Холостое обсуждение областного бюджета

4.3K
6
Автор: Александр Басун
Вторник, 20 ноября, 12:27

На прошлой неделе в Великом Новгороде прошли публичные слушания по проекту областного бюджета на 2019 и плановый период 2020 и 2021 года. За полтора часа обсуждений главного финансового документа региона в зале областной филармонии можно было услышать не только про неэффективное расходование средств, но и про технологию укладки асфальта. Дошло до того, что один из членов комиссии и вовсе чуть заочно не похоронил Михаила Прусака.

Ежегодно проект областного бюджета защищает министр финансов Новгородской области Елена Солдатова. В этом году её выступление о доходах и расходах региона на следующий год сопровождалось чем-то «красненьким с цифрами»: участники сразу же сказали, что на двух телевизорах даже с первых рядов не было видно информации. «Не видно? А я распечатал», — довольно ответил депутат областной думы Анатолий Федотов.

Чтобы уложиться в регламент, региональный министр финансов кратко представила бюджет, несколько раз её выступление перебивалось непонятным свистом из колонок и рингтонами мобильных телефонов. По её мнению, она не волновалась, но из-за пауз, коллегам всё же пришлось налить ей стакан воды.

Кому всё это было интересно?

Практически никому. В зале было не больше 40 человек. На публичные слушания пришли министры с подчинёнными, в первых рядах традиционно сидели Анна и Ксения Черепановы, Ксения Сергеева, журналист Александр Власов, несколько пенсионеров и общественников. Даже комиссия была не в полном составе: не пришёл вице-губернатор Максим Владимиров.

По словам Евгения Богданова, у власти не было цели нагнать чиновников, поэтому на встречу целенаправленно приглашали министров, так как «они знают глубже вопросы», чем заместители председателя правительства. Многие присутствующие не выпускали телефоны из рук, кто-то из участников встречи делал пометки в блокнотах. Одна из министров и вовсе решила, что публичные слушания — лучшее место для чтения книги по тайм-менеджменту.

Людей, которых действительно волновал проект областного бюджета, можно было пересчитать на пальцах. В целом изменения, которые они предлагали, кочуют на публичных слушаниях из года в год.

Против чего именно они выступали?

Как и обычно: против финансирования медиахолдинга «Агентство информационных коммуникаций», туристического офиса «Русь Новгородская», «Агентства развития Новгородской области», а также трат на ряд других статей. Чиновников по-прежнему упрекали в профнепригодности.

370 млн рублей мы можем безболезненно сократить только на зарплатах чиновников

Председатель регионального отделения «Яблока» и кандидат в мэры Великого Новгорода Анна Черепанова убеждена, что в регионе существуют несправедливые бюджетные отношения. Она заявила, что Великий Новгород — локомотив экономического развития Новгородской области — лишён доходной базы для развития и роста, а потому превратился в «побирушку и выпрашивает свои же деньги у президента России и губернатора».

— В 2017 году объём налоговых поступлений с территории Великого Новгорода в бюджеты всех уровней составил 17,2 миллиарда рублей. Из них 5,3 миллиарда поступили в федеральный бюджет, 10,6 миллиарда — в областной и только 1,3 миллиарда рублей остались в бюджете, — подчеркнула депутат городской думы. — В последние годы бюджет города исполнялся с дефицитом, до недавнего времени он покрывался кредитами коммерческих банков. Сейчас достигнут критический уровень муниципального долга, и привлечение кредитов невозможно. Остаётся два пути: увеличивать доходы или дальше резать расходы. Городская власть шла по второму пути. Дошли до того, что не исполняются обязательства по судебным решениям.

Кандидат в мэры уверена, что в бюджете областного центра есть резервы для сокращения непроизводительных расходов и бюрократии, но они на порядок меньше объёма, который необходим для финансирования даже текущих потребностей. 

Анна Черепанова продолжила настаивать на том, что Великий Новгород должен получать больше налогов в казну и предложила увеличить с 15 до 50% долю НДФЛ, поступающих в бюджет областного центра, что позволит дополнительно получить 2 млрд рублей в год. Эту инициативу она уже внесла на рассмотрение в городскую думу.

— Наши оппоненты заявляют, что 4,25 миллиарда рублей, которые собираются с Великого Новгорода и зачисляются в областной бюджет, направляются на дотации депрессивным районам. Я ответственно заявляю, что это спекуляция, которая не имеет отношения к действительности, но, к сожалению, давно тиражируется чиновниками и пропагандистами. На самом деле все дотации районам, поселениям и субсидии на оплату коммунальных услуг составят 1,5 миллиарда рублей, — рассказала новгородка.

