Салехард: жизнь в условиях вечной мерзлоты
Салехард — один из самых маленьких региональных центров в России, уступающий по населению лишь Анадырю и Нарьян-Мару. Более того, даже внутри Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Салехард лишь третий по величине город после Ноябрьска и Нового Уренгоя.
1. Чубынина — главная улица Салехарда.
Помимо размеров интересной особенностью является и административное устройство самого региона. ЯНАО вместе с Ханты-Мансийским автономным округом (ХМАО) являются частью Тюменской области.
Чтобы понять Салехард, нужно знать одну простую вещь — большая часть российского газа добывается в ЯНАО. Основным добытчиком газа в регионе является «Газпром», на долю которого приходится примерно 90% всей добычи в округе. А вот добычу нефти и газового конденсата ведут более 30 предприятий, среди которых дочерние компании «Газпромнефти» и «Роснефти».
Обычно, когда я показываю города, то начинаю с основных достопримечательностей. Но в случае Салехарда начать хотелось бы с главной его особенности — жизни на вечной мерзлоте.
2. Все дома в Салехарде построены на сваях. Первые этажи обычно находятся на том месте, где у нас располагаются вторые. Ground floor — это вообще не про Салехард.
3. Вот так выглядят новостройки в микрорайоне «Ямальский».
4. В основании недостроенного дома видны сваи.
Все сооружения в зоне вечной мерзлоты приходится строить с тщательным учетом свойств замерзших грунтов. Жилые дома, промышленные здания, трубопроводы и дороги могут нагревать грунт и тем самым вызывать оттаивание мерзлоты, которое ведет к осадке фундаментов и разрушению стоящих на них зданий.
Для того, чтобы предохранить здания от разрушения, их ставят над землей на железобетонных сваях. Сами сваи забивают в мерзлый грунт, что придает им повышенную прочность. Между землей и зданиями остается пустое пространство для естественной вентиляции, которая сохраняет многолетнюю мерзлоту.
5. На одном из последних этапов строительства пространство под домом закрывают. Для этого используют разные материалы, последнее время все чаще дешевый профлист.
7. Через вентиляционные отверстия можно заглянуть под дом. Там в основании бетонная плита, скорее всего отделочного характера, и тепловые трубки.
8. Требования доступности среды никто не отменял. В этом доме заботу имитируют подъемниками.
9. В других домах используют пандусы.
Новостройки в Салехарде разные, но основная масса — монолит-кирпич. Облицовка тоже разная — фасадные алюминиевые композитные панели, керамогранит, ламинированная фанера и т.п.
10. Детская площадка в соседнем дворе. У каждого подъезда огромный пандус.
11. Район новый, но под домами уже помойка. Доступ свободный. Здесь сваи дополнительно зашиты листами оцинковки.
12. Коммуникации дополнительно утеплены и имеют электрический подогрев.
13. Вот так это выглядит снаружи. Парковку решили не асфальтировать. Она почти весь год всё равно под снегом.
Машин на парковке почти нет, как, впрочем, и людей в городе. Причина проста — все в «Адлере». Местные обижались на такой собирательный термин, но сути это не отменяет. Отпуск в районах крайнего севера не менее 52 дней. Почти все его берут летом и уезжают на «большую землю».
14. Новостройка на улице Республики. Здесь сваи объединены ростверком, и в основе дома массивные колонны.
15. Ковры — это какая-то местная фишка.
Почти везде на первых этажах располагаются офисы жилищных и ресурсных организаций, всякого рода комитеты и отделы по работе с населением. Бизнеса почти нет.
В Салехарде почти нет кафе и ресторанов, для нас это была проблема. Зато очень много различных служб доставки еды. В итоге мы спасались одной бургерной на Чубынина и доставкой пиццы и суши.
Ещё в Салехарде практически полностью отсутствуют федеральные сети. Их бизнес построен на автотранспортной логистике, которой в Салехарде нет ввиду отсутствия дорог с большой земли.
Причём отсутствует не только продуктовый ритейл, но и любые другие сети. Из того, что встретилось — одно турагентство и один небольшой магазинчик сети, специализирующейся на продаже услуг сотовых операторов. А вот сотовые операторы представлены полностью: Мегафон, МТС, Билайн, Tele2. Помимо большой четверки в регионе работает уральский Мотив, который закрывает не только крупные населенные пункты и месторождения, но и некоторые небольшие отдаленные сёла.
16. Лестницы Салехарда.
Ещё одна особенность Салехарда — низкое качество строительных работ. Да, климат непростой, но для «нефтескважинска» всё равно непростительно. Один из самых распространенных дефектов — выкрошившийся бетон.
