Юный соловей

Нет комментариев
00
Нет фотографии Автор: В.Петров-Тюлев
25 февраля 2012 года, 12:54

Очень странный праздник 23 февраля. Освободившись от профессиональной принадлежности, он приобрел патриотический пафос. Сарказм, который выразила погода в отношении к народному ликованию, должен был заставить крепко призадуматься о планах на выходной день. Без рекламы, скромно, стесняясь, в афишу затесался Дом музыки им. С. В. Рахманинова.

Праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества в Доме музыки им. С. В. Рахманинова

Лауреаты международных конкурсов

Илья Селиванов (тенор, Санкт-Петербург)
Анна Коввлева (фортепиано, Санкт-Петербург)

Очень странный праздник 23 февраля. Освободившись от профессиональной принадлежности, он приобрел патриотический пафос. А отмечается народом в качестве суррогата «Дня мужчины». Невыносимо поздравления пестрят георгиевскими ленточками и гвоздиками (?), танками и касками, бутылками шампанского в виде пушек. Но я разворчался не о том. Сарказм, который выразила погода в отношении к народному ликованию, должен был заставить крепко призадуматься о планах на выходной день. Стоило выйти на улицу, как приподнятое настроение с легкостью шипучего аспирина растворилось в лужах. Мысли о приятном препровождении провеивались ветром с колючей снежной крупой. Светлана Сурганова и неподъемные килограммы децибелов? Увядшая Елена Образцова с нафталинным шармом? Не-е-е-ет…

Без рекламы, скромно, стесняясь, в афишу затесался Дом музыки им. С. В. Рахманинова. Это бывший Центр музыкальной культуры им. С. В. Рахманинова, деливший с городским комитетом культуры и молодежной политики исторический дом губернатора. Теперь сотрудники Дома музыки остались в здании одни и строят эффектные планы (которыми вскоре мечтают поделиться с общественностью), но жизнь Дома пока идет своим чередом. Добравшись туда по некогда главной улице Новгорода, можно еще ухватить шлейф чего-то степенного и высокородного, подкрепленный начитанностью русской классики «золотого века». Без реконструкции (часто оборачивающейся жалкой стилизацией), без экзальтированного погружения в «дух старины», граничащего с шарлатанским спиритическим сеансом, можно представить себя слушателем домашнего концерта, устроенного чинным и радушным дворянским семейством. Именно в концертном зале Дома музыки, в лепнине и старинной формы проемах окон, в просто расставленных стульях и рояле на небольшом подъеме-сцене сохранилась атмосфера гостеприимства, того трепетного замирания сердца, которое придает камерному академизму неповторимое звучание.

Наверно, название «Праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества» - это желание организаторов зацепить публику информационным поводом, придать событию не будничный формат. Однако, концерт действительно получился праздничным. В программу вошли популярные песни, романсы, арии мирового репертуара. Юный тенор Илья Селиванов (студент Санкт-Петербургской консерватории) демонстрировал владение вокальным мастерством на русском, итальянском, французском языках. Небанальное личностное обаяние в сочетании с демонстративно мощным голосом подарили час милых размышлений.

Хитовая классика в концертах на меня навевает скуку. Ведь как ни крути, большинство исполнений может быть профессиональным, мастерским, но оригинальным – лишь изредка. А в подаче молодого музыканта каждая неправильность уже самим желанием поиска  вызывает любопытство. Так случилось и на этом концерте. Илья Селиванов сразу же продемонстрировал, что для его голоса скромного объема концертного зала маловато. Как юный рыцарь перед возлюбленной, он играл перед публикой неожиданно взрослой, мужской мощью. И было в его «На заре ты ее не буди» очаровательное кокетство. Когда не хватало гибкости, полутонов, на помощь приходили врожденные актерские данные. «Куда, куда вы удалились?..» и «La fleur que tu m'avais jetee…» потому вдруг и показались настоящими. Далеко не совершенная вокальная форма, интуитивный поиск драматизма, и при этом – подлинная молодость персонажей Чайковского и Бизе, серьезность переживания музыкальной партитуры без пафоса, свойственного опытным певцам. В концерте, где нет контекста оперного спектакля, когда публика ждет красоты звука и стройности воспроизведения любимой мелодии, акцент на ее художественный смысл вызывает уважение. Впрочем, так было и с большинством исполненных произведений. А когда Селиванов в «О, solemio» на бис вдруг отбросил напряженность и консерваторские правила, родилось неповторимое, тонкое, искреннее чудо. Набившая оскомину мелодия прозвучала как будто впервые, без снисходительного блеска, но с камерной проникновенностью и неуловимостью конкретного смысла и чувства.

В программе концерта прозвучали и народные песни, и песни военной поры. Они-то и показали, что народные мотивы удаются певцу наиболее интересно. Широта и открытость звука, облеченная в классическую форму, природная совместимость с этими мелодиями вызвали заметное оживление и у публики.

Уже потом выяснилось, что Илья Селиванов – новгородец. Совсем недавно он открыл в себе вокальный талант и поступил в класс Юрия Марусина, в прошлом солиста Мариинского театра, преподающего с конца 80-х в Консерватории. Так что вполне возможно, что в городской музыкальной жизни появится еще одна «звездочка». Правда, если успехи не позовут юного соловья на более престижные площадки.

Поиски Ильи разделила пианистка Анна Ковалева. Тоже выпускница петербургской Консерватории, она имеет большой опыт сотрудничества с вокалистами. И это не осталось незамеченным. Все вдохновенные и сложные моменты были чутко поддержаны инструментом. Жаль, что формат концерта не позволил расширить сольную программу Анны Ковалевой: прозвучали всего два произведения. Фрагмент из балета «Щелкунчик» в версии М. Плетнева и «Кампанелла» Паганини-Листа требуют виртуозности от исполнителя. Но какой теплотой, скромностью и нежностью были наполнены хвастливые ноты! Пианистка играла так, будто всё еще кому-то аккомпанировала. Наверно, это был солирующий космос, а потому вполне земные звуки приобретали особую мистическую значимость.

В отличие от спектакля или шоу-программы, музыкальный концерт абсолютно неповторим. Остается лишь вспоминать и рассказывать друзьям о том, чего уже никто больше не увидит и не услышит. Поэтому хотя бы иногда, даже в нелепый праздник и дурацкую погоду, лучше не упустить возможность.

Смотрите также

ОЩУТИТЬ НАСТОЯЩЕЕ: 17-18 ноября 2011 года гастроли Санкт-Петербургского государственного драматического Театра «На Литейном» (1)

Великий Новгород – не забытая Богом точка на гастрольной карте. Ведь новгородский зритель достаточно активно платит за выступления странствующих трупп, театрально-концертных проектов и всяческих хохмистов-вокалистов. Что-то осмысленное, в основном, можно увидеть во время фестивалей или когда Минкульт расщедрится и даст денег на гастроли репертуарному театру. Как и случилось в начале прошедшей недели.

Авторские колонки

Комментарии