В частности, она предложила отменить налоговые льготы для сверхприбыльных предприятий, в первую очередь для ПАО «Акрон»: предприятие должно платить налоги в полном объёме по тем ставкам, которые утверждены законодательством. Кандидат в мэры отметила, что налоговая нагрузка «Акрона» составляет всего 4%, отмена льгот позволит получить бюджету Новгородской области примерно 800 млн рублей. «Я думаю, что доля «Акрона» в этой сумме очень большая», — сказала Черепанова.

Анна Черепанова

Также, по её мнению, необходимо сокращать издержки на бюрократию, провести аудит, оптимизировать численность чиновников, ликвидировать автопарк правительства, туристический офис «Русь Новгородская», «Агентство развития Новгородской области», перестать содержать резиденцию «Шарматово» и обнулить расходы на освещение деятельности власти в СМИ, так как она превращается в «дурной пиар». На всё это выделяется не менее 200 млн рублей.

— У губернатора Сергея Митина, которого мы критиковали, расходы на зарплаты чиновников составляли 723 миллиона рублей в год, сотрудников казённых учреждений — 724 миллиона рублей. В проекте бюджета, который мы сегодня обсуждаем, 827 и 993 млн рублей. То есть 370 млн рублей мы можем безболезненно сократить только на зарплатах чиновников, — предложила руководитель реготделения «Яблока». — На государственные СМИ тратится 102 миллиона рублей. Эти расходы можно сократить в половину, отпустив в свободное плавание «Новгородские ведомости», «53 новости» и передав газеты на районный уровень.

Коснулась она и темы в отношении ТК «Новгородская». Власть неоднократно критиковали за неэффективные расходы, требовали проводить аудит тарифов и предприятия, но из бюджета по-прежнему выделяется субсидия в размере 700 млн рублей.

— Вот вам и искомые два миллиарда рублей. Брать их надо не из городского бюджета, а смотреть на собственные расходы и их сокращать. Есть поддержка городу в виде субсидий на дороги, строительство детских садов. Если будут пересмотрены отношения, и город получит два миллиарда рублей, он будет готов отказаться от региональных субсидий. Пускай они уйдут в районы. Конечно, для того чтобы бюджет развивался, нужно пересматривать отношения между бюджетами. Если мы будем поддерживать их на таком же уровне, ничего у нас не получится, — подытожила Анна Черепанова.

Всё делается для того, чтобы максимально затруднить работу над бюджетом специалистам

Председатель общественной организации «Региональный центр прав человека» Ксения Черепанова первым делом напомнила о том, что главный финансовый документ региона публикуется в неудобной форме и не предназначен для обработки числовой информации.

— Всё делается для того, чтобы максимально затруднить работу над бюджетом специалистам. Такая информация не может быть расшифрована. Это сотни страниц, таблиц, и цифр. Даже презентация — с первого ряда мелкие цифры не видны. Это делается намеренно либо непрофессионально, — подчеркнула она, добавив, что на сайте областного минфина ей не удалось найти документов, которые бы позволили оценить обоснованность подготовки проекта бюджета.

В обсуждаемом участниками проекте бюджета ни один из чиновников, как считает Ксения Черепанова, не может и не объясняет причину снижения расходов по национальной экономике, ЖКХ и здравоохранению, однако власти продолжают тратить миллионы на госпрограмму повышения эффективности бюджетных расходов. По её результатам, конечно, никто не отчитывается. Кроме того, она затронула и недавно обсуждаемую тему об урезании нормы жилплощади для детей-сирот.

— Им из 28 квадратных метров урезали до 18 кватратных метров. Мне звонят строители и говорят: «Мы можем построить такие конурки, но как людям в глаза будем смотреть?» И всё это под маркой того, что нам нужно сокращать бюджетные расходы. Может в других направлениях посмотрим? — заявила новгородская общественница.

Несмотря на внесение предложений, иллюзий она не питала, зная, что власть никаких предложений новгородцев учитывать не будет, а примет и внесёт в том виде, в котором он представлен.

Бывший мэр Боровичей Александр Костюхин выступил с достаточно размытой, но прогрессивной критикой: поставив на трибуну свой планшет, он назвал проект бюджета антинародным и стал говорить о возможном распиливании бюджетных средств. После экс-чиновник прочитал участникам слушаний лекцию про время его работы на посту мэра, успешно созданный автобусный парк в Боровичах и технологию укладки асфальта. Министр транспорта и дорожного хозяйства Станислав Шульцев в этот момент заулыбался, но от телефона всё же отвлёкся. Ближе к концу выступления Костюхин вернулся к обсуждению документа

— Складывается впечатление, что при новом губернаторе наша область не только не бежит в два раза быстрее, о чём губернатор говорил в интервью, но и планомерно покатилась вниз, — сказал бывший мэр Боровичей.

