1321

13 декабря

По православному календарю - память апостола Андрея Первозванного

13 декабря Русская Православная церковь отмечает праздник в честь особо почитаемого на Руси святого апостола Андрея Первозванного.

По евангельскому преданию, Андрей, родом из Вифсаиды (Галилея), был ближайшим учеником пророка Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа. Святой Иоанн сам направил будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова к Иисусу, указав, что Он есть Агнец Божий. Андрей первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего брата Петра. Поэтому апостола Андрея и именуют Первозванным. После сошествия Святого Духа на апостолов святой Андрей отправился проповедовать в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до того места, где теперь расположен Киев.

Как гласит древнерусская «;Повесть временных лет», у Киевских гор апостол Андрей сказал бывшим с ним ученикам: «;Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Апостол поднялся на горы, благословил их и поставил на вершине крест. Затем святой продолжил свой путь по Днепру и добрался до поселений славян, где был построен Новгород. Отсюда он прошел через земли варягов в Рим и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом византийском селении - будущем могучем Константинополе - основал христианскую Церковь.

Таким образом, по церковному учению, имя святого апостола Андрея связывает материнскую Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью.

На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников - его изгоняли из городов, избивали. Но и многие чудеса Господь явил через ученика Своего. Апостольский путь святого Андрея завершился в греческом городе Патры, где в 62 году он был распят на кресте, имевшем форму буквы «;Х».

В 357 году при императоре Константине Великом мощи святого апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея.

По взятии Константинополя крестоносцами в 1208 году мощи святого Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. При Папе Римском Пие II в 1458 году честная глава святого апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра. За это время на Руси свершилось пророческое предсказание апостола: был построен город Киев, Русь приняла святое Крещение, в 1086 году в Киеве при князе Всеволоде Ярославиче была заложена церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

В современной России орден Святого апостола Андрея Первозванного восстановлен в 1998 году.

265 лет назад (1742) в царствование Елизаветы Петровны издан указ, предписывающий немедленно выслать евреев за границу и впредь их ни под каким предлогом в Россию не впускать

История свидетельствует, что еще Владимир Мономах в 1114 году собрал совет князей, который постановил: «;Выслать жидов из русской земли со всем их имуществом и впредь не принимать их, а если они тайно войдут, то убивать их».

В договоре России с Польшей 1678 года указано на разрешение свободного пребывания польских торговых людей в России, «;кроме жидов». Эта же оговорка - «;кроме жидов» - имеет место и в актах 1686 года «;О вечном мире» между Россией и Польшей. К ранним годам царствования Петра I, в связи с его манифестом (1702), призывающим в Россию искусных иностранцев, относится его оговорка о евреях: «;Я хочу.

.. видеть у себя лучше народов магометанской и языческой веры, нежели жидов. Они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю; не будет для них в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются, и как ближних ко мне ни подкупают».

Однако за все время царствования Петра нет никаких сведений о притеснениях евреев, не издано ни одного закона, их ограничивающего. Напротив, при общей благожелательности ко всяким иностранцам была широко открыта деятельность и для евреев. В ближайшем доверенном окружении императора были: вице-канцлер барон Петр Шафиров, его двоюродные племянники Абрам Веселовский, весьма приближенный к Петру, и Исаак Веселовский; Антон Девьер, первый генерал-полицеймейстер Петербурга; Вивьер, начальник тайного розыска.

В письме к А.Веселовскому Петр сообщал: «;Для меня совершенно безразлично, крещен ли человек или обрезан, чтобы он только знал свое дело и отличался порядочностью».

После смерти Петра императрицей Екатериной I в 1727 году был издан указ: «;Жидов как мужского, так и женского пола, которые обретаются на Украине и в других российских городах, всех выслать вон из России за рубеж немедленно.

Впредь их ни под каким предлогом в Россию не впускать и так предостерегать во всех местах накрепко». Этот указ был подтвержден императрицей Анной Иоанновной в 1740 году, а в 1742 году появляется известный указ императрицы Елизаветы Петровны: «;Как-то уже по неоднократным предков наших указам, во всей нашей Империи жидам жить запрещено.

Но ныне нам известно учинилось, что оные жиды еще в нашей Империи под разными видами жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но только нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно.

Потому всемилостивейше повелеваем: из всей нашей империи, из городов, сел и деревень всех мужеского и женского пола жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением, немедленно выслать за границу и впредь их ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христианской вере греческого исповедания».