17. Относительно новый дом, а всё уже рассыпается. Проблема здесь не столько в морозах, сколько в нарушении технологии. Думаю, что это связано с высокими темпами строительства и короткими сезонами.
18. Набережная у нового речного порта.
Виновата вечная мерзлота? Скорее всего нет. Проблема более глобальная — сжатые сроки и несвоевременное финансирование. Смешанный со снегом и льдом песок просто не успели нормально уплотнить. У нас такое сплошь и рядом. Деньги строители получают в конце лета или начале осени, после чего в авральном режиме работают зимой. В итоге им приходится справляться не только с климатом, но и компенсировать летний простой. В результате не только проблемы с качеством, но и удорожание.
19. Новый речной порт. Это не Обь, это её приток — река Полуй. Здание, мягко говоря, спорное. Как, впрочем, и вся архитектура в Салехарде.
20. Понаблюдали за прибытием теплохода «Ямал». Он единственный в Обь-Иртышском бассейне, отвечающий разряду плавания «М» (морской). Теплоход был построен в 2009 году для пассажирских перевозок по маршруту Салехард — Новый Порт — Антипаюта — Салехард. Но на этом маршруте судно проработало недолго, почти сразу его переоборудовали под круизы. Где сейчас работает не совсем понятно. Принадлежит ЯНАО.
21. Вид в сторону Оби и Лабытнанги от нового речного порта.
22. Расписание в речном порту.
23. Ряпушка идёт.
24. Старый речной порт находится в районе Обдорского острога. Он не такой пафосный, но зато более живой. Да и русло реки Полуй тут более выраженное.
25. Сухой док в старом речному порту.
Наш визит в Салехард совпал с приходом невероятной жары. Все три дня температура в городе поднималась выше 30°C. Несколькими днями ранее, в горах Полярного Урала, было сильно прохладнее. Там благодаря специальной одежде мы легко справлялись с мошкой, комарами и слепнями. В Салехарде при такой жаре носить защитную одежду было просто невозможно, и мы сильно страдали от мошки. Она не столько кусала, сколько залетала в глаза, рот и нос. Мы обливались каким-то особенным местным репеллентом с запахом ванили и это ненадолго спасало. Никакие проверенные на новгородчине и в Финляндии варианты в Салехарде не работали.
26. Улица Чубынина. Даже не знаю как это назвать. Больше всего такие рисунки мне напоминают советскую мозаику. По центру атомный ледоход «Ямал», справа виды Полярного Урала осенью.
27. А слева мамонт.
Тема мамонтов сильно развита на всём севере, но Салехард — это особенный случай. В 2007 году на полуострове Ямал была найдена идеально сохранившаяся тушка шерстистого мамонтёнка. Находку назвали в честь жены оленевода, который её нашел. Про мамонтёнка Любу телеканал National Geographic снял научно-популярный фильм «Пробуждение мамонтёнка».
28. В музейно-выставочном комплексе имени Шемановского мы сначала залипли на фильме про мамонтёнка, а потом и на экспозиции. Обычно в поездках я музеи игнорирую, но тут очень удачно зашли. Про архитектуру я писал выше.
29. Рядом с музеем странный культурно-деловой центр 2008 года постройки. На афишах Райкин и «Чиж и Ко».
30. Остановка напротив.
31. Сразу за музеем, рынком и концертным залом строят набережную реки Шайтанки. Судя по всему начали настолько давно, что рассыпаться всё начало до того, как достроили.
32. Тут же установлена стела «80 лет ЯНАО». Бетон сыпется, плитка отваливается. Сам будущий парк представляет из себя или кусты, или песчаный пляж.
33. На другом берегу Шайтанки типичный «нефтескважинск». По центру здание администрация ЯНАО.
34. Слева от него недостроенное административное здание.
В городе прямо ощущается, что жирные годы закончились, и все стройки встали. Когда мы поднимали эту тему в разговорах, нас пытались убедить в обратном. Ссылались на сезон отпусков: мол все вернутся, и стройки продолжатся.
35. Справа от здания администрации находится гостиница «Юрибей».
36. Ещё правее строится физкультурно-оздоровительный комплекс. Говорят, что все металлоконструкции собрали за сезон. За три дня на объекте мы не увидели ни одного строителя.
37. Выглядит как типичный туркострой из 1990-х.
38. А это будущий парк на набережной Шайтанки. Все закрыто высоким забором — стройка.
39. Антуража добавляет информационный стенд, рассказывающий о строительстве парка. Такое впечатление, что его поставили лет десять назад.
40. Фонтан у здания администрации в жаркий день притягивает большое количество местных жителей. Наверняка это единственный фонтан в мире, расположенный на полярном круге.
