Город здорового человека

2.9K
10
Автор: Ксения Лысенко
4 ноября 2019 года, 11:17

Урбанистика, комфортная городская среда, креативная экономика, доступный город - как много информации о том, что всё это планируют строить и развивать в наших городах в последнее время. Есть федеральные программы, выделяются деньги, вот только создается странное ощущение, что понимания сути терминов нет ни у чиновников, ни у строителей, ни у жителей. Особенно яркий контраст ощущается в сравнении с городами Северной Европы, где удобный и комфортный для жителей город стал не просто реальностью, а частью большой программы по развитию человеческого капитала, окружающей среды и устойчивого роста.

Поездка в Хельсинки задумывалась как приятная осенняя прогулка по городу, в центре которого мы не были несколько лет. Тем не менее, впечатления от столицы Финляндии, в которой я регулярно бываю в течение последних пятнадцати лет, оказались неожиданно яркими.

Первая мысль, которая пришла в голову, когда мы приехали в Хельсинки — вот он, вокзал здорового человека. Вокзал, где всё продумано: нет нагромождения заборов, нет рамок и всего того ужаса, который мы называем театром безопасности. После Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге контраст, конечно, поразительный. Представляете, на платформу, скажем, с пригородными поездами, в том числе и в аэропорт, можно просто с улицы прийти — никаких рамок, контроля, турникетов и даже никаких ступенек. А в здание вокзала можно просто зайти кофе попить с видом на платформы, и никто не заставит тебя сумки просвечивать.

 

Девушка на стойке регистрации в отеле рассказывала мужчине из Москвы, который приехал на машине, о том, что если он хочет посмотреть город, машина ему совершенно точно не нужна. Во-первых, общественный транспорт отличный, во-вторых, парковки дорогие, места надо найти, а неправильно припаркуешься — штраф. Не нужна, говорит девушка, в городе машина. И правда, зачем она, ведь есть хороший прокат велосипедов и электросамокатов, а удобная и качественная сеть велодорожек охватывает весь город. Я бы и сама с удовольствием в таком городе на самокате ездила — покупать даже не нужно.

 

Удивляет, как финны умудряются построить что-то новое. Вроде были уже много раз в Хельсинки, всё уже видели, а нет. На Рыночной площади стоит новое колесо обозрения, рядом с ним Allas Sea Pool — открытые бассейны, сауны, террасы, кафе. В одном большом открытом подогреваемом бассейне можно плавать круглый год. И вроде бы такие бассейны в современном мире уже не новость, но вот про Allas надо сказать, что это краудфандинг. Центр строился на средства горожан, которые скинулись кто по 200 евро, кто по 10 тысяч евро. Теперь эти инвесторы являются владельцами центра и ходят сюда бесплатно. А для нас вход стоит 11 евро. Надо ехать зимой купаться.

 

Про библиотеку Oodi не писал только ленивый, не буду лениться и я. Рядом с центральным вокзалом в Хельсинки в декабре прошлого года открыли новую библиотеку. Казалось бы, какое нам дело до финской библиотеки, но сюда должен сходить каждый, кто еще не был. Это новое современное здание с крутой архитектурой. Вход свободный, любой желающий может прийти и пользоваться библиотекой.

Здесь есть кафе и кинозал, лаборатории, переговорные, музыкальные студии, игровые, фотостудии. Здесь можно посмотреть, как работает 3D принтер. Здесь можно просто посидеть в интернете или поиграть в Playstation, сшить себе платье, причем бесплатно (ну ладно, ткань для платья должна быть своя). А можно почитать книгу. Помимо книг на финском, много литературы на английском и других языках, в том числе и на русском.

Поднимаетесь на третий этаж, берете с полки интересную вам книгу, садитесь на диван, кресло, ступеньки и читаете. Не надо нигде регистрироваться, никаких читательских билетов и документов. После посещения этой библиотеки в следующий раз, когда какой-нибудь чиновник будет рассказывать вам об очередном проекте по развитию креативной экономики или о каких-нибудь программах, направленных на максимизацию человеческого потенциала, вы будете знать, как такие проекты должны выглядеть на самом деле.

Отдельно стоит упомянуть про то, что быстрый интернет в Финляндии есть почти везде. Wi-fi в гостиницах и кафе, а также общественных местах позволяет пользоваться социальными сетями и мессенджерами. Если интернет нужен всегда, то можно рассчитывать на роуминг. Например, Теле2 — Ростелеком предлагает день безлимита за 350 рублей. Примерно столько же или чуть дороже такая услуга стоит у МТС, Мегафон и Билайн. Для туристов, которые часто посещают страну и путешествуют в другие европейские государства, финские сотовые операторы (DNA, Telia, Elisa) предлагают prepaid-тарифы, пользоваться которыми выгоднее, а симку достаточно активировать раз в год.

***

Не так давно была опубликована статья, в которой столица Финляндии попала в список самых скучных европейских столиц. В принципе, так и есть — это не Рим и не Париж, не Прага и не Стокгольм. Но стоит съездить в Хельсинки хотя бы ради того, чтобы посмотреть на город здорового человека. Чтобы посмотреть на среду, направленную на раскрытие потенциала жителей страны.

Ведь в Финляндии живет всего пять с половиной миллионов человек, и это меньше, чем в Санкт-Петербурге с пригородами. В этой стране нет нефти и газа, а есть плохой климат, скалы и желание сделать всё возможное для того, чтобы каждый житель мог проявить себя и найти занятие по душе.

Смотрите также

Девяткино: жизнь в условиях муравейника 34

Об огромных новых жилых микрорайонах, которые, как грибы после дождя, вырастают в чистом поле близ городов-миллионников не писал только ленивый. В федеральную повестку тема неблагоустроенности и небезопасности таких районов вышла благодаря блогерам-урбанистам, а в частности Илье Варламову, который предсказал быстрое превращение этих районов в гетто, а в перспективе — необходимость сноса всех домов-муравейников.

Комментарии