Знания в формате онлайн: трансформация системы образования в режиме реального времени
В конце марта - начале апреля 2020 года из-за введенных властями ограничительных мер тысячи школьников и их родителей, студентов, учителей, преподавателей и слушателей различных курсов вынуждены были резко перейти к формату онлайн-обучения. После того, как первые эмоции улеглись и технические неполадки были успешно устранены, все участники смогли оценить плюсы и минусы дистанционной учебы.
Мы поговорили об особенностях онлайн-формата и будущем образования с Дианой Гладких — профессиональным методистом, образовательным технологом и блогером, пишущем об онлайн-образовании. Имея высшее педагогическое образование, Диана получила диплом MBA, проходила различные курсы повышения квалификации. Общий педагогический стаж — более 15 лет. Сфера работы Дианы включает в себя классическое очное образование. Она ведет разработку программ для педагогов, директоров школ и других работников образовательной системы. Также Диана развивается в онлайн-образовании, в том числе работает с экспертами, желающими открыть собственные онлайн-школы и курсы.
Диана Гладких
Первый вопрос, который хотелось бы задать — каков ваш взгляд на ситуацию конца марта - начала апреля 2020 года, возникшую из-за распространения коронавирусной инфекции и ограничительных мер? Как вы оцениваете неожиданный выход сферы образования в онлайн?
Есть школы и педагогические работники, которые смогли очень легко подстроиться под сложившуюся ситуацию, потому что они в своих образовательных организациях уже использовали дистанционные технологии и онлайн-форматы. И слаженная работа педагогического коллектива, поддержка родителей дали возможность смягчить такой неожиданный переход.
Но многие школы и учителя оказались не готовы к формату онлайна, они не сталкивались с ним, технически оказались не подкованы, им не была оказана должная поддержка со стороны администрации, методистов, технических специалистов. Я сейчас говорю о России в целом. Естественно, для них переход был очень сложным, учителя не понимали как адаптировать то, что они делали в классе, к тому, что следует делать в zoom, skype или на других платформах. Надо понимать, что онлайн — это не когда мы встали у доски, начали так же писать на ней и просто включили камеру. Те, кто стал копировать принципы обучения из офлайна, испытали стресс, потому что это было сложно, трудозатратно и неэффективно. Но в целом ситуация дала повод задуматься о том, что надо больше заниматься самообразованием, внедрять современные технологии в практику и быть гибкими, потому что мир стремительно меняется.
Есть ли сейчас уже методические наработки по онлайн-обучению для школьников?
Не могу сказать о массовой разработке таких материалов, но очень много школ уже практиковали подобные форматы, например, проводили педсоветы в формате онлайн. Педагоги использовали электронные ресурсы: презентации, возможности электронных платформ на уроке, интерактивные доски. Всё это уже элементы онлайн-образования.
В апреле мы оказались неожиданно в вынужденной ситуации. Нужно было резко перейти из офлайна в онлайн, но смешанное образование уже существовало. В законе об образовании присутствуют понятия «использование дистанционных образовательных технологий», «электронное обучение». Это не новинка, которая вдруг неожиданно появилась и мы о ней услышали.
Как родители пережили неожиданный переход детей на онлайн-обучение?
Для родителей это стало неожиданностью, потому что, во-первых, многие оказались технически не готовы. Кто-то говорил о том, что у него нет ноутбуков и компьютеров дома. Но родители должны понимать, что если ребенок учится в современной школе (не важно в каком городе), если родители планируют, что ребенок будет специалистом, конкурентоспособным профессионалом, то он должен даже на начальном этапе обучения знакомиться с современными образовательными технологиями. Ведь в современных компаниях все завязано на гаджеты и программы.
Во-вторых, для многих родителей стало неожиданностью увидеть учителей, школа стала открытой. Одно дело, когда твой ребенок ушел, его забрали, закрыли в кабинете и там обучают. Ты не видишь, что и как там происходит. А другое дело, когда ты увидел учителей в реальности: как они учат, как они реагируют на провалы или успехи твоего ребенка. Кто-то разочаровался в учителях.
Например, были такие претензии: «Мой ребенок ничего не соображает в математике, учитель ничего не объясняет — конечно, надо идти в школу, нечего сидеть за компьютером». Но ведь то, что он не понимает математику, случилось не за эти два месяца. Скорее всего ребенок и до этого не понимал, просто родители этого не замечали. Не стоит надеяться, что в классе, где сидят 35-40 человек, вдруг всем всё объяснили и всем всё стало понятно.
Мы привыкли перекладывать ответственность на других, нам кажется, что школа должна учить. Учитель должен учить. Да, это так, но мир устроен сложно, а родитель не может оставаться в стороне. Он должен помогать своему ребенку, особенно в начальной школе, в 5-6 классе, когда нужно сориентироваться, нужно понять, что ребенку подойдет, что ему близко. У учителя много ребят, он старается индивидуально работать с каждым, но самоустраняться не стоит.
Я знаю разные мнения по поводу того, как все смогли справиться с резким переходом образования в онлайн. Мне кажется, родители не так готовы к онлайн-формату, как дети. Для детей онлайн-среда — это их реальность. Они сидят в гаджетах. Родители возмущались тем, что дети много сидят за компьютером, но дети не развлекались, они занимались. При этом если учитель грамотно выстраивал процесс, обучение могло быть не только у компьютера: самостоятельная работа, работа с книгами и т.д. Не было жесткого запрета. Скорее всего это был просто неграмотно организованный образовательный процесс.
наступает такое время, когда образование должно быть персонализированным
Многие дети как раз очень положительно высказывались об онлайн-обучении, особенно ребята постарше. Они нашли для себя много плюсов. Они поняли, что могут сами выстраивать свой день, выбирать себе дополнительные курсы.
Конечно, сейчас наступает такое время, когда образование должно быть персонализированным и индивидуализированным, когда учитель выстраивает траекторию под конкретного ученика. Когда ребенок вместе с учителем и родителями может корректировать свой путь, а не просто изучать все одинаково «от корки до корки». Если учитель видит, что ребенок силен в математике, то предлагает ему дополнительные материалы, курсы. Онлайн формат позволяет это сделать.
Мне кажется, все очень сильно испугались, что дистанционное образование — это полная замена школы. Конечно, нет, никто об этом не говорит. Но внедрение дистанционных технологий будет, и это правильно, потому что если ты хочешь построить карьеру в крупной компании, то надо понимать, что везде используются современные технологии, обработка данных, автоматизация. Как с этим работать, если ты не знаешь, как включить компьютер?
В Москве уже активно используется платформа «Московская электронная школа», в которую учителя загружают электронные материалы для общего пользования. В школах используется электронный дневник. Мы уже очень многие процессы автоматизируем. Когда встречаешь негатив, понимаешь, что, во-первых, новое всегда отторгается — это нормально, это психология. Во-вторых, новое отторгается теми, кому тяжело это осваивать. Это может быть связано с возрастом или профессиональным самовыгоранием.
Как вы видите будущее школьного образования? Будет ли это смешанная система?
Сложно говорить о будущем. Есть много исследований футурологов, которые предполагают, как это может быть. Я размышляю над тем, что дистанционные технологии активно войдут в образовательную деятельность. Да, это будет смешанное образование, потому что и технически, и на уровне законодательных актов полностью заменить офлайн онлайном пока невозможно. Это утопия. Петиции, вроде таких: «Остановим дистанционное образование, нас хотят лишить работы и закрыть школы» — это не более, чем вбросы и неграмотное отношение.
Дистант будет входить в образовательный процесс, и это хорошо. Здорово, если у детей появится возможность, пусть через интернет, общаться с классным педагогом из другого города, если он будет их обучать, например, истории, будучи первоклассным специалистом. Не каждый носитель иностранного языка готов пойти работать учителем, выполнять все формальные требования, но при этом он хочет учить. Изучать английский у носителя языка или у человека, для которого этот язык не родной — разница, эффект и преимущества очевидны.
Правильно ли я понимаю, что для младших школьников дистанционное образование сейчас нереализуемо?
Для младших классов это тяжело реализовать и с точки зрения психологии, и из-за действующих законодательных актов и норм. Как минимум, для того, чтобы ребенок учился даже частично на дистанте в начальной школе, рядом с ним должен быть взрослый. Мы детей не имеем права оставлять одних дома, поэтому чтобы ребенок учился онлайн, одному из родителей нужно либо работать удаленно, либо не работать. Но во многих школах в начальных классах используются гаджеты, например, сейчас есть курсы программирования для младших классов, робототехника. Здесь, конечно, нужен очень высокий уровень самостоятельности у ребенка, а у многих детей он отсутствует.
Насколько важна мотивация самого ученика в процессе онлайн-обучения?
Очень важна. При этом существуют уже различные методики обучения, например, метод перевёрнутого класса, когда детям вначале дают материал изучить самим не объясняя ничего: посмотреть фильм, прочесть что-то — а потом уже на уроке разбирают то, что они поняли, как они восприняли материал. Ребенок учится самостоятельно погружаться в тему, исследовать. Конечно, вопросы мотивации и контроля важны, но профессиональный педагог должен этим владеть, тогда обучение будет эффективным. Если человек профессионал, ему все равно как учить — офлайн или онлайн. Он сможет любой формат адаптировать для того, чтобы передать знания ученикам.
Что касается онлайн-образования для взрослых, здесь нет границ. Онлайн-образование для студентов и профессионалов открывает «большой мир» знаний, где можно учиться у лучших экспертов по самым актуальным темам.
Абсолютно согласна. Жаль, что таких возможностей не было, когда я сама была студенткой. Для взрослого человека это безграничный мир. Сейчас, учитывая, что всё меняется, профессии становятся неактуальными, у людей есть все возможности для развития. При этом образование очень часто бывает вообще бесплатным. Есть курсы в университетах по всему миру, где ты можешь обучаться на любом языке, оплачивая только небольшой взнос или сертификат, если он тебе нужен. Вопрос только в том, что взрослые не так готовы к онлайну. Для многих необходимость сидеть, самостоятельно распределять свое время, самостоятельно обучаться, заставлять себя — это тяжело. Им проще сесть в аудиторию, где преподаватель будет постоянно их кнутом и пряником заставлять учиться. Люди не могут себя организовать.
Работа на стыке профессий — это современная реальность
Важно то, что самоорганизация сейчас — это очень востребованный навык, наряду с высокой обучаемостью, гибкостью, кроссфункциональностью. Работа на стыке профессий — это современная реальность. Учитель сегодня — это не просто учитель, который транслирует знания. Это и менеджер, который управляет классом, это и фасилитатор, который организует общение в коллективе, это и наставник. Учитель может стать даже разработчиком контента. Он может давать запросы на разработку приложений, понимая, что будет интересно и важно.
Как раньше учителя рисовали сами для детей пособия, так теперь они могут делать эти же пособия онлайн?
Да, только здесь возможностей больше. Онлайн требует больше подготовки — сделать презентацию, создать контент в приложении, провести тест, опрос.
Любая профессия сейчас требует знаний из разных сфер. Я часто говорю о том, что учитель — это в том числе и маркетолог. У многих это вызывает непонимание, но на самом деле это так. Умение преподнести себя, умение преподнести свой предмет, умение его «отрекламировать» — это тоже навык.
Смотрите также
Сегодня, 17 декабря, исполняется ровно 10 лет с запуска первого поезда «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом. Изготовленные специально для России модификации поезда Siemens Velaro на Главному ходу Октябрьской магистрали коренным образом изменили всю транспортную инфраструктуру железнодорожного маршрута Москва — Санкт-Петербург.
В прошедшую субботу, 9 ноября, в Великом Новгороде открылась мастерская Zanoza. Мы сходили на мастер-классы по столярному делу для взрослых и детей, сверлили, шлифовали, красили и узнали, почему владельцы называют свою мастерскую антистоляркой.
Урбанистика, комфортная городская среда, креативная экономика, доступный город - как много информации о том, что всё это планируют строить и развивать в наших городах в последнее время. Есть федеральные программы, выделяются деньги, вот только создается странное ощущение, что понимания сути терминов нет ни у чиновников, ни у строителей, ни у жителей. Особенно яркий контраст ощущается в сравнении с городами Северной Европы, где удобный и комфортный для жителей город стал не просто реальностью, а частью большой программы по развитию человеческого капитала, окружающей среды и устойчивого роста.
Комментарии