Полёт к мечте: ученики школы в «Ивушках» будут конструировать роботов и управлять беспилотниками

5.8K
16
Автор: Татьяна Алексеева
17 июля 2017 года, 14:42

В новой школе №36 в микрорайоне «Ивушки» созданы специальные лаборатории для проведения исследовательских занятий во внеурочное время. Школьники будут осваивать управление квадрокоптерами, а также учиться собирать роботов. Интернет-портал «Новгород.ру» выяснил, как ученикам это может пригодиться в будущем.

Исследовательской деятельностью дети начнут заниматься ещё в младших классах. Для начальной школы есть свои лаборатории, которые помещаются в компактные чемоданчики. Учитель приходит в класс с таким кейсом и, используя оборудование,  рассказывает, например, о единицах измерения. Опыты с весами позволят всё наглядно объяснить.

Для учеников средних и старших классов оборудованы лаборатории для уроков по биологии, химии и физике. Это отдельные помещения, которые соединены с учебными классами по предметам. Директор школы Светлана Матвеева показывает лабораторию по физике. Просторная аудитория рассчитана на 26 человек. Каждый стол поделен на семь зон, в ящиках с названиями разделов физики находится оборудование, на каждой парте свой микроскоп и ноутбук.

— В лаборатории можно исследовать все физические явления классической науки, — говорит Светлана Матвеева. — Мы здесь можем проводить все экспериментальные составляющие того курса физики, который предполагает федеральный образовательный стандарт. Эти лаборатории цифровые: в каждой есть свой компьютер со специальной программой, которая позволяет все явления, которые ребёнок наблюдает, оцифровать в электронный вариант.

Для Новгородской области, по рассказам руководства школы, это настоящий прорыв. Отдельно предусмотрена лаборатория оптики, которая будет полезна для специализированных классов. Она реализуется в сотрудничестве с новгородскими предприятиями, в частности, компанией «Элси».  Изучив процессы в теории, во время экскурсии на новгородских производствах школьники уже будут понимать, чем занимаются специалисты.

— Мне бы хотелось, чтобы это была лаборатория, в которой будут показывать возможности нашего производства. Чтобы дети, изучая здесь явления, чётко знали: вот этим можно заниматься на новгородских предприятиях. Это не яркая профориентация, но она как раз самая результативная, — уверена Светлана Матвеева.

После уроков у ребят будет возможность посещать факультативные занятия в других лабораториях. На дне открытых дверей продемонстрировали возможности лаборатории робототехники. В других школах уже были такие кружки, но тут оборудование новее, современные комплекты. Некоторые старшеклассники заинтересовались и начали ходить на занятия ещё до начала учебного года.

— Вот сейчас дети придут, мы, наверное, начнём пораньше, потому что у нас большие планы, времени терять не хочется. А те дети, которые остаются в городе и не знают, чем себя занять, у меня уже для них есть идеи, чем они будут заниматься, — комментирует учитель информатики и руководитель лаборатории Сергей Тайков.

Планы и правда грандиозные — «выходить на мировой уровень». Закуплены специальные олимпиадные наборы, чтобы дети готовились к мировым соревнованиям. 

В ящиках много разных деталей. «Что из них можно собрать?» «Так что фантазия ваша пожелает». Из наборов действительно можно сделать что угодно: от колеса обозрения до машинки, которая будет сортировать пластиковые фигурки по цвету, или робота, который будет ходить за вами. 

— Одно из самых известных олимпиадных заданий — это боулинг. Собирается робот, у него есть специальный металлический шарик, поле, черта. Ставят кегли, задача робота — сбить как можно больше кегель. Не могу сказать, что это самое увлекательное занятие, но в первый раз это интересно, — рассказывает Сергей Тайков.

Дети будут собирать роботов и программировать их. Для примера уже представлены несколько вещей. По столу шагает робот-слон, им можно управлять прямо с телефона. Рядом работает маленький экскаватор. Но больше всего детям понравилась роботизированная рука. «Идея подсмотрена в фильме», — признаётся преподаватель.

В лаборатории «Аэронет» обучат первичной настройке и сборке беспилотных летательных аппаратов, полётам, проведению с фото- и видеосъёмки с квадрокоптеров, программированию, обработке постполётных данных. «Ну и буду учить детей паять, потому что без этого никак», — говорит преподаватель лаборатории Даниил Цветков.

На вводном занятии детям расскажут об азах, а дальше каждый определится, что ему интереснее: научиться просто летать или программировать — создавать маршруты, полётные задания. Возможно, кто-то захочет углубиться в аэрогеодезию.

На парте в ряд выстраивается техника. Есть квадрокоптеры «Пионер» для обучения полётам. Могут летать даже в школе, маленькие и лёгкие, они не разобьют стекло и никого не травмируют. Есть  квадрокоптеры для дрон-рейсинга — гонок по трассам. «Они быстрые, шустрые, резвые, — объясняет Даниил Цветков. — На них детям пока не надо летать». Следом идут квадрокоптеры для обучения навыкам видеосъёмки, с него можно делать фотографические планы местности и 3D-модели объектов. Также есть дальнобойный планер Геоскан 101, летает «высоко-далеко» и полностью в автоматическом режиме. С компьютера задаётся маршрут, по которому он летит, а приземляется летательный аппарат на парашюте в указанном месте.

Квадрокоптеры могут использоваться в кадастровом учёте. Людям не нужно бегать в дождь или в снег по полям и грязи, чтобы измерить всё вручную. Гораздо быстрее с самолётом: он отснимет три-четыре квадратных километра за час с высокой точностью, а затем можно будет обрабатывать данные на компьютере. Легко отследить и самозахваты территорий. Кроме того, можно контролировать вырубки в лесах, строительство линий электропередачи.

— Опять же, создание карт районов нашего города. Спутники снимают хорошо, но всё очень медленно, долго, обновляется редко. Смотришь — по карте пустыня, а по факту вот уже «Ивушки» строятся. Можно спокойно облететь этот район за пару-тройку часов, потом неделю будет обрабатываться, и будет хорошая модель, можно к картам прикрепить, — отмечает Даниил Цветков.

В лаборатории есть пять компьютеров для обработки полученных данных. В соседней аудитории установлен 3D-принтер. Сейчас уже готовится модель новой школы. Макет здания распечатают и в ближайшее время установят в холле.

Пока в лаборатории есть только один ученик, но крайне увлечённый новым хобби. «Очень рвётся, каждый день сюда бегает», — отзывается о нём преподаватель. Тимофей Сигуньков перешёл в 8 класс. За пару недель он научился паять, летать на квадрокоптерах и собирать их, проводить видеосъёмку. Мальчик говорит, что тема квадрокоптеров стала ему интересна совсем недавно. 

— Я много видел в интернете, как летают на квадрокоптерах, проектируют. Решил заняться тем же самым, — делится 14-летний новгородец. — Сейчас век новых технологий, и квадрокоптеры будут нужны в будущем. Наверное, в сфере транспорта будут использоваться, сферах охраны, фото- и видеосъёмки.

Полученные навыки уже удалось применить на практике. На прошлой неделе была организована поездка на остров Липно в дельте реки Мста для создания 3D-модели храма конца XIII века. Над проектом работала компания «Аэроскан», у которой уже есть целая галерея 3D-моделей архитектурных памятников Великого Новгорода.

— 3D-модели церквей несут информативный и развлекательный характер, представляют какую-то ценность для интересующихся людей. Возможно, кто-то из других городов увидит, заинтересуется, захочет приехать. Как-то возможно косвенно это будет способствовать развитию туризма. Это может представлять интерес для археологов, историков: для более детального изучения объектов, — считает технический директор фирмы «Аэроскан» Дмитрий Бобров.

На облёт церкви Николы на Липне потратили около 20-30 минут. Если объект большой, у здания много выступов и пролётов, то это может занять и до 2-3 часов. На обработку же информации ушло примерно два дня.

Осенью прошлого года храм на острове Липно осматривали президент Владимир Путин и председатель правительства Дмитрий Медведев. Вполне возможно, что в рамках нынешнего визита премьер-министра ему будет представлена 3D-модель церкви. Как и лаборатории во время его посещения школы в «Ивушках».

Смотрите также

Будущее новгородского туризма 19

Новгородское правительство взялось за развитие туризма. Для продвижения региона в России и за рубежом создан офис «Русь Новгородская», который будет развивать событийный туризм, «координировать культурную и туристическую политику», поставлена цель увеличить количество туристов с 400 до 500 тысяч человек. В интервью «Новгород.ру» директор новой организации Андрей Катаев рассказал, кто вошёл в его команду и что офис сделает в ближайшие месяцы.

Новгородская писательница Кристина Гептинг: люди с ВИЧ дискриминируются, им очень тяжело жить 7

Кристина Гептинг из Великого Новгорода стала лауреатом литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для начинающих авторов. Её повесть о ВИЧ под названием «Плюс жизнь» заняла первое место в номинации «Проза», денежный приз составил более миллиона рублей. Интернет-портал «Новгород.ру» узнал, что повлияло на выбор темы для произведения, сложно ли молодому писателю добиться ответа от крупных издательств и на что 28-летняя новгородка потратит миллион рублей.

Алексей Навальный: Я сделаю всё, чтобы выиграть и на нечестных выборах 33

Оппозиционер Алексей Навальный, который намерен бороться за пост президента России в 2018 году, открыл в Великом Новгороде 41 региональный предвыборный штаб. На встрече с волонтёрами политик ответил на все вопросы новгородцев. Присутствовавших интересовали будущие реформы, внешняя политика и доходы Навального.

Комментарии