Даже тогда, когда Генеральная войсковая канцелярия Малороссии и Лифляндская губернская канцелярия в 1743 году предъявили всеподданнейшее ходатайство о разрешении временного въезда купцам-евреям, с указанием колоссальной выгоды для государственной казны от развития торговли, «;в которой евреи действительно мастера», - императрица Елизавета Петровна наложила свою знаменитую резолюцию: «;От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».

Встретив многочисленное сопротивление и у евреев, и у помещиков, и в государственном аппарате, указ Елизаветы не был полностью исполнен, как и подобные предыдущие указы.

Да и при самой Елизавете на видных постах служили евреи. Был возвращен к государственным делам и «;осыпан царскими милостями» дипломат Исаак Веселовский (позже он преподавал русский язык наследнику, будущему Петру III, брат его Федор к концу царствования Елизаветы стал куратором Московского университета).

Много неясного в законодательство о евреях внесло правление Екатерины II. Императрица высказывала благие пожелания, но одновременно вводила и строгие ограничения. И тем не менее в первый период ее царствования у евреев появились надежды на улучшение их состояния. Власти почти не вмешивались в их внутреннюю жизнь, и еврейские общины располагали полной автономией: у них были собственные суды, синагоги со школами, и они по необходимости собирали средства на нужды общины.

Именно в царствование Екатерины II была установлена «;черта для постоянной оседлости». До конца XVIII  века название «;жид» означало в России лишь принадлежность к определенной национальности и употреблялось в том же самом смысле, что и «;поляк», «;турок» или «;татарин».

Сохранились документы и письма, в которых евреев называли «;жидами» и добавляли при этом весьма лестные и почетные титулы. В последние годы царствования Екатерины II из официальных российских документов, выпускавшихся от имени императрицы, исчезло прежнее наименование «;жиды», а взамен него появилось новое - «;евреи».

Слово «;жид» как оскорбительное Екатерина использовать запретила. «;Черта оседлости» была отменена указом Временного правительства от 2 апреля 1917 года.

210 лет назад (1797) родился Генрих ГЕЙНЕ, немецкий поэт и публицист, выдающийся мастер лирической и политической поэзии

Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе в еврейской семье.

После частной еврейской школы учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами. Полученное им смешанное образование способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. Духовному воспитанию Генриха и развитию его интереса к поэзии способствовал и его дядя, страстный библиофил. В 1819 году Гейне поступил на юридический факультет Боннского университета, но увлечения философией и литературой не оставил. В 1821 году вышел его первый поэтический сборник «;Книга песен». В 1826-1831 годах издал прозаические «;Путевые картины» о путешествии по Германии. В 1843 году Гейне познакомился с Марксом и даже поместил несколько сатирических стихотворений в газете Маркса «;Форвертс». Он, однако, не заинтересовался коммунистическими идеями своего знакомого. Последние двадцать пять лет своей жизни Гейне провел в Париже. В 1846 году тяжело заболел. В мае 1848 года он, полуслепой, хромой, в последний раз вышел из дому на прогулку, и с тех пор уже до самой смерти оставался прикованным к своей постели - к своей «;матрацной могиле».

В этот период появляются «;Боги в изгнании», «;Стихийные духи», «;Признания», стихотворные циклы «;Романсеро», «;Лазарь», «;Последние стихотворения».

Умер Генрих Гейне 17 февраля 1856 года, похоронен на кладбище Монмартра. На острове Корфу, по заказу австрийской императрицы Елизаветы, жены Франца-Иосифа, в память Гейне был воздвигнут мавзолей. В 1900 году скромный памятник, поставленный вдовой Гейне на могиле поэта и содержавший всего два слова «;Henri Heine», был заменен новым, сделанным в Риме по заказу австрийской императрицы.

Генрих Гейне являлся представителем байроновского течения. Литературной славы достиг еще при жизни. Автор «;Книги песен», «;Германии - зимней сказки», «;Путешествия на Гарц» и многих других произведений, давно переведенных на все мировые языки.

Его «;Лорелея» - одно из самых известных произведений мировой поэзии. Авторами переводов произведений Гейне на русский язык были М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, М.Л.Михайлов, И.Ф.Анненский, А.А.Блок, Н.И.Костомаров. В гитлеровской Германии сочинения Гейне сжигались на кострах.

