1514

12-й Рейтинг политической выживаемости губернаторов: мораторий на замены завершен

Фонд "Петербургская политика" и Коммуникационный холдинг "Минченко Консалтинг" подготовили 12-й рейтинг политической выживаемости губернаторов. Издание рейтинга ведется с 2007 года. Каждые полгода проводится опрос ведущих российских экспертов в сфере региональной политики, в том числе представителей органов власти, участвующих в анкетировании на условиях анонимности. По итогам опроса по 5-балльной шкале оценивается вероятность сохранения главы региона на своем посту в ближайшее время - от 1 (минимальная оценка) до 5 (максимальная).

[i]Статистика точности оценок Рейтинга политической выживаемости губернаторов в 2007-2012 годах[/i]ОценкаЗаменаПродление полномочий или назначение врио19022053281549*1252*3

[i]В числе покинувших свои посты губернаторов с оценкой "4" - перешедшие на должности полпредов Александр Хлопонин и Виктор Толоконский, а также добровольно оставивший пост губернатора Роман Абрамович. Номинальное повышение получил также экс-глава Дагестана Магомедсалам Магомедов, назначенный заместителем руководителя Администрации Президента РФ. Оценка "5" была у главы Мордовии Николая Меркушкина, переведенного на пост губернатора Самарской области, а также у губернатора Московской области Сергея Шойгу, переведенного на повышение в Министерство обороны РФ[/i].

Аналитический комментарий

Досрочная доставка Магомедсалама Магомедова с поста главы Дагестана ознаменовала завершение 7-месячного (с 24 мая 2012 по 28 января 2013) моратория на замены в губернаторском корпусе, который был фактически введен после возвращения с 1 июня губернаторских выборов. Этот мораторий был до этого нарушен только один раз - 8 ноября 2012 года - и не был напрямую связан с региональной политикой: Владимиру Путину экстренно понадобилась кандидатура на замещение появившейся вакансии министра обороны.

Такой мораторий был вполне объясним: только за январь - май 2012 года было заменено 20 губернаторов. Фактор приближения 1 июня 2012 г. (вступление в силу нормы о выборности губернаторов) побудил пойти на оперативную замену большей части неустойчивых (в представлении федерального Центра) глав регионов. Дальнейшая смена губернаторов была бы сопряжена с необходимостью проведения досрочных избирательных кампаний - как это случилось в Подмосковье.

В то же время мораторий не мог длиться бесконечно. Он не мог остановить внутриэлитную борьбу, в ходе которой наносились серьезные удары по действующим главам в Дагестане, Волгоградской и Челябинской областях и других субъектах РФ. Во-вторых, наступали сроки принятия решений по тем главам регионов, полномочия которых истекали в 2013 году. Введение единого дня голосования в сентябре давало Центру определенные преференции, поскольку позволяло назначить нового временно исполняющего обязанности губернатора на период до дня голосования и тем самым подготовить почву к выборам. Кроме того, была запущена резервная схема с возможностью возвращения в отдельных регионах к прежней практике назначений губернаторов. Неофициально представители власти заверяют, что подобная схема не может быть распространена за границы 6 республик Северного Кавказа - однако формально это обязательство пока нигде не зафиксировано.

К новым тенденциям, обозначившимся в 2012 - начале 2013 годов, следует отнести:

1. Готовность федеральной власти к более активной ротации глав национальных республик. Смена главы Дагестана и ожидаемая отмена прямых выборов на Северном Кавказе обостряет интригу вокруг глав Ингушетии и Северной Осетии (а при определенном раскладе - и Кабардино-Балкарии);

2. Возможное обострение интриги вокруг так называемых "медведевских" губернаторов. Сам тезис о наличии корпорации ориентированных на премьера глав регионов слабо соотносится с реальностью, но в некоторых случаях выдвижение на пост губернатора в 2008-2012 годах может быть использовано (а в ряде случаев и уже используется) в качестве одного из инструментов для ослабления главы. Речь идет, в частности, о Н.Белых, Ю.Евкурове, М.Игнатьеве, А.Орлове, Н.Цуканове;

