Транспортные итоги 2018 года

2.7K
25
Автор: Михаил Кривый
Среда, 9 января, 13:14

Открытие участка платной автомагистрали М11, ремонт дорог опорной сети региона, удивительные железнодорожные маршруты и продолжающаяся деградация общественного транспорта.

В 2016 году дороги Новгородской области были признаны одними из самых худших в стране. Без вреда для подвески можно было добраться лишь до тех районных центров, которые находились вблизи федеральных трасс и нескольких исключений — Старая Русса, Батецкий и Любытино. Даже до второго города области — Боровичей, добираться приходилось по разбитой и извилистой дороге.

Массовые сокращения электричек прошли в 2014 и 2015 годах. За два года было отменено около 30 пригородных поездов, оставалось лишь 12. Чуть позже, после эмоциональной речи Путина, запомнившейся фразой «С ума сошли?» небольшая часть пригородных поездов была восстановлена.

Одинокий поезд на Москву. Вокзал Великого Новгорода, 2014 год.

Февраль 2017 года стал концом девятилетней эпохи правления Сергея Митина. Через несколько часов после заявления Митина президент Владимир Путин назначил исполняющим обязанности губернатора Новгородской области 37-летнего Андрея Никитина, руководившего до этого «Агентством стратегических инициатив». 

В первые полгода правления нового губернатора каких-либо заметных изменений транспортной ситуации в регионе не происходило. Поезда по-прежнему были сокращены до минимума, общественный транспорт серьезно лихорадило, а дороги продолжали разрушаться. Тем не менее, тогда был определен перечень дорог опорной дорожной сети региона, а сам термин выведен в информационное пространство.

Тут стоит напомнить, что опорная дорожная сеть региона существовала и ранее. В свое время дороги этой сети имели специальную нумерацию, начинающуюся с префикса «Р». Но номерами дорог тогда оперировали только отраслевые специалисты.

Проблем добавили обильные дожди, прошедшие 30 июня 2017 года. Тогда размыло около 15 участков дорог. Движение в Любытинском районе было практически парализовано. Из-за прекращения деятельности дорожно-строительных предприятий в районах восстанавливать дороги было просто некому. На основных направлениях на помощь пришли строители федеральной М11, но это потребовало дополнительного времени. 

Автомобильные региональные дороги

Первые положительные изменения на дорогах региона стали происходить во второй половине 2017 года. Вообще тема дорог стала главной в предвыборной кампании Андрея Никитина. Коренные и концептуальные изменения в подходах к ремонту и обслуживанию дорог активно освещались на телеканалах и интернет-ресурсах регионального правительства. В преддверии выборов в социальных сетях было запущено несколько рекламных кампаний под общим лозунгом «Дороги при Митине — дороги при Никитине». Ядром кампании стал ремонт одной из самых загруженных региональных дорог Крестцы — Окуловка — Боровичи.

После назначения Андрея Никитина временно исполняющим обязанности губернатора Новгородской области регион получил субсидию из федерального бюджета в размере 1,46 млрд рублей. Субсидия практически полностью ушла на ремонт дорог Подлитовье — Парфино и Крестцы — Окуловка — Боровичи.

После выборов уже губернатор Новгородской области часто оперировал тремя тезисами:

  • В нормативное состояние приведено около 1000 км дорог;
  • Количество дорог в ненормативном состоянии снизилось с 74% до 65%;
  • В 2017 году отремонтировано 314 км дорог.

Эти три тезиса нельзя назвать ни преувеличением, ни лукавством, ведь на самом деле так и есть. Тем не менее, они требуют определённых уточнений. Приведение в нормативное состояние, это не только замена асфальта и обустройство обочин, но и иногда просто покос обочин, ямочный ремонт или ремонт нескольких водопропускных сооружений. По факту из 1000 километров, приведённых в нормативное состояние, отремонтировано было менее ⅓ — 314 километров. И тут тоже нужно уточнить — часть отремонтированных дорог грунтовые.

Дорога Крестцы — Окуловка — Боровичи после ремонта.

Помимо дорог Подлитовье — Парфино и Крестцы — Окуловка — Боровичи стоит отметить ремонт дорог Село Гора — Тесово-Нетыльский, Боровичи — Опеченский Посад — Перелучи, Подгорье — Новое Овсино — Косицкое и участок дороги Старая Русса — Холм в Поддорском районе.

