Беспилотный транспорт — почему мы идём не туда

1.3K
6
Автор: Михаил Кривый
Четверг, 11 октября, 14:38

Давно хотел написать какой-то текст по поводу беспилотного транспорта и моего мнения по поводу неверного вектора развития отрасли. И тут прямо под руку «Ростелеком» пригласил на презентацию опытной зоны беспилотного транспортного средства в Сколково. Вот что из этого получилось...

Запуск опытной зоны беспилотного транспорта с использованием связи стандарта 5G.

Почему мы идём не туда?

На сегодняшний день разработчиков беспилотных автомобилей можно разделить на две большие группы.

Первая — это IT-компании, часть их которых вышла на рынок услуг такси. Это Uber в США, Hinomaru Kotsu в Японии, Яндекс-Такси в России и многие другие. Задача таких компаний — удешевить перевозки и сделать более рентабельным бизнес операторов такси. Их устраивает существующая транспортная система, им нужно просто избавиться от водителей.

Вторая — это производители традиционных автомобилей. Их задача — регулярно выдавать коммерчески успешный массовый продукт. В целом их тоже устраивает существующая транспортная система, они нашли своё место в ней. Инновационные разработки традиционных производителей тормозятся несколькими факторами, один из которых — консерватизм клиентов. Людям нужны автомобили привычной формы и привычного функционала. Разработки в области автоматического вождения этих компаний — это скорее адаптивный круиз-контроль и прочие ассистенты, нежели какой-то транспорт будущего.

Получается, что все разработки беспилотного транспорта направлены на увеличение прибыли ряда компаний. Это нормально и абсолютно справедливо. Но как же транспортная система будущего? Та самая, в которой не будет пробок и ДТП, в которой максимально быстро и предсказуемо можно добраться в любую точку мира? Решает ли бизнес эти проблемы?

Удешевление перевозок беспилотными автомобилями увеличит привлекательность личного транспорта и усугубит и без того сложную проблему с городскими пробками. Разрабатываемые сегодня беспилотники за городом будут эффективны лишь на хороших дорогах, но в случае непредвиденных ситуаций всё равно вынуждены будут переходить на «ручной режим» управления. А это значит, что нам не удастся убрать из беспилотного автомобиля такие ненужные вещи как руль и педали. В итоге всё вернётся обратно к автопилоту и ассистенту, которые сегодня и так уже существуют.

На фоне этого отечественные попытки создать беспилотный автомобиль для бездорожья выглядят особенно смешными. Как бы хорошо автомобиль не умел распознавать окружающую среду, без навигационной системы, которая построит маршрут из пункта А в пункт Б, в нём нет никакого смысла. 

Беспилотный челнок от КАМАЗа и НАМИ.

Но ситуация в корне меняется если беспилотный автомобиль оказывается в специально подготовленной и адаптированной инфраструктуре. Эффективность транспортного средства, которое может обмениваться данным с центром управления и другими участниками движения резко возрастает.

К счастью, постепенно приходит понимание того, что для беспилотного транспорта требуется специальная инфраструктура. В конце сентября в Сколково «Ростелеком», ФГУП «НАМИ» и Фонд «Сколково» запустили опытную зону беспилотного транспорта с использованием связи стандарта 5G в диапазоне 3.4-3.8 ГГц. Там на оборудовании Nokia был развернут небольшой опытный фрагмент сети связи стандарта 5G/IMT-2020.

Теоретически сеть стандарта 5G позволит автомобилям взаимодействовать с диспетчерской службой и между собой в режиме реального времени и без задержек, присущих существующим сотовым сетям. Это действительно важно.

Но есть одна проблема: для качественного покрытия и высокой надежности базовые станции придётся установить на каждый второй фонарь. Это огромные вложения в инфраструктуру, на фоне которых установка специальных датчиков в асфальт или даже строительство специальных дорог для беспилотного транспорта не выглядит такой уж дорогостоящей.

Получается, что для эффективной работы беспилотного транспорта всё же придётся строить специально адаптированные дороги. А эти дороги делают практически ненужными все работы, связанные с компьютерным зрением, которые наряду с законодательными ограничениями, наиболее сильно тормозят повсеместное внедрение беспилотного транспорта.

Говоря о беспилотном транспорте, эксплуатирующемся на базе подготовленной инфраструктуры, нельзя не вспомнить, что испытания беспилотных поездов проводились ещё в конце 1940-х годов. А сегодня беспилотные поезда эксплуатируются в Дубае (80 км), Ванкувере (68 км), Сингапуре (65 км), Лилле, Пусане, Париже, Токио, Шанхае и других городах. 

