7 правил, которые помогут вам выжить на дорогах

3.3K
11
Автор: Михаил Кривый
Среда, 19 сентября, 13:50

За многие годы поездок по разным странам мира к официальным правилам дорожного движения я выработал для себя дополнительные. Что-то позаимствовал в ПДД других стран, что-то просто подсмотрел у дальнобойщиков.

Идею этого текста я вынашивал уже давно. Катализатором послужили  последние поездки по автомагистралям М3 «Украина», М4 «Дон» и М11 «Столица». Водят у нас отвратительно, но на скоростных автомагистралях совсем всё плохо. Оно и понятно, до недавнего времени в стране просто не было дорог такого типа. Кроме того, в сезон на дальние межрегиональные маршруты массово выходят те, кто в обычной жизни дальше работы не часто уезжает.

Правило 1 — не останавливайтесь на обочинах

Некоторое время я каждый рабочий день начинал с чтения сводки управления ГИБДД по Новгородской области. С завидной регулярностью там фигурировали ДТП с припаркованными на обочинах М10 «Россия» автомобилями. В основном это были фуры, но случались и легковые.

Два грузовика припаркованы на обочине автодороги М4 «Дон»

На дорогах большей части стран западной Европы понятия «обочина» в нашем понимании нет, а остановки на загородных дорогах просто запрещены. Обочины там конечно есть, но это не более чем технологическая часть дороги, выезд на которую запрещен, и которая, как и у нас, не рассчитана на то, что по ней будут ездить или на ней будут останавливаться. 

Обычная загородная дорога в Германии. Остановиться на обочине тут не получится.

Соблюдать это правило достаточно просто. На больших дорогах есть специальные площадки для отдыха, на небольших всегда можно повернуть на местную грунтовую дорогу и остановиться там.

Одно время на российско-финской границе размещали объявления, в которых рассказывалось о том, что на загородных дорогах остановка возможна только в экстренных случаях. И уточнялось — сходить в туалет, перенастроить навигатор или ознакомиться с картой, — это не причина для экстренной остановки.

Про остановку на автомагистралях даже не заикаюсь.

Правило 2 — объезжайте препятствие с запасом

Это правило я подсмотрел у дальнобойщиков. Их много ругают, но процент вменяемых и опытных водителей среди профессионалов всё равно значительно выше.

Если кто-то стоит на обочине или рядом с дорогой, то всегда старайтесь пройти как можно дальше от такого препятствия. На двухполосной дороге, по возможности, объезжайте по встречной. На четырехполосной — по левой полосе.

Если есть возможность, велосипедистов обгоняйте с полным уходом из правой полосы. Не нужно их притирать. Обгон велосипедистов с полным выходом из полосы обязателен во многих странах Европы. Злобный велосипедист с GoPro может спокойно сдать вас полиции.

Правило 3 — не обгоняйте справа

В ПДД многих стран термина «опережение» нет, и обгон без выезда на встречную полосу — тоже обгон. Такой манёвр запрещен не только на автомагистралях, но и на простых загородных дорогах.

В правое зеркало водители смотрят реже, да и обзор справа гораздо хуже. У некоторых автомобилей, особенно грузовых, справа большая мёртвая зона. 

Вы можете сгонять «тормозов» с левой полосы, мигать дальним, сигналить, махать руками и даже ругаться матом. Но обгонять справа — последнее дело. Это правило настолько беспрекословно соблюдается в Германии, что там иногда с автобанов уходят по диагонали прямо из левого ряда. Они уверены, что справа их никто не догонит.

Правило 4 — держитесь правее

Это следствие предыдущего правила. Когда в одном направлении две полосы, это правило ещё более-менее соблюдается. Но если полос три и более, то даже при трёх свободных все всё равно едут по центральному ряду. С городскими улицами можно понять, правый ряд используется для съездов и поворотов, но когда между съездами по 20 км зачем ехать в центральном или левом ряду при свободном правом?

Обычная ситуация на платной автомагистрали М11 под Москвой.

Тут не очень понятно, что является причиной, а что следствием. Сейчас многие ездят в левом ряду, так как «опережение» справа официально разрешено. 

Правый ряд свободен.

У этого правила есть исключения. На пустой загородной дороге я всегда стараюсь держаться ближе к центру. Если дорога пустая, двухполосная и с хорошим обзором, то предпочитаю ездить прямо по центру. Жителям городов такие вещи сложно понять, но у таких дорог часто нет обзора по полосе отвода, и в любой момент что-то может выскочить из леса. Это такие дороги как Великий Новгород — Луга и Спасская Полисть — Любытино — Боровичи. На последней в дренажных канавах растут двадцатилетние ели, которые вы чуть ли не цепляете при движении по полосе.

На четырехполосных дорогах при отсутствии автомобилей я тоже могу ехать в левом ряду, если справа мне что-то не нравится. Это может быть лес, деревня, съезды, колейность, лужи и многое другое.

Было темно, шёл дождь, слепил встречный поток. Я ехал по М10 «Россия» между деревнями Померанье и Трубников Бор в сторону Москвы. В моём направлении машин было немного, в правом ряду была колейность с водой, и я ушел в левый. Сразу после перестроения понял, что в правом ряду стоит лось. Причем понял я это уже после того, как проехал мимо. 

Правило 5 — перестраивайтесь заранее

Предсказуемость — залог безопасности. Рано или поздно вы облажаетесь и не заметите препятствие. В таком случае ваша судьба будет в руках других участников дорожного движения. Вас пропустят, даже если вы не правы, в худшем случае посигналят и наорут. Тем не менее ДТП вы сможете избежать.

Но если вы резко и без включения поворотника начнёте обгон, то спасти вас никто уже не сможет. Включайте поворотник и перестраивайтесь плавно. Так же плавно возвращайтесь в свою полосу. Меня один раз это спасло.

Правило 6 — снижайте скорость, если вам показалось

Разница в подходе к вождению в России и, например, в Швейцарии, сильнее всего видна именно в модели поведения при потенциальной опасности. Что у нас делают, если видят человека на обочине? Ничего! В Швейцарии снижают скорость и не разгоняются, пока не убедятся в безопасности.

Если вдоль дороги идут дети, то на загородной дороге все снижают скорость практически до скорости пешехода. У нас же могут даже не притормозить. 

То же самое с припаркованными автомобилями. Часто вы снижаете скорость, если видите автомобиль на обочине? А в городе? В Италии на улицах с разрешённой парковкой устанавливают ограничение скорости 30 км/ч.

Правило 7 — соблюдай дистанцию

В наших ПДД про дистанцию написано очень общими словами, и как следствие, за соблюдением дистанции никто не следит. В Германии несоблюдение дистанции карается штрафом до 400 евро. Там за соблюдением дистанции особенно строго следят на автомагистралях (автобанах).

Разметка, помогающая водителям соблюдать дистанцию. Автомагистраль E20 в Дании.

Чего греха таить, я тоже регулярно не соблюдаю дистанцию. Но на автомагистралях, если не совершаю никаких маневров и не готовлюсь к ним, стараюсь ехать на расстоянии более 50 метров от впереди идущего автомобиля. Это вопрос не только безопасности, но комфорта. В такой ситуации вам не нужно точно копировать ускорения и замедления впереди идущего автомобиля, у вас есть пространство для сглаживания нездоровых маневров других участников движения.

Тише едешь, дальше будешь

Только не нужно понимать это буквально. В один прекрасный момент я понял, что в дальних поездках немного снизив скорость я значительно увеличиваю расстояние, которое могу пройти за день. Прежде всего это зависит от утомляемости, которая тем ниже, чем ниже скорость. Ну и заправляться приходится реже.

Очень забавно наблюдать, как тебя по 5-6 раз в день обгоняют одни и те же автомобили, двигающиеся на скоростях около 150 км/ч. При этом сам я в большинстве дальних поездок ставлю на круиз-контроле 108 км/ч. В таком случае я не должен контролировать скорость, выискивать камеры и нервно тормозить при предупреждениях навигатора. 

Ещё важно понимать, что чем выше максимальная скорость, тем больше её разница со средней. Стараетесь ехать 150 км/ч, получаете среднюю 120 км/ч. Стараетесь ехать 130 км/ч, получаете среднюю 110 км/ч. Стараетесь ехать 110 км/ч, получаете среднюю 105 км/ч. В итоге разница по времени получатся значительно меньше, чем может показаться при сухом сравнении максимальных скоростей.

Исключением здесь может стать новая платная автомагистраль М11 в Новгородской и Тверской областях. Там пока достаточно свободно, и выставив на круиз-контроле 150 км/ч, можно пройти все 330 км, снявшись с круиза буквально пару раз. Но и там я езжу 110 км/ч. 

Смотрите также

На «новгородском» участке дороги Зуево — Новая Ладога завершены работы по укладке асфальтового покрытия 6

В мае 2017 года «Ленавтодор» и «Новгородавтодор» заключили договор безвозмездного пользования 19-километровым участком трассы «Зуево — Новая Ладога». Несмотря на то, что данный участок находится на балансе Новгородской области, Ленинградская область выступила организатором его срочного ремонта.

Дефекты отремонтированных участков дороги Подберезье — Село Гора — Тесово-Нетыльский планируется устранить до конца мая 1

Вчера, 18 апреля, «Новгородавтодор» устроил прессе очередной показ участков, отремонтированных в прошлом году дорог. В этот раз представители государственного учреждения представили участок дороги Подберьзе — Село Гора — Тёсово-Нетыльский, входящей в опорную сеть региона.

Дороги Старорусского района: 60 км за 3 часа 10

Поводом для поездки стал участок дороги, который размыло в районе реки Каменка у деревни Кобякино Старорусского района. Если бы знал, что размытый участок станет наименьшей проблемой, не поехал бы.

Комментарии