Критики губернатора считают, что косметический ремонт был лишь предвыборной пылью в глаза, а сторонники отмечают, что при таком скромном бюджете качественно отремонтировать дороги невозможно, а они нужны нам здесь и сейчас.

Дорога Село Гора — Тёсово-Нетыльский.

Массовые ремонты дорог продолжились и в 2018 году. Регион снова получил значительный транш из бюджета — 1.25 млрд рублей. К концу 2018 года без ущерба для подвески стало возможно добраться до всех районных центров, кроме Пестово, Марево и Поддорья. Особенно удивил капитальный ремонт дороги Старая Русса — Волот — Сольцы, о существовании которой, казалось, региональные власти давно забыли.

Из крупных ремонтных работ 2018 года стоить отметить дороги Старая Русса — Холм и Боровичи — Хвойная. В регионе по-прежнему большое количество дорог представляет опасность, тем не менее, основные маршруты на сегодняшний день в удовлетворительном и хорошем состояниях.

В 2019 году регион получит ещё 1 млрд рублей на «достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих приведение в нормативное состояние, развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог». Хочется верить, что эти деньги будут потрачены так же эффективно, как и транши 2017-2018 годов.

Автомобильные дороги федерального значения

Главным событием 2018 года конечно же стало открытие участка платной автомагистрали М11 от Мясного Бора до Тверской области. После открытия суммарная длина участка М11 в Тверской и Новгородской областях составила 339 км.

Особенно хорошо новая автомагистраль показала себя во время новогодних каникул. Более половины автомобилей уходили с бесплатной М10 «Россия» на платную М11. Загрузка М10 значительно снизилась на всём протяжении между Мясным Бором и селом Медное в Тверской области.

Автомагистраль М11 в Окуловском районе.

Но были и плохие новости. Ввод в эксплуатацию участка от Мясного Бора до Санкт-Петербурга снова перенесли. Пока этот участок обещают ввести в эксплуатацию в 2019 году, но никто не застрахован от очередного переноса.

Ремонтные работы продолжились и на бесплатной М10 «Россия». В 2018 году отремонтировали самый плохой участок трассы между Крестцами и деревней Вины и продолжили работы по расширению М10 в Валдайском районе.

Капитальный ремонт М10 «Россия» в Валдайском районе.

На Р56 Великий Новгород — Псков начали ремонт моста в деревне Борки. Дорога в этом месте не станет шире, но зато сможет выдерживать тяжелые грузовики. 

Ремонт моста через реку Веронда на дороге Р56 Великий Новгород — Псков.

Железная дорога

Много положительных и интересных изменений произошло и на железнодорожном транспорте. Ещё несколько лет назад вокзал Великого Новгорода большую часть дня пустовал. Стабильно ходили только два поезда — на Москву и Санкт-Петербург. Поезда на Лугу, Батецкий, Рогавку и Новолисино были отменены.

Немного жизни вдохнул запуск «Ласточек». Сначала была запущена «Ласточка» на Санкт-Петербург. Её маршрут стал первым в России. Позже пустили «Ласточку» на Петрозаводск. Но самые серьезные изменения стали происходить именно в 2018 году.

Поезд Великий Новгород — Москва продлили до Нижнего Новгорода, благодаря чему столица региона получила прямое сообщение с Владимиром, Ковровом, Дзержинском и Нижним Новгородом.

Первый поезд из Великого Новгорода на вокзале Нижнего Новгорода.

Поезд Санкт-Петербург — Калининград стал ходить через Великий Новгород, благодаря чему новгородцы получили прямое сообщение с Вильнюсом и Калининградом, а также дополнительный поезд до Санкт-Петербурга. Не каждый день, но зато, быстрее, чем на «Ласточке».

«Ласточку» Петрозаводск — Великий Новгород не отменили. Убеждён, что это положительная новость. Этот маршрут обслуживает Дирекция скоростного сообщения (ДОСС), а это значит, что выпадающие доходы на этом маршруте не должны компенсироваться из областного бюджета.

В 2018 году были озвучены планы по продлению петрозаводской «Ласточки» до Пскова. От них пока не отказались. Более того, её расписание с 9 декабря 2018 года составлено с учётом продления. Из-за этого иногда на вокзале Великого Новгорода можно увидеть сразу четыре «Ласточки».

Сразу три «Ласточки» на вокзале Великого Новгорода.

Думаю, что к итогам 2018 года стоит отнести запуск пригородных поездов на маршруте Рогавка — Великий Новгород, благодаря которым жители посёлка Тёсово-Нетыльский смогут ездить на работу в Великий Новгород. Пригородные поезда на этом маршруте ходили и ранее, но не каждый день и с неудобным расписанием.

В самом начале 2019 года в расписании появился поезд Великий Новгород — Неболчи через Окуловку. Маршрут очень странный и, может быть, оправдан лишь доставкой туристов к горнолыжному комплексу «Любогорье».

Единственная постройка в районе бывшей станции Любытино.

Если на все изменения посмотреть под другим углом, то заметно, что в красивой обёртке пресс-центр правительства Новгородской области пытается подать лишь череду компромиссов. «Московский» поезд продлили до Нижнего Новгорода для того, чтобы для поездов, курсирующих между столицами, освободить место на Ленинградском вокзале. Кроме того, обслуживание и отстой состава в Нижнем Новгороде дешевле, чем в Москве.

Первый рейс поезда Великий Новгород — Нижний Новгород.

Изменение расписания поезда Санкт-Петербург — Калининград, ставшего несомненным благом для жителей Великого Новгорода, крайне негативно восприняли пассажиры, путешествующие из Санкт-Петербурга. А их пока абсолютное большинство. Для них поезд на пустом месте стал идти на три часа дольше.

Также вызывает вопросы поезд Великий Новгород — Неболчи, который запускается в интересах частного предприятия. Возникает резонный вопрос — за чей счёт?

И только пригородные поезда на Рогавку не вызывают никаких вопросов. Они запускаются в интересах жителей региона, а их расписание действительно составлено под поездки на работу в город. Единственное — хотелось бы немного сократить время в пути, ведь участок железной дороги между Рогавкой и Павловской не так давно реконструировали. Благодаря этому поезду деревня Татино, в которую можно добраться только на поезде, получила регулярную связь с большим миром.

Рельсовый автобус РА1 на маршруте Рогавка — Великий Новгород.

Ещё бы хотелось вспомнить восстановление пригородного поезда Боровичи — Угловка. На сайте правительства Новгородской области он подавался как стыкующийся с расписанием «Ласточек» из Санкт-Петербурга. Но даже поверхностный анализ расписания показывает, что стыковка очень странная. «Ласточка» выходит из Санкт-Петербурга в 7:17 и прибывает в Угловку в 9:54. Поезд же из Угловки в Боровичи отправляется в 11:30 и прибывает в 12:15. Пересадка 1 час 36 минут и общее время в пути в 5 часов не позволят поездам на этом маршруте конкурировать с другими видами транспорта. А пригород между Угловкой и Боровичами сильно проигрывает стыковочным маршруткам через Окуловку, с ними время в пути получается на 1.5-2 часа меньше.

Несколько интереснее выглядит стыковка с «Сапсаном». Поезд №750 отправляется из Санкт-Петербурга в 9:10 и прибывает в Угловку в 10:49. Стыковка получается 40 минут, а общее время в пути 3 часа 5 минут. Но и тут есть более удобная альтернатива. Этот же поезд останавливается в Окуловке в 10:30, а это значит, что в Боровичах можно быть уже около 11 утра при времени в пути около 2 часов. Обратно стыковка более удачна, но она всё равно проигрывает стыковке в Окуловке.

Известный транспортный блогер Сергей Сигачев в своём анализе зимнего расписания на 2018-2019 годы странным назвал лишь два изменения. И да, оба они наши: нижегородский и калининградский поезда.

На фоне всех положительных изменений стоит отметить одну нерешённую проблему. «Ласточки» из Великого Новгорода в Санкт-Петербург по-прежнему имеют неудобное расписание и непростительное время в пути. Туда 3 часа 28 минут, обратно 3 часа 36 минут. Это значительно медленнее маршруток, которыми до сих пользуется подавляющее большинство новгородцев. После ввода в эксплуатацию участка платной автомагистрали М11 до Санкт-Петербурга «Ласточки» на этом маршруте могут окончательно лишиться пассажиров.

Очень хочется верить, что изменения на железной дороге продолжатся, а череда проб и ошибок приведёт к составлению удобного и целесообразного расписания.

Аэропорт

4 октября губернатор Новгородской области Андрей Никитин рассказал, что на федеральном уровне предусмотрели бюджетные средства на новгородский аэропорт.

— Сумма там достаточная, но я бы сейчас ленточки ещё не резал, потому что нам предстоит пройти ещё серьёзный путь. Нам нужно будет сделать проект, нам нужно будет найти инвестора на терминал, поскольку федеральный бюджет позволяет реконструировать полосу, обеспечить всё, что связано с безопасностью движения, — сказал Андрей Никитин.

Новостями про аэропорт нас кормят ещё с 2007 года. Сейчас можно сказать только одно — все подобные аэропорты в регионах России висят на шее региональных бюджетов. Без полного изменения авиационного законодательства аэропорт Великого Новгорода никогда не будет интересен ни одному инвестору. Пока всё очень похоже на выделение денег на проект, который в очередной раз положат на полку.

Взлётно-посадочная полоса аэропорта Кречевицы.

Общественный транспорт

В октябре 2016 года компания «Питеравто» запретила использовать свои автобусы, переданные в аренду «Автобусному парку» Великого Новгорода. Практически в один день столица региона лишилась 92 автобусов, которые тогда составляли почти половину всего парка автобусов.

Благодаря «транспортному коллапсу» новгородцы могли ездить по городу на практически музейных экспонатах.

Прошло почти три года, но последствия того «транспортного коллапса» ощущаются до сих пор. Последующие закупки и поставки бывшей в употреблении техники не смогли окончательно решить проблему. В городе по-прежнему не хватает автобусов. Всего в 2018 году парк пополнился 58 автобусами:

  • МАЗ-107 — январь 2018 года, 25 автобусов большой вместимости 2007 года постройки;
  • Волжанин-6270 — январь 2018 года, 18 автобусов большой вместимости 2008 года постройки;
  • Волжанин-6270 — ноябрь 2018 года, 7 автобусов большой вместимости 2009 года постройки;
  • ЛиАЗ-5292 — декабрь 2018 года, 8 новых автобусов большой вместимости.

Также в ноябре и декабре в троллейбусный парк были поставлены 12 троллейбусов 2001-2007 годов постройки.

Масла в огонь подлило повышение стоимости проезда. С 1 июля 2018 года она составила 27 рублей, по транспортной карте «Береста» — 25 рублей.

Несмотря на всю критику, ситуацию с общественным транспортом в Великом Новгороде можно назвать стабильной. Особенно на фоне остальной части региона, где основное большинство деревень имеет нерегулярное сообщение несколько раз в неделю. И это не самый плохой вариант, так как многие деревни вообще не имеют никакого автобусного сообщения.

Расписание автобусов на окне бывшей автостанции в Любытино.

Будем надеяться, что ремонты дорог продолжаться, отремонтированные дороги рассыпаться не успеют, и к концу 2019 года мы сможем по хорошим дорогам добраться до любого райцентра области.

Строительные работы на платной автомагистрали М11 не останавливались даже в новогодние каникулы. Если с финансированием не будет проблем, то открытие участка до Санкт-Петербурга можно ждать уже в конце лета. Там есть узкое места в районе города Тосно и моста через Ижору, но ничего технологически не позволяющее завершить работы там нет.

Думаю, что у вас есть свои транспортные итоги 2018 года. Расскажите о них в комментариях. Я, например, ни слова не написал про рост цен на топливо.

Ещё одно важное открытие 2018 года — улица Луговая в Великом Новгороде.

Смотрите также

Атмосфера ночного полустанка на железной дороге Луга — Новгород 25

Хотел коротко рассказать о записанном сегодня видеоролике, но получился целый исторический экскурс в эпоху Д1 и лихих огородов 1990-х. По традиции видео в конце публикации.

Как выглядит новый поезд на Нижний Новгород и Москву 6

9 декабря 2018 года в свой первый рейс отправился новый поезд №42 Великий Новгород — Нижний Новгород, который заменил привычный новгородцам ночной поезд на Москву.

Салехард: жизнь в условиях вечной мерзлоты 13

Салехард — один из самых маленьких региональных центров в России, уступающий по населению лишь Анадырю и Нарьян-Мару. Более того, даже внутри Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Салехард лишь третий по величине город после Ноябрьска и Нового Уренгоя.

Комментарии