Долой стыд

Ксения Сергеева

«Долой стыд!» — такое название сразу же дала проекту бюджета на 2019-2021 года новгородка Ксения Сергеева. Посмотрев документ, она осталась недовольна тем, что на заместителей губернатора Андрея Никитина планируется потратить 29,5 млн рублей, а на прочие государственные областные учреждения — 229 млн рублей. Не устроил её и размер содержания председателя областной думы Елены Писаревой.

— У нас что с губернатором случилось, что он так не справляется, и ему нужна такая большая группа заместителей. Он планирует расходовать на себя четыре миллиона рублей, это тоже много, — заявила Ксения Сергеева. — 229 миллионов рублей — это что? Это дикие суммы, которые идут на содержание чиновников. По затратам налогоплательщики должны ходить по идеальным дорогам, ездить на экологически чистом общественном транспорте и не сидеть в диких очередях в семь утра в поликлиниках, чтобы достать ребёнку талончик к врачу. У нас нет общественного транспорта, проблемы с образованием и здравоохранением. Постоянные жалобы жителей на поборы. Не бывает никакого социально-ориентированного бюджета при вице-губернаторе, которая вносит законопроект об урезании метров детям-сиротам.

После публичных слушаний проект бюджета будет утверждаться на областной думе, поэтому, не надеясь на чиновников, Сергеева призвала депутатов «присмотреться к стране, тенденциям и настроениям населения».

— Вы задумайтесь, пожалуйста, вы-то здесь живёте. Такие бюджеты уничтожают Новгородскую область. Может заградотряды будете ставить, чтобы люди не уезжали? Но они уедут, лесами уйдут. Нельзя такой бюджет принимать. Рекомендовала бы областной думе при подготовке к отчёту губернатора, предложить ему подумать об отставке. Мне кажется, человек немного не справляется, — пояснила общественница.

ловлю вас на слове

После криктики чиновникам начали поступать вопросы и предложения из зала. Основная часть участников жаловались на личные проблемы: о льготах, пенсиях, компенсировании средств за покупку единого социального билета и зубопротезирование. Но в ответ получали лишь дежурную фразу «деньги предусмотрены». Люди вновь спросили и про деньги для переселения граждан из аварийного жилья. Их в областном бюджете и вовсе нет, так как пока они не предусмотрены и в федеральном бюджете.

Кандидат в Государственную думу Елена Михайлова вернулась к теме финансирования ОГАУ «АИК», предложив разыгрывать выделяемые медиахолдингу деньги на торгах.

— Я уверяю вас, что и среди талантливых одарённых работников «Агентства информационных комуникаций», и других изданий найдутся силы, которые расскажут о работе правительства ярко и интересно. Я предлагаю прописать в техническом задании для медиаосвещения деятельности власти высокий процент новгородского контента. Сегодня «Новгородское областное телевидение» в попытке круглосуточного вещания закупает сериалы не самые лучшие и транслирует их, а новгородского контента там кот наплакал, — подчеркнула политик.

После недавнего пожара в Окуловке, она не увидела активности со стороны «Комплексного центра социального обслуживания населения» и предложила передать выделяемые ему деньги в частно-государственное партнёрство или в адрес общественных организаций.

Одно из предложений прозвучало в адрес межбюджетных отношений между федерацией и субъектами. По словам одного из участников, в стране возник «явный перекос», когда Москва может себе позволить «игрушки» в виде парка «Зарядье». Мужчина предложил областной думе выйти с законодательной инициативой по этому вопросу.

— Я давно депутат. За то время пока я был областным и городским депутатом очень сильно менялась налоговая база: НДС переходит то в региональный, то в местные бюджеты. Акцизы то туда, то сюда. Наш комитет входит в парламентскую ассоциацию Северо-Запада. Все кроме Санкт-Петербурга и Ленинградской области задают такие же вопросы, что и вы, — ответил ему депутат областной думы Анатолий Федотов. — Мы считаем, что больше денег должно оставаться в области. Я на ассоциации ещё раз выйду с этим вопросом. Вот когда Михаил Прусак был, чуть не сказал «Царство небесное», дай Бог ему здоровья, тогда совершенно другая была база. Он говорил: «Моя мечта, чтобы у нас в бюджете было 30 миллиардов». У нас сейчас такая сумма, а счастья нет.

Ещё одно предложение поступило в адрес зампредседателя правительства Евгения Богданова. В частности, речь шла о том, чтобы сократить половину вице-губернаторов, в том числе и его.

— Может и можно ликвидировать. Я ваше предложение зафиксирую, может быть, даже поддержу. Выйдите с инициативой к губернатору. Я найду себе применение, — заявил чиновник.

Последним несколько вопросов задал журналист Александр Власов.Чтобы прочувствовать его выступление в полной мере, мы рекомендуем его прослушать.

Проект бюджета Новгородской области на 2019 и плановый период 2020 и 2021 года региональный парламент рассмотрит 21 ноября. Будут ли после публичных слушаний внесены поправки — вопрос риторический.

Из доклада по бюджету

Тезисы из выступления министра финансов Новгородской области Елены Солдатовой:

  • Рост доходов в бюджете возможен, только если будет расти налоговая база, привлекаться инвестиции, увеличиваться количество предприятий, более качественно собираться налоги;
  • Основные расходы бюджета лягут на выполнение «майского указа» президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» *;
  • Доходы бюджета составят 27,6 млрд. рублей, расходы — 27,9 млрд рубей. Дефецит бюджета, который носит «технический характер» составит 339 млн рублей;
  • Государственный долг Новгородской области на 1 января 2019 года составит 15,7 млн рублей;
  • На образование потратят 6,1 млрд рублей, социальную политику — 8,6 млрд рублей, здравоохранение — 1,9 млрд рублей,
  • В полном объёме обеспечены социально-значимые и первоочередные расходы, в том числе повышение оплаты труда. На прогнозный уровень инфляции в 4,3% проиндексированы все нормативные публичные обязательства. На это дополнительно направили 62 млн рублей;
  • На расходы по оплате труда работников бюджетной сферы (врачей, учителей, работники культуры, социальных работников) дополнительно направят 380 млн рублей, для тех, кто не попадает под указы президента, — 69 млн рублей.
  • С нового года размер МРОТ в бюджетных организациях поднимут до 11 тысяч 280 рублей;
  • В 2018 году половина налогов по УСН передано муниципальным образованиям, и это дало положительные результаты. Районы выполняют планы, а власти продолжат ежегодно передавать им ещё по 10%. К концу 2021 года будет перечисляться 80% налогов;
  • Из-за изменений в Налоговом кодексе РФ с 1 января 2019 года движимое имущество не будет облагаться налогом, что считается «большим плюсом» для организаций и бизнеса, но выпадающие доходы составят 752 млн рублей. Хотя 339 млн рублей региону компенсируют из федерального бюджета;
  • Для индексации расходов на ЖКХ и проведение мероприятий по достоверному учёту энергоресурсов выделят 67 млн рублей;
  • Дорожный фонд составит 3,2 млрд рублей. C нового года суммы по штрафам за нарушение ПДД будут зачисляться непосредственно в дорожный фонд региона, раньше их могли распределить на другие расходы.

*Указ направлен на обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, повышение продолжительности жизни граждан, повышения зарплат и пенсий выше уровня инфляции, снижение в два раза уровня бедности, улучшение жилищных условий не менее чем 5 млн семей ежегодно и вхождение России в пятёрку крупнейших экономик мира.

Смотрите также

Москва поддержит новгородский бюджет скромными дотациями и субсидиями 12

24 ноября Государственная Дума приняла в третьем окончательном чтении федеральный бюджет на 2018 год. Стало понятно, на какую финансовую помощь могут рассчитывать регионы России, в том числе и Новгородская область.

Бюджет Новгородской области на 2018 год — бюджет против всех 15

Правительство Новгородской области не справляется с экономическими вызовами. Ответом на падение собственных доходов бюджета станет драматическое сокращение расходов на экономическое развитие и социальные статьи. В плюсе только губернатор Андрей Никитин, чиновники и бюрократические структуры - расходы на содержание аппарата возрастут.

«Голос» подозревает губернатора Никитина в теневом финансировании услуг политконсультантов 8

В конце октября Избирком Новгородской области опубликовал итоговые финансовые отчеты кандидатов на выборах губернатора. Не стало неожиданностью, что самый большой избирательный фонд сформировал кандидат от «Единой России», а ныне губернатор Андрей Никитин. Размер фонда составил 15 миллионов 470 тысяч рублей. Но все ли расходы Андрей Никитин, как того требует закон, оплатил со своего избирательного счета?

Комментарии