместили по причинам, описанным выше. Также по планам заказчика МЦОД должен был стать единым центром обработки данных региона (медицина, образование и т.д.) и ядром системы «Безопасный город».

Модульный центр обработки данных на территории МЧС в Кречевицах.

Стоимость МЦОД составила 306 млн рублей. Это 41% от суммы всего договора. Сейчас МЦОД собран и «запущен». Согласно ответу «Ростелекома», заказчиком подписан акт №04/2912/2015 от 31.12.2015. Удивительно, но «запущен» и «введен в эксплуатацию» не одно и то же. Из-за проблем с оформлением земли возникли проблемы с подключением электричества. Кроме того, к МЦОД подведено несколько оптических каналов связи «Ростелекома», но не подведено ни одного канала связи альтернативного оператора. Фактически после ввода в эксплуатацию «Ростелеком» сможет устанавливать любые тарифы на передачу данных, а для работы МЦОД потребуется не менее 10 Гбит/с. Я не уверен, что другие операторы связи готовы вложиться в строительство каналов только ради участия в конкурсе на услуги связи. Получаем замкнутый круг.

Если из суммы контракта вычесть стоимость МЦОД, то получается, что система фотовидеофиксации стоила 427 млн рублей, что с учетом трехлетнего технического обслуживания вполне сравнимо с другими регионами. 

Кто виноват?

В этой удивительной истории в негативном свете выглядят все. Правительство Новгородской области, которое в лице «АРНО» в спешке заключило договор, которое сейчас судится само с собой и не может решить вопросы с землей под МЦОД и с землей, необходимой для установки камер на федеральных трассах. Ну и не платит, само собой.

ГИБДД, которая в лице Владимира Лонского согласовала весь проект, включая МЦОД, в котором изначально предполагалось установить оборудование ЦАФАП. Но уже по ходу выяснилось, что ЦАФАП должен находиться в защищенном периметре МВД, и в МЦОД находиться не может.

Титульный лист технического задания.

Кроме того, серьезные вопросы возникают по сумме собранных штрафов и отношении количества фиксируемых на рубежах нарушений к количеству оплаченных штрафов. По неофициальной информации, лишь от 10 до 20% зафиксированных нарушений заканчиваются оплатой. Причем большая часть теряется не из-за нерадивых неплательщиков, а из-за неоформленных постановлений. В других регионах оплачивается от 80-90% зафиксированных нарушений.

В ответ на запрос о проценте обрабатываемых данных в ГИБДД Новгородской области ответили, что все материалы, содержащие признаки административного нарушения, и надлежащего качества обрабатываются в установленные сроки, и назвали точную цифру вынесенных постановлений за 2016 год — 201207.

Запрос и ответ ГИБДД по Новгородской области

Во время вчерашнего заседания суда департамент финансов со ссылкой на УМВД России по Новгородской области обнародовал цифры по суммам штрафов. За 2015 год собрано штрафов на сумму 19,241 млн рублей, за 2016 — на сумму 52,412 млн рублей. Путем несложных математических вычислений получаем среднюю сумму штрафа — 260 рублей 38 копеек. По сумме среднего штрафа легко понять, что постановления по нарушениям, фиксируемым на перекрестках Великого Новгорода, практически не выносятся. Почти все штрафы — это превышение скорости на 20-40 км/ч со скидкой 50%, которая дается за своевременную оплату штрафа. Здесь Андрей Никитин был прав — система не работает. Непонятно только, по чьей вине. «Ростелеком» заявляет, что все камеры работают, а ГИБДД утверждает, что обрабатывает все материалы надлежащего качества.

«Ростелеком»,  ставший единственным участником конкурса, по которому УФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства, правда в отношении «АРНО». Тем не менее в результате этого дела договор может быть аннулирован, и сотни миллионов потеряны.

Врио губернатора Андрей Никитин, который готов помножить на ноль усилия сотен людей, пожертвовать сотнями миллионов государственных денег и безопасностью новгородцев. Ведь в погоне за деньгами не стоит забывать, что рубежи фиксации нарушений по согласованию с ГИБДД устанавливались не в самых прибыльных местах города, а в самых аварийных. За три месяца до выборов победа над «госкорпорацией зла» могла бы добавить немного плюсов, но стоит ли ради этого возвращать анархию на городские перекрестки?

Политтехнолог и журналист Александр Власов считает, что Андрей Никитин многое поставил на карту, когда обратился к президенту. Что если в преддверии выборов Арбитражный суд возьмёт сторону «Ростелекома»? Однако, по мнению эксперта, всё же маловероятно, что это будет иметь решающее значение.

— Не думаю, что разрешение этого судебного спора коренным образом скажется на итогах выборов для Андрея Никитина. Если ПАО «Ростелеком» проиграет, то, конечно, это будет плюс для Никитина. Если действительно будут деньги возвращены в областной бюджет, это серьёзно повышает его шансы. Речь идёт о 700 миллионах рублей. Но лучше бы озадачиться другой суммой — задекларированным доходом Андрея Никитина, за четыре года он заработал 146 миллионов рублей. Что он будет отвечать своим избирателям на встречах во время предвыборной кампании? — говорит Александр Власов.

Он также добавил, что грамотные соперники на предстоящих выборах могли бы взять на вооружение эту информацию о доходах Никитина. Вот только сильных конкурентов у врио губернатора пока нет.

[1] Государство через Росимущество и Внешэкономбанк владеет 49% акций ПАО «Ростелеком». Еще 2.6% акций принадлежит ООО «Мобител», 99.9% которой принадлежит ПАО «Ростелеком».

Смотрите также

«Ростелеком» и бизнес на бюджете 27

На наших глазах разворачивается любопытный сюжет вокруг создания «Ростелекомом» в Новгородской области системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД).

Большой брат следит за тобой: как именно? 43

Многие новгородцы заметили, что на нескольких центральных перекрестках города начали активно монтировать системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Вооружившись телеобъективом и интернетом я попробовал разобраться в том, что это за система и как именно она будет за нами следить.

Комментарии