Идеальная транспортная система будущего?

В идеальном транспортном мире будущего понятие автомобиль настолько изменилось, что сам термин оказался не нужен. Челноки будущего не имеют руля и прочих органов управления, у них нет переда и зада, нет ремней безопасности. ДТП не существует, а все ускорения и торможения просчитываются заранее.

Ещё до начала поездки с точностью до долей секунды известно где и в какой момент будет находится челнок, в какую сторону, с какой скоростью и каким ускорением он будет двигаться. Этот маршрут вам по запросу выдали в едином диспетчерском центре с учётом движения остальных челноков.

Пробки будущего тоже существуют. На некоторых направлениях в часы пик вы вынуждены бронировать нитки графика сильно заранее. И да, они стоят денег. И чем выше спрос, тем они дороже.

Бывает так, что вы собрались в час пик в центр города, а в диспетчерской, с которой вы взаимодействуете через мобильное приложение, вам предлагают два варианта: один прямо сейчас, но через Калугу, что на 200 км дальше, а второй оптимальный по времени в пути, но ближайшая свободная нитка графика только через 3.5 часа. 

А вот беспилотный челнок покупать не обязательно. Вы можете «вызывать» такси или воспользоваться услугой каршеринга. Хотя, в таком будущем это одно и тоже. 

В случае серьезного дефицита ниток графика в городах могут появиться традиционные операторы общественного транспорта. Для своих транспортных капсул, рассчитанных на большое количество пассажиров, они получают нитки графика по контрактам с муниципалитетами. Их нитки забронированы на годы вперед. Также некоторые нитки графика всегда остаются забронированными для экстренных служб. 

Само собой понятия светофоров, разметки и пешеходных переходов не существует, а многоуровневые развязки нужны только в тех местах, где наблюдается постоянная нехватка ниток графика.

Первыми такую транспортную систему получат те, кто вложит основные средства не в развитие беспилотных автомобилей, а в развитие транспортной инфраструктуры. А пока таких желающих не очень много. Одним мешает консерватизм и крепкие лоббисты, другим — отсутствие денег.

В это время на Земле

На фоне всего вышесказанного сколковская презентация «Ростелекома» и ФГУП «НАМИ» выглядела как катание маленьких детей на радиоуправлямых автомобилях в парке. Знаете, есть такая забава в провинциальных городах и на курортах.

Может быть, посредством сети 5G бортовой компьютер челнока как-то и взаимодействовал с центром управления, находящемся в гараже по соседству. Может быть, там передавались данные полученные с камер, лидаров и прочих датчиков. Но по крутящемуся на парковке челноку такие выводы сделать нельзя было.

Беспилотный челнок от КАМАЗа и НАМИ в «Сколково».

КАМАЗ представлял двукратный победитель Ралли Дакар Фирдаус Кабиров.

На вполне конкретные вопросы по поводу устройства челноков и архитектуры программно-аппаратного комплекса на презентации никто ответить не смог. Зато всех с удовольсвием катали по парковке.

Смотрите также

Бум энергосервиса — очередная имитация деятельности, реальная экономия или способ заработать? 13

Последние несколько месяцев городские власти, администрации районов и сельских поселений по всей стране начали массово объявлять конкурсы на право заключения энергосервисных контрактов. Разбираемся, что это такое, зачем это муниципалитетам, и кто на этом пытается заработать.

Рациональный север: Как Архангельская область экономит на энергопотреблении 4

В Архангельской области чуть более десятка ясных дней в году, в среднем за последние три года выдалось 67 солнечных дней. Поэтому энергосбережение — одна из наиболее актуальных тем в этом регионе Северо-Запада, власти и предприятия озаботились вопросом, как сэкономить на электроэнергии.

Беспроводной мир русской усадьбы 5

Я долго не мог понять, почему в усадьбах Пушкинского музея-заповедника меня не покидает ощущение нахождения в Прибалтике или Финляндии. Что такого нерусского было в Михайловском, Тригорском или Бугрово? Сначала я всё сваливал на близость границ, ведь по прямой до Латвии там всего 60 километров. И только на обратном пути, выехав в сам посёлок Пушкинские горы, понял, что не хватает проводов и вышек с антеннами сотовой связи.

Комментарии