60 лет назад (1947) умер Николай Константинович РЕРИХ, русский художник, писатель, археолог, философ, путешественник и общественный деятель

Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге.

В 1897 году окончил Академию Художеств, в 1898 году - юридический факультет Петербургского университета. Уже в студенческие годы был избран в члены Русского Археологического Общества. С 1901 года - секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 года - директор Художественной школы. В 1909 году Николай Рерих избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года возглавлял художественное объединение «;Мир искусства». В 1900 - 1910 годах - один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

В 1920-1922 годах Рерих создает уже в США Институт объединенных искусств и другие эволюционные культурно-просветительские объединения. В 1923 году в Нью-Йорке открыт Музей Рериха, ставший первым музеем русского художника за рубежом. В 1924-1928 годах Николай Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934-1935 годах - по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 году в Индии Николаем Рерихом и  его женой Еленой Ивановной создается Гималайский Институт научных исследований «;Урусвати», а в 1942 году, в Нью-Йорке - Американо-Русская ассоциация, где Рерих избирается почетным президентом.

За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, он умер.

В октябре 1999 года перед зданием Международного центра-музея имени Николая Рериха в Москве был открыт памятник семье Рерихов, созданный по проекту сульптора Сергея Манцерева.

В цокольной части памятника были захоронены капсулы с прахом Николая и Елены Рерих, переданные центру-музею еще при жизни их сына Святослава. В индийском городе Наггар штата Химачал-Прадеш расположен уникальный художественно-культурный центр - музей-усадьба Н.Рериха, на территории которого находится постоянно действующая выставка картин художника, где представлены около ста полотен. Периодически они выставляются в различных картинных галереях Индии. Ежегодно этот культурно-исторический центр посещают несколько тысяч индийских и иностранных туристов. Центральное правительство Индии и администрация Химачал-Прадеша постоянно предпринимают усилия к сохранению памяти о Николае Рерихе, который долгое время жил и работал в Наггаре.

1 октября 2003 года Музей-усадьба Николая Рериха объявлена культурным достоянием Индии.

5 лет назад (2002) умер Николай Михайлович АМОСОВ, хирург, академик, родоначальник советской сердечно-сосудистой хирургии

Николай Амосов родился 6 декабря 1913 года в деревне Ольхово Череповецкого уезда.

В 1934 году поступил в заочный Индустриальный институт, в 1935 году - в Архангельский медицинский институт, где за первый год обучения прошел программу сразу двух курсов.

В 1939 году Амосов с отличием окончил медицинский институт, в 1940 году - Индустриальный институт, также с отличием. С первых дней войны Амосов работал в комиссии по мобилизации. Вскоре был назначен ведущим хирургом в полевой подвижной госпиталь («;ППГ-22-66 на конной тяге»). В этом госпитале и в одной должности он прослужил всю войну. После окончания войны Николая Амосова назначили заведующим операционным отделением в Институте скорой помощи имени Склифосовского, где ему, дипломированному инженеру, предстояло осваивать новую медицинскую технику.

Однако работа эта не приносила удовлетворения: техники не было, оперировать не давали, а без практической хирургии работа не прельщала, и Амосов, покинув столицу, устроился на работу заведующим отделением в Брянской областной больнице, став одновременно главным хирургом области.

В 1948 году он защитил кандидатскую диссертацию и уже через год выбрал тему для докторской: «;Резекции легких при туберкулезе». В 1952 году диссертация была готова и получила положительный отзыв академика А.Н.Бакулева. В том же году Амосов был приглашен на работу в Киев руководителем клиники грудной хирургии Киевского научно-исследовательского института туберкулеза и грудной хирургии.

В марте 1953 года защитил докторскую диссертацию и был избран заведующим кафедрой в Киевском медицинском институте. В 1960 году Николай Амосов возглавил отдел биоэнергетики Института кибернетики Академии наук Украины. В 1968 году был назначен на должность заместителя директора по науке Киевского научно-исследовательского института туберкулеза и грудной хирургии.

Одновременно возглавлял кафедру грудной хирургии Института усовершенствования врачей (1955-1970). В 1975 году клиника переехала в новое здание, ее штаты расширились, и к 1980 году количество операций было доведено до 2000, из которых 600 - с аппаратом искусственного кровообращения.

Летом 1983 года клиника грудной хирургии была реорганизована и превратилась в самостоятельный Институт сердечно-сосудистой хирургии, а Амосