Переполненные «Ласточки» или почему чиновники до сих пор ездят в Чудово на служебных автомобилях

10.0K
30
Автор: Михаил Кривый
7 июня 2017 года, 15:47

12 июня в Великом Новгороде двойной праздник — день России и День города. Снова три выходных и снова проблемы на маршруте Санкт-Петербург — Великий Новгород. Если пробки на М10 давно стали привычными, то стоять три часа в «Ласточке» до сих пор кажется каким-то недоразумением. В этом материале мы расскажем, как такое случилось, и что делать, если вы собрались покорить этот маршрут в ближайшие выходные.

Основным предлогом для покупки электропоездов «Ласточка» стали Зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи. Во время олимпиады «Ласточки» обеспечивали трансфер между приморской и горной зонами олимпийского комплекса. Для них была построенная абсолютно новая железная дорога Адлер — Красная Поляна.

«Ласточка» в цветах. Сейчас пути на вокзале Великого Новгорода капитально отремонтировали, цветы там теперь не растут.

Олимпиада закончилась, но точного понимания по поводу дальнейшей судьбы новых электропоездов не появилось. Сначала «Ласточки» поставили на экспресс-маршруты из Санкт-Петербурга до Великого Новгорода, Бологое, Петрозаводска и из Москвы до Нижнего Новгорода, Смоленска, Курска, Орла и Твери. Время шло, ситуация менялась, и сейчас «Ласточки» используют в качестве городских электричек в Москве и на самых рядовых пригородных маршрутах из Санкт-Петербурга в Выборг, Любань, Волховстрой, Мельничий Ручей и Лугу.

Прибытие «Ласточки» в Петрозаводск.
«Ласточки» Москва — Тверь, Ленинградский вокзал Москвы.
«Ласточка» в Смоленске.

Сейчас уже мало кто помнит, но первую поездку с пассажирами электропоезд «Ласточка» совершил за год до олимпийских игр. 23 января 2013 года с Московского вокзала Санкт-Петербурга поезд пошел в первый рейс в Великий Новгород и Бологое, при этом на участке Санкт-Петербург — Чудово поезда следовали по сдвоенной схеме, а затем расцеплялись и продолжали движение каждый до своего пункта назначения. 

Первый рейс электропоезда «Ласточка». Трегубово, Новгородская область.

Маршрут на Великий Новгород стал удобным испытательным полигоном, так как первые «Ласточки» обслуживались в непосредственной близости, в том же депо, что и «Сапсаны».

Долгое время между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом ходило по две пары «Ласточек» ежедневно. Ими, как и «Сапсанами», управлял филиал ОАО «РЖД» Дирекция скоростного сообщения (ДОСС). 

Ситуация изменилась 12 января 2017 года. Электропоезда «Ласточка» перешли на обслуживание из «ДОСС» в «Северо-Западную пригородную пассажирскую компанию» (СЗППК). Стоимость билета на «Ласточку» выросла в 1.5 раза с 387 рублей до 579 рублей. Но самое главное — в «Ласточках» стала использоваться пригородная система продажи билетов.

По информации пресс-службы Октябрьской железной дороги, «Ласточки», курсирующие по маршруту Санкт-Петербург — Великий Новгород, были экономически неэффективными для «Дирекции скоростного сообщения».

— Компания приняла решение не отменять курсирование «Ласточки» на этом маршруте, а с 12 января передать их обслуживание в «СЗППК». После передачи тарифы на проезд устанавливаются субъектом федерации, — подчеркнули в пресс-службе ОЖД.

Электропоезд «Ласточка» во время тестовых поездок осенью 2012 года. Мясной Бор.

Первая критическая ситуация произошла во время первых «больших» выходных 23-26 февраля. На брифинге областного правительства были озвучены цифры — в поезде при 443 сидячих местах ехал 831 пассажир.

1 марта врио губернатора Андрей Никитин пообещал в короткие сроки разобраться с «Ласточками» и заявил, что в противном случае пересадит всех сотрудников областного правительства со служебных автомобилей на «Ласточки».

— У нас многие люди говорят и пишут, что с «Ласточкой» непорядок. И сервис, который предоставляет «СЗППК», не соответствует стоимости билета. Если в ближайшие две недели мы с этим не разберёмся, то все сотрудники областной администрации у нас будут перемещаться в Чудово не на машинах, а на «Ласточках», пока мы не решим этот вопрос до конца. Нельзя такое терпеть, когда это стоит столько денег, — подчеркнул Андрей Никитин.

26 апреля 2017 года департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, являющийся заказчиком пассажирских пригородных перевозок, заключил с ОАО «СЗППК» дополнительное соглашение, по которому в период общероссийских выходных количество вагонов в поездах «Ласточка» увеличивалось с 5 до 10.

Переполненная «Ласточка». Фото от читателя «Новгород.ру».

Дополнительное соглашение спасло ситуацию лишь частично. На майские праздники пассажиры самых популярных утренних рейсов «Ласточки» из Санкт-Петербурга в Великий Новгород снова вынуждены были ехать стоя. По данным «СЗППК», 6 мая в поезде, рассчитанном на 443 сидячих места, ехало 935 пассажиров.

— Духота, едем стоя, одному пассажиру в вагоне стало плохо. Заплатили за этот аттракцион почти 600 рублей с человека, — пожаловался один из пассажиров.

После начала отпусков и сезонных ремонтов на автодороге М10 «Россия» спрос на «Ласточки» снова вырос. Новгородцы и гости города стали ездить стоя даже по рабочим дням. Из данных, предоставленных компанией «СЗППК» (таблица №1), видно, что на участке Санкт-Петербург — Чудово сидячих мест стало не хватать почти каждый день. Дополнительное соглашение улучшило ситуацию, но полностью проблему не решило.

Таблица №1. Количество пассажиров, перевезенных электропоездами «Ласточка» с 20 апреля по 20 мая 2017 года. Источник: «СЗППК».

В чем проблема?

Проблема с переполненными «Ласточками» связана с системой продажи билетов на пригородные поезда. Оформление проездных документов в пригородном сообщении производится без указания места и конкретного поезда. Билет действителен на одну поездку в течение текущих суток и одного часа следующих суток. Из-за этого в «СЗППК» не могут заранее знать, на каком из пригородных поездов поедет пассажир. По выходным на маршруте Великий Новгород — Санкт-Петербург это две «Ласточки» и одна традиционная электричка. Таким образом, подстроить количество вагонов под количество проданных билетов невозможно. 

В телепрограмме «Никитин. По существу», вышедшей на «Новгородском областном телевидении» 17 мая, врио губернатора ответил на вопрос, касающийся «Ласточек».

— Нам нужно покупать еще другие поезда. Мы, наверное, сделаем это на следующий год. В этом году я бы хотел, чтобы у нас на пиковые даты ходили сдвоенные «Ласточки». <...> Можно купить и «Ласточки», можно купить и демиховскую электричку, которая чуть менее комфортная, но и стоит дешевле. Я думаю, что такие решения нужно принимать очень взвешенно. До этого времени мы постараемся договориться о понятном графике сдвоенных «Ласточек». К сожалению, по билетам с местами вопрос не решается. Хотя я буду искать пути решения этого вопроса, — прокомментировал врио губернатора.

Важно понимать, что в передаче, рассчитанной на телевизионного зрителя, Андрей Никитин максимально упростил формулировки, заменив транспортный заказ дептранса на «покупку» поездов. Само собой, правительство Новгородской области не будет покупать поезда. 

Также стоит уточнить, что упомянутая «демиховская электричка» до 12 февраля 2017 года курсировала между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом в ежедневном графике, после 12 февраля стала курсировать только по выходным. Она есть, и «покупать» её не нужно.

ЭД4М-0495 — демиховская электричка, которая сейчас курсирует между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом по выходным дням.

Решение проблемы

Самое простое решение — изменить расписание таким образом, чтобы демиховская электричка отправлялась не до «Ласточки», а после. Таким образом, пассажиры, которым не хватило мест в «Ласточке», смогут поехать на простой электричке. С утра из Санкт-Петербурга эта схема уже работает — электричка отправляется через 30 минут после «Ласточки». Эту возможность просто нужно донести до пассажиров. Вечером из Великого Новгорода электричка отправляется за 40 минут до «Ласточки», здесь придётся поменять расписание. Это решение не потребует дополнительного финансирования и транспортного заказа со стороны Новгородской области.

Второй вариант — убрать у «Ласточек» все остановки между Обухово и Чудово. Из таблицы 1 видно, что переполненность составов связана с пассажирами, входящими и выходящими на станциях Любань, Тосно и Колпино. На них помимо новгородских «Ласточек» останавливается большое количество пригородных поездов. Если пассажиропоток упадет, то такое решение может потребовать дополнительной компенсации выпадающих расходов.

Ну и фантастический вариант — обновить подвижной состав, закупив электропоезда малой вместимости, способные следовать в тактовом графике высокоскоростных поездов «Сапсан». Такие поезда могли бы отправляться сразу за «Сапсаном» из Санкт-Петербурга и следовать за ним до Чудово на скорости 200 км/ч. От Чудово до Великого Новгорода они могли бы следовать с текущими скоростями — до 120 км/ч. Существующий тактовый график «Сапсанов» позволил бы отправляться таким поездам каждые два часа и преодолевать 190 км между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом за 1 час 40 минут. Проблемы с переполненностью могла бы решить возможность сцепки до четырех составов.

VR Class Sm4 в Финляндии. Практически скоростной рельсовый автобус.

Фантастичность ситуации связана не только с экономической и социальной политикой в нашей стране, но и с очень ограниченным выбором подобных электропоездов. Лучше всего подошёл бы финский VR Class Sm4, изготовленный испанским концерном CAF. Поезда, эксплуатируемые в Финляндии, уже адаптированы для российской ширины колеи и наших климатических условий. Главная проблема — разработчику его придётся ускорить со 160 до 200 км/ч.

Критика «Ласточек»

«Ласточки» произвели небольшую революцию на железных дорогах России. Пассажиры стали требовательнее к уровню комфорта, а многие отечественные производители стали равняться на немецкие электропоезда. 

Электропоезд «Иволга» Тверского вагоностроительного завода появился во многом благодаря «Ласточкам». Сейчас поезда «Иволга» эксплуатируются в Москве на маршруте из центра в Солнцево.

Тем не менее «Ласточки» часто критикуют за городскую компоновку салона. В салонах установлены кресла, рассчитанные на короткие внутригородские перевозки. Это наследие олимпиады, где поездка из Адлера до Красной Поляны занимала 40 минут. У нас же «Ласточка» Санкт-Петербург — Великий Новгород в пути почти 3 часа. И это не рекорд, на маршруте Майкоп — Адлер «Ласточка» в пути 5 часов 23 минуты.

Оригинальные «Ласточки» в естественной среде обитания. Там электропоезда 460 506  эксплуатируются на железной дороге, проходящей по левому берегу реки Рейн между городами Майнц и Кёльн.

Также «Ласточки» на маршруте Санкт-Петербург — Великий Новгород критикуют за низкую маршрутную скорость и несогласованность расписания с поездами «Сапсан» останавливающимися в Чудово. Время «Ласточки» в пути колеблется от 2 часов 52 минут до 3 часов 36 минут, а средняя скорость от 53 до 66 км/ч.

На 8 марта 2013 года расписание было составлено таким образом, что на вокзале Великого Новгорода можно было увидеть сразу две «Ласточки».

Как быть в ближайшие выходные?

Поезд №7501. Если вы собираетесь ехать с утра из Санкт-Петербурга, то используйте поезд №6925 в качестве  резервного варианта. Он отправляется через 30 минут после «Ласточки», в 7:55. Правда, время в пути у него 4 часа 9 минут против «Ласточкиных» 2 часов 52 минут. Судя по таблице №1, это самая переполненная «Ласточка» маршрута, и она не будет сдвоенной.

Поезд №7503. Если вы собираетесь ехать вечером из Санкт-Петербурга, то не стоит переживать. C 9 по 12 июня это будет сдвоенный состав, поэтому проблем с местами возникнуть не должно. В худшем случае вам придется ехать стоя до Чудово.

Поезд №7502. Если вы собираетесь ехать с утра из Великого Новгорода, то переживать не стоит. По таблице №1 видно, что в этом направлении едущим из Великого Новгорода всегда хватало сидячих мест. А 13 июня можно поехать в пустом сдвоенном составе. Один электропоезд будут перегонять в депо после праздников.

Поезд №7504. Если вы собираетесь ехать вечером из Великого Новгорода, то переживать стоит только 9 июня, с 10 по 12 июня будет курсировать сдвоенный состав.

Смотрите также

Новогодние маршруты РЖД 8

У авиакомпаний есть такой термин — «разлетать маршрут». Люди должны привыкнуть к расписанию, и в голове потенциальных пассажиров должен отложиться новый способ добраться из пункта А в пункт Б. Мы все знаем, что в Санкт-Петербург можно добраться на «Ласточке», которая ходит два раза в день, а в Москву — на ночном поезде.

Красивые мосты Новгородской области: железная дорога Окуловка — Неболчи 6

Продолжаем тему красивых мостов Новгородской области. Так получилось, что почти все они железнодорожные. Связано это с тем, что массовое строительство автомобильных мостов началось позже, когда уже было внедрено строительство типовых мостов с железобетонными пролетными строениями.

120 лет дню железнодорожника 9

120 лет назад, в 1896 году, Николай II установил в качестве национального праздника день железнодорожника. Днём празднования был выбран день рождения его деда Николая I, который первым начал строительство железных дорог в России. К этой дате мы решили вспомнить основные вехи становления железных дорог в России и Новгородской области. Рассказать о том, как небольшая "потешная" Царскосельская дорога превратилась в огромную инфраструктурную компанию РЖД, и как первые паровозы переросли в высокоскоростные "Сапсаны".

Комментарии