3. Более активное использование губернаторских вакансий в торге с представителями оппозиционных сил в обмен на их фактический переход на периферию "партии власти" в Госдуме и Общероссийском народном фронте. В дополнение к передаче ЛДПР Смоленской области и "Справедливой России" Забайкальского края, интрига возможна вокруг интересующих КПРФ Владимирской и Курской областей, а потенциально - и Северной Осетии в случае укрепления коалиции ОНФ с "Патриотами России";

4. Попытки ряда глав регионов инициировать досрочное сложение полномочий с целью переизбрания осенью на прямых выборах продолжают пресекаться федеральным Центром. Случай Олега Ковалева в Рязанской области не стал прецедентом и, наоборот, чаще рассматривается в качестве "антипримера". Изменения позиции Центра по данной проблеме маловероятны - по крайней мере, если не будет реанимирован вопрос о проведении досрочных федеральных выборов в Госдуму;

5. Активизация силовых структур в политической борьбе в регионах (Брянская, Волгоградская, Свердловская, Челябинская области и т.д.) создает дополнительные точки напряжения как внутри регионов, так и на федеральном уровне. Это порождает запрос на выработку системы управления потенциальными рисками для легитимности власти в целом;

6. Заметный рост протестной активности на фоне роста коммунальных тарифов в феврале 2013 года вновь ставит на повестку дня вопрос о прямой зависимости политической выживаемости губернатора от его личной популярности и способности удержать регион от острых социальных конфликтов. Этот фактор на сегодняшний день повышает карьерные риски для целой группы губернаторов - от "ветеранов" (главы Северной Осетии, Удмуртии, Владимирской, Курганской, Курской областей) до "новичков" (Ставропольский край, Архангельская, Волгоградская, Кировская, Мурманская, Ярославская области);

7. Дополнительным фактором, который способен ослаблять позиции действующий глав, может стать снижение промышленного производства (особенно заметная тенденция в металлургии) и, соответственно, налоговых платежей при необходимости повышения расходов региональных бюджетов для выполнения майских указов президента (в частности, для повышения заработной платы бюджетникам). Необходимость прибегать к внешним заимствованиям для латания бюджетных дыр создаёт пролонгированные риски для общей устойчивости региональных режимов, создавая возможности как внешнего давления с использованием финансовых рычагов, так и введения механизмов внешнего управления со стороны федерального Центра;

8. В поисках расширения базы поддержки главы регионов будут более активно прибегать к практике создания коалиционных правительств (Волгоградская область, Пермский край) или включению в администрации представителей оппозиционных партий или элитных групп.

В группу губернаторов, шансы на политическую выживаемость которых вызвали максимальные различия в оценках экспертов, в 12 рейтинге вошли Н.Белых, С.Боженов, Ю.Евкуров, О.Ковалев, М.Ковтун, Т.Мамсуров, А.Михайлов, М.Юревич.

[i]Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"[/i]

[i]Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг"[/i]

Список экспертов Рейтинга

Бадовский Дмитрий, председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований;

Виноградов Михаил, президент Фонда "Петербургская политика";

Гусев Дмитрий, председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group;

Давыдов Леонид, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям;

Даченков Игорь, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций "Регион Медиа";

Казанков Григорий, политтехнолог, доцент МГУ;

Калачев Константин, руководитель Политической экспертной группы;

Костин Константин, председатель правления Фонда развития гражданского общества;

Минченко Евгений, президент коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг";

Рошков Евгений, управляющий партнер компании "Кесарев консалтинг";

Семин Илья, вице-президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия";

Туровский Ростислав, генеральный директор Агентства региональных исследований;

Хайкин Сергей, Директор Института социального маркетинга.

[i]18 марта 2013 года[/i]

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: ИА «РЕГНУМ».