41. Газон на вечной мерзлоте?
42. Сразу за зданием администрации построили парк Победы. Это конечно не парк, а скорее мемориал. Не покидает ощущение, что ты находишься на кладбище.
43. В центральной части находится большой Пантеон. Его фальш-стены зашиты керамогранитом и просвечиваются насквозь. Всё это выглядит как временные декорации и весь парк отдает фальшью.
44 Имитация лепнины с позолотой поверх керамогранита выглядит очень странно.
45. Обширная и ровная пешеходная зона привлекает сюда любителей покататься на гироскутерах, самокатах и велосипедах.
46 Мост «Факел» через Шайтанку. В народе его прозвали менее пафосно —«Ноги».
Летом верхний тонкий слой почвы и грунта здесь оттаивает примерно на 20 см. Образующаяся при этом влага либо поглощается растениями либо просто стекает. Вечная мерзлота образует водонепроницаемый слой, из-за чего реки часто выходят из берегов даже после небольших дождей.
Летом верхние талые слои грунта оказываются наполненными водой. Вследствие этого в зоне многолетней мерзлоты широко распространены процессы заболачивания.
47. В детских садах строят суровые детские площадки на дощатом основании.
48. Выглядит очень брутально.
49. Тут должна быть шутка про челябинских детей. Но Челябинск — это самый юг Урала, а Салехард — самый север.
Для понимания: в России 60-65% территории — это районы вечной мерзлоты. На севере Ямала толщина слоя вечной мерзлоты достигает 400 метров, а его температура опускается ниже -8°C.
50. В городе много бараков. По ощущениям, они занимают 2/3 площади.
51. Коммерческой наружной рекламы очень мало. Почти везде социалка. На некоторых плакатах изображен будущий мост через Обь.
53. Почти везде хорошие дороги. Наверняка жители Салехарда со мной не согласятся. Но это от того, что они не ездили по районам Новгородской, Псковской, Вологодской и Ивановской областей.
54. Жители ЯНАО выбирают губернатора Тюменской области.
Общественный транспорт
55. Общественный транспорт представлен пятью маршрутами. Работает несколько автобусов большой вместимости, один МАЗ средних размеров и с десяток микроавтобусов. Автобус на фото оформлен под атомный ледокол «Ямал».
Мы передвигались по городу исключительно на общественном транспорте. Яндекс-Карты строят маршрут с учетом общественного транспорта, а приложение «Яндекс.Транспорт» ещё и показывает автобусы в реальном времени.
Достопримечательности
Обдорский острог — единственное место, которое можно хоть как-то назвать «исторической достопримечательностью».
56. Архитектурный комплекс, воспроизводящий облик форпоста российского государства в Обдорском крае в XVII веке. Построен с нуля совсем недавно.
Обдорский острог — одно из первых русских поселений, основанных на территории Сибири. Его заложили казаки в 1593 году. Считается, что именно он положил начало современному Салехарду.
57. Ничего интересного, особенно для нас, избалованных деревянным зодчеством Севера и Северо-Запада России.
58. Зато отличные виды с возвышенности. Там за Обью Полярный Урал.
59. Храм святых Петра и Павла 1894 года постройки. Хотелось бы посмотреть на его фотографии столетней давности. Изначально церковь была без штукатурки и с другой колокольней. Все башни снесли в советские время и позже построили их заново.
В целом Салехард произвел хорошее впечатление. Он не создал ощущение рабочего посёлка, в который приезжают на пару лет, чтобы заработать денег. И ощущения «нефтескважинска», в котором не знают на что ещё потратить деньги, он тоже не создал.
Смотрите также
Крымский мост: обычное сооружение, ставшее символом развития инфраструктуры России 29
Последние два года из каждого утюга нам говорят, что Крымский мост — это уникальный проект отечественного инфраструктурного строительства. Я согласен с этим утверждением, но лишь отчасти.
Беспилотный транспорт — почему мы идём не туда 8
Давно хотел написать какой-то текст по поводу беспилотного транспорта и моего мнения по поводу неверного вектора развития отрасли. И тут прямо под руку «Ростелеком» пригласил на презентацию опытной зоны беспилотного транспортного средства в Сколково. Вот что из этого получилось...
Бум энергосервиса — очередная имитация деятельности, реальная экономия или способ заработать? 13
Последние несколько месяцев городские власти, администрации районов и сельских поселений по всей стране начали массово объявлять конкурсы на право заключения энергосервисных контрактов. Разбираемся, что это такое, зачем это муниципалитетам, и кто на этом пытается заработать.
Комментарии