Двенадцать. Из истории башен новгородского Детинца

17.2K
6
Автор: Бутик экскурсий «Здесь был Рюрик»
26 декабря 2018 года, 14:01

Пожалуй, немногие достопримечательности Великого Новгорода могут соперничать по узнаваемости с кремлём (точнее, Детинцем). Ну а «лицом» Детинца можно считать его башни. У каждой из них есть своя «изюминка», а некоторые, увы, не дошли до нашего времени. И да, скажем сразу – Александр Невский и его ратники не всматривались вдаль с Кокуя или другой ныне существующей башни в ожидании каких-нибудь псов-рыцарей. Знакомый нам Детинец построили уже после утраты Новгородом независимости.

Новгородский кремль. Фото: Сергей Веселов

Предшественниками нынешних башен Детинца были ворота в тогда ещё деревянных крепостных стенах. К ним в древности подходили главные улицы Софийской стороны: Великая, Чудинцева, Прусская и Пробойная. Попасть в крепость можно было и с Великого моста. На расположенных напротив моста воротах появилась первая каменная постройка новгородской крепости – надвратная церковь Положения ризы и пояса Пречистой Богородицы. Её построили в 1195 году. Поэтому стоявшая там позднее башня называлась Пречистенской. Сейчас такое же имя носит ведущая к Волхову арка кремля.

Пречистенская арка

Строительство каменного Детинца началось в начале XIV века. С нашими «западными партнёрами» ухо приходилось держать востро – при случае они были не прочь променять выгоды мирной торговли на военную добычу. Да и на других «фронтах» не всегда было спокойно. Так что выстраивать внешнюю политику было комфортнее, сидя за каменными крепостными стенами, – мало ли что.

Закладка в Новгороде каменного Детинца в 1302 году. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века.

Возможно, первые каменные башни появились вместе с надвратными церквями, построенными на рубеже XIII-XIV веков. Сооружение каменной крепости было делом непростым и недешёвым даже для богатого Великого Новгорода. Но новгородцы не сдавались, и к середине XV века довели задуманное до конца. Но в 1478 году пришёл великий князь Иван III и всё порушил. Сделал он это не из вредности и не для того, чтобы сделать новгородцам что-то неприятное. Просто в ту эпоху уже вовсю развивалось огнестрельное оружие. А вот крепости устаревали примерно с такой же скоростью. И такая вновь приобретённая Москвой жемчужина должна была иметь достойное обрамление.

Новгородский Детинец в конце XV века. Реконструкция А. В. Воробьёва

Материал подготовлен на основе одной из тематически экскурсий по Великому Новгороду.

Вот тогда, в конце XV века, и появились привычные нам стены и башни новгородского Детинца (некоторые, правда, обрели свой нынешний облик позже, другие и вовсе не сохранились). На основе старой крепости по повелению великого князя построили новую. Похоже, при этом не обошлось без «итальянского следа» – некоторые архитектурные элементы Детинца до боли напоминают такие же у его далёких европейских собратьев. Например, двурогие зубцы на стенах в виде «ласточкиных хвостов».

Кастельвеккьо, Верона, XIV в. © Hans Weingartz (Wikipedia)

Давайте пройдёмся от башни к башне и узнаем, что было интересного в их истории и чем они отличались друг от друга. Начнём с Воскресенской арки, через которую сейчас можно попасть в кремль с площади.

Воскресенская арка

Когда-то этот вход в крепость выглядел совсем иначе. Нетрудно догадаться, что на месте нынешней арки стояла башня. Правда, сначала в 1296 году над воротами построили церковь Воскресения Христова. Практичные новгородцы надеялись, что их благочестивый поступок будет вознаграждён Небесами – храм они возвели, чтобы «Бог пособил немец новгородцам побить и город Корелу разграбить». Позднее рядом с церковью появилась башня, построенная заново на старом основании при Иване III. Внешне она походила на нынешнюю Спасскую, но была больше. Меньше чем через век Воскресенская башня уже находилась в аварийном состоянии, а в 1745 году её и вовсе разобрали из-за угрозы обрушения. На месте появившегося пролома в стене в 1820 году появилась знакомая нам арка. В стене рядом с аркой (чуть севернее неё) сохранилась ещё одна «достопримечательность» – древний туалет. «Удобства» представляют собой небольшое помещение размерами примерно полтора на два метра с каменным рундуком, сливом и вентиляцией. Располагается туалет примерно на двухметровой высоте, и попасть в него можно было по деревянному крыльцу.

То самое место, где располагался древний туалет

Две следующие башни внешне выбиваются из общего ряда – они «круглые». И обе примыкали к резиденции новгородских архиепископов и митрополитов (Владычному двору). Вероятно, поэтому с лёгкой руки новгородских краеведов одна из «круглых» башен в XIX веке стала называться Митрополичьей. В XVII веке она именовалась «круглой», «красной круглой» (в отличие от других башен, её никогда не белили), «круглой против митрополичьего двора».

Митрополичья башня

Схожая ситуация и с названием её соседки – Фёдоровской башни. В прежние времена она фигурировала в документах как «круглая подле Митрополича саду» или «круглая подле часов» (где-то рядом с ней стоял «столп» с часами-курантами). Нынешнее название связано в древней надвратной Фёдоровской церковью. Её построили примерно в той же части крепости в 1233 году (скорее всего, в память об умершем княжиче Фёдоре, брате Александра Невского). Внутри Фёдоровской башни сохранились отметки каких-то супостатов – в бойницах на обмазке они процарапали надписи готическим шрифтом и рисунки. Скорее всего, это дело рук захвативших в 1611 году Новгород шведов. А в конце XIX века башня чуть было не стала водонапорной. Для этих целей её хотели приспособить военные при устройстве водопровода в казармах и лазарете. Но что-то пошло не так, и новую жизнь древняя башня не обрела.

Фёдоровская башня

В 1660-е годы обе «круглые» башни немного «подросли» за счёт бревенчатых надстроек высотой чуть больше человеческого роста. Скорее всего, это были «обламы» - нависающие над стенами бойницы. Из них можно было «шмальнуть» по слишком близко подобравшемуся неприятелю или облить его кипящей смолой (а может, и какой-нибудь другой неприятной субстанцией).

Обламы на Алексеевской (Белой) башне Окольного города. Реконструкция Л. Е. Красноречьева

Следующая башня успела за свою историю побывать и Владимирской, и Никольской. Владимирской – опять же, по названию надвратной церкви, Никольской – из-за фрески с образом святого Николая на фасаде. Из-за ветхости её чуть было не постигла судьба Воскресенской башни. В 1745 году её предлагали разобрать и построить «новодел». Всё же решили поступить иначе: башню отремонтировать, разобрав примыкавшую к ней изнутри церковь (её фундаменты можно видеть и сейчас). В конце того же столетия башня вновь «обросла» пристройкой. Теперь уже снаружи была возведена большая двухэтажная Никольская часовня. Башня пережила и её. Здание часовни разобрали после войны. Сейчас Владимирская башня – одна из самых нарядных в Новгороде. Её фасад радует глаз своим выложенным из кирпича декором. По-прежнему здесь можно увидеть святого Николу, а также два каменных вкладных креста.

Владимирская башня

Парадный вход в крепость пролегал со стороны Великого волховского моста, через Пречистенскую башню. Поначалу она мало чем отличалась от других своих «сестриц», разве что висевшим на ней набатным колоколом и образом Богородицы на фасаде. Всё изменилось после перестройки 1660-х годов. Её сделали выше, установили на ней часы (вторые в городе). Вместо обычной невысокой кровли она обзавелась эффектным завершением. Теперь её венчали три высоких деревянных шатра высотой 19 метров посередине и 10 – по краям. Правда, всё это великолепие сгорело в 1686 году, но после ремонта башня стала выглядеть ещё внушительнее. Теперь над ней возвышался огромный каменный шатёр с караульной вышкой, а по углам рядом с ним – четыре маленьких. Золочёный двуглавый орёл на шпиле и куранты придавали ей немалое сходство со Спасской башней столичного Кремля. Всё бы хорошо, но тогда же приняли решение растесать воротный проезд. Башня недолго выдерживала увеличившуюся нагрузку и в 1745 году обрушилась. Под завалами погиб живший в ней часовщик со всей своей семьёй. Позднее на её месте появилась арка.

Пречистенская башня после перестройки 1660-х годов. Реконструкция А. Л. Монгайта

В лучшие свои времена Пречистенская башня олицетворяла собой военную мощь Новгорода и всего Российского государства. Здесь дежурил один из самых многочисленных стрелецких караулов в городе и стояли два больших и красивых артиллерийских орудия – пищали «Скоропея» и «Свиток». Первую отлил мастер Андрей Чохов (ему мы обязаны и другим шедевром литейного дела – московской «Царь-пушкой»).

Пречистенская башня на лубке XVIII века.

Пройдя дальше вдоль пляжа, мы увидим примостившуюся к кремлёвской стене площадку. Это всё, что осталось от Борисоглебской башни (одноимённый храм стоял рядом, на территории крепости). Она была перестроена при Иване Грозном, в верхней её части устроили восемнадцать выступающих за линию стен навесных бойниц. Борисоглебской башне не повезло с местом: частые паводки подмывали её, пока она не обрушилась в конце XVIII века. Остатки окончательно разобрали в следующем столетии. Сохранились лишь подземная часть, которая была изучена археологами и законсервирована.

План и фасад крепостной стены на месте разрушенной Борисоглебской башни В. И. Поливанова (XIX в.) и реконструкция башни Н. Н. Кузьминой.

Название Дворцовой башни, живописно возвышающейся в южной части Детинца, тоже ошибочно. В древности её называли по-разному: «на житном дворе», «у хлебного двора», «против магазеиного двора». Быть бы ей Житной или Хлебной, да только краеведы рассудили иначе. Дворцовая площадь, название которой они присвоили башне, действительно существовала в Детинце, но находилась в другом месте, рядом со Спасской башней. Оправданием может служить разве что наличие в ней редкой для такого сооружения роскоши – фресковых росписей в арках бойниц. Но всё-таки на дворцовые украшения они не тянут – это всего лишь сочетания треугольников, ромбов, кругов и других незатейливых фигур. В XIX веке Дворцовую башню приспособили под совсем уж прозаичные нужды. Теперь в ней хранили архивы судебной палаты и казначейства. Хотели было устроить там шкиперскую школу и музей судоходства, а саму её использовать как маяк (благо, видно её издалека). Но из-за необходимой для этого реконструкции не стали.

Дворцовая башня

Угрожающе нависшей над рвом Спасской башне с названием повезло. Её действительно так называли уже в древности. К располагавшимся в ней воротам подходила главная улица Людина конца Великого Новгорода – Пробойная. Как и многие другие башни, своим названием она обязана надвратной церкви, разрушившейся в XVIII веке. Вместо неё с внешней стороны была пристроена сначала деревянная, а затем каменная часовня во имя Всемилостивого Спаса. Позднее в нижнем этаже, где находился колодец, обустроили часовню Живоносного источника. Колодец почитался священным, так что недостатка в желающих исцелиться его водами не было. Во время послевоенной реставрации башне вернули облик XV века, а здание часовни разобрали.

Спасская башня

Княжая башня, увы, не имеет отношения ни к какому князю. Снова сыграла свою роль богатая фантазия новгородских краеведов XIX века. Хотя выбрать было из чего: в XVII веке её место указывается то «на государевом дворе», то «за боярским двором». Ещё один вариант названия – Власьевская, по стоящей и сейчас напротив церкви Власия. В конце XVII столетия башня стала частью Воеводского двора, который примыкал к стене Детинца изнутри. В ней теперь устроили погреба и кладовые. Потом в ней тоже хранили архив, размещались склады Новгородского гарнизонного батальона. Сохранилась эта башня лучше многих других: древняя кладка стен дошла до нас полностью, зубцов – наполовину.

Княжая башня

Самая высокая башня Детинца носит и самое загадочное название – Кокуй (или Кукуй). Более того, это название не имеет под собой не только исторических оснований, но и сколько-нибудь убедительного объяснения. Так что, кто, зачем и на каком основании там «куковал», мы сказать не можем. Но у каждой крепости должны быть свои тайны.

Башня Кокуй

В своё время это была самая низкая башня крепости – на этом месте стоял раскат (башня с площадкой для пушки на уровне боевого хода стены). Но в конце XVII века, когда улучшали «жилищные условия» новгородских воевод, башня преобразилась, словно превратившись из гадкого утёнка в изящного лебедя. Её надстроили, устроив наверху «осмотрительную всего города палату». Теперь оттуда можно было зорко следить за пожарами или приближением супостата. Венчал башню прапор с изображением герба «Новгородского государства». Другим этажам тоже нашли применение. В башне располагались различные необходимые воеводам помещения. Например, винный погреб.

Вместе с обликом изменилось и название. Башню стали именовать Каланчой. К XIX веку это яркое сооружение проделало путь «из князи в грязи». Некоторое время в ней размещался хлев для свиней и кладовая для капусты пожарной части Софийской стороны.

Были в Новгороде и свои Покровские ворота. Вели они из крепости на Прусскую улицу. Живший на ней боярин Семён Климович поставил на воротах Покровскую церковь, передавшую имя и построенной затем башне. Существующее сейчас здание башни появилось в конце XVI века. С этого времени в ней уже не было проезда в город. Сама она, в отличие от других башен Детинца, почти полностью выступает за линию крепостных стен, имеет навесные бойницы в верхней части и расширение в нижней. Всё это связано с развитием огнестрельного оружия и необходимостью увеличить огневую мощь защитных сооружений. Правда, сыграть какую-либо роль в боях Покровской башне не довелось, а впоследствии ей и вовсе пришлось сменить амплуа. В XIX веке она успела побывать и женской тюрьмой, и богадельней. Многим нынешним новгородцам она памятна по уже почившему ресторану «Детинец».

Покровская башня

Наконец, мы добрались до последней по счёту башни – Златоустовской. Она названа в честь находившейся в древности рядом церкви Иоанна Златоуста. У этой башни тоже обширная «трудовая книжка». В XVIII-XIX веках она обрастала пристройками и принимала разных «постояльцев»: мужскую тюрьму, музей, библиотеку. После войны в ней размещалась редакция газеты «Новгородская правда», реставрационные мастерские, штаб почётного поста «У вечного огня». Сейчас башня занята музейными службами.

Златоустовская башня

Вот мы и завершили небольшое путешествие в пространстве и времени. Обойдя вокруг Детинца, мы познакомились с каждой его башней. Они до сих пор служат городу, только теперь их задача – не отпугивать врагов, а, наоборот, привлекать туристов своей богатой историей. ;)

Смотрите также

А мы пойдём на север: история освоения новгородцами новых земель

Средневековые новгородцы были смелыми путешественниками и первооткрывателями. Именно они положили начало освоению богатейших природными богатствами земель – того, что мы сейчас называем русским севером. Можно смело сказать: если бы не отвага, предприимчивость и, что уж греха таить, жажда наживы новгородцев, Россия сейчас могла бы выглядеть совсем иначе.

Где же кружка? — Новгородские кабаки в XVI-XVII веках 5

В России чрезмерное употребление алкоголя в социальную проблему превратилось только в 19 веке, когда начали разворачиваться процессы урбанизации. Крестьянину было пить, во-первых, некогда а во-вторых, не на что, спиртное было отнюдь не дешёвым. Но давайте посмотрим, каким представал Новгород перед путешественниками XVI—XVII веков, в воспоминаниях которых часто встречаются упоминания о распространённом пьянстве в России, а заодно узнаем, как государство на протяжении многих веков пыталось регулировать эту сферу.

Комментарии