Новгородский дизайнер: вывески в Великом Новгороде создают зрительный хаос

Вчера, 29 мая, в рамках выставки «Новый город» состоялась лекция доцента кафедры дизайна НовГУ им. Ярослава Мудрого Андрея Гаврюшкина «Визуальный мусор в городе», которая была посвящена наполнению информацией зрительного поля в городской среде Великого Новгорода.

— Основная проблема заключается в том, что дизайн городской среды не организован, нет комплексного системного подхода. Каждый делает то, что хочет. Есть определенные процедуры согласования, например, место размещения баннеров, вывесок. Считаю, что в данной процедуре недостаточно критериев, — рассказал Андрей Гаврюшкин.

К примеру, в Великом Новгороде дома на улицах Большая Московская или Большая Санкт-Петербургская оформлены в одном стиле, подобраны цвета домов, но при этом информационные вывески никакой соотнесенности к цвету и фасадам домов не имеют. От «визуального мусора» охраняются только памятники архитектуры и исторические зоны, центр города.

— Среди предпринимателей идет борьба: кто сделает ярче вывеску или самые объемные буквы. Возникает зрительный хаос, от которого устает человеческий мозг, потому что человек все равно вынужден воспринимать информацию. Часто бывает, что из-за большого количества вывесок становится незаметным какой-то дорожный знак или другая важная информация, — сообщил доцент кафедры дизайна.

Примером последнего служит территория за ТЦ «Волна», где среди всевозможных вывесок затерялся знак «Выезд». Однако есть и хорошие примеры вывесок в Великом Новгороде, но их мало и они расположены в центре города. По мнению Андрея Гаврюшкина, вывеска ресторана «Хорошие люди» не нарушает общей картины города.

— В Европе к вывескам другое отношение, нежели у нас. В Чехии тоже есть и рекламные вывески, и названия магазинов, ресторанов, но цвет этих надписей не выбивается из фасада здания, все гармонично сочетается, шрифт является украшением фасада. У нас же многие считают, что чем ярче вывеска, тем лучше. Думают, если на желтом фоне сделана надпись красным цветом, то на вывеску обязательно обратят внимание, но это не так. Лучше всего воспринимаются черные буквы на желтоватом фоне и белые буквы на черном фоне, — поделился Андрей Гаврюшкин.

По его мнению, люди не задумываются, как городская среда влияет на их жизнь, а ведь наше настроение зависит от того, что мы видим вокруг. За границей есть примеры разработки «графического стиля города», по принципу корпоративного фирменного стиля — свод правил, рекомендаций и ограничений с примерами и образцами (брендбук) — единый стиль оформления и размещения любой информации в городской среде.

Что делать с вывесками и рекламой в Великом Новгороде, как их упорядочить, пока непонятно. Возможно, нужно разрабатывать стиль города, может, достаточно начать с ужесточения критериев для размещения вывесок и информации на улицах города. По мнению Андрея Гаврюшкина, важно не ущемить права предпринимателей, используя запрещающие меры, а создать такие условия, в которых каждый потребитель городской среды будет задумываться о создании гармоничного комплекса и композиции, а не о том, чтобы сделать свой стенд больше и ярче, чем у соседа.

— Важно различать рекламные и информационные вывески. Если на здании сделана вывеска с названием магазина, то она считается информационной. Предприниматели обязаны размещать такие вывески согласно закону о защите прав потребителей. Мы пытаемся контролировать архитектурный облик, беседуем с предпринимателями, но никаких санкций мы применять не можем, у органов местного самоуправления нет таких полномочий, только в части рекламных вывесок. Все города мучаются с вывесками, не только Великий Новгород, — прокомментировала ситуацию корреспонденту интернет-портала «Новгород.ру» начальник отдела городского дизайна и рекламы комитета архитектуры и градостроительства Великого Новгорода Мария Мельникова.

Участники проекта «Новый город» вместе с доцентом кафедры дизайна НовГУ им. Ярослава Мудрого Андреем Гаврюшкиным попробуют исправить ситуацию в городе с «визуальным мусором».

Положение о порядке размещения рекламных конструкций в Великом Новгороде (pdf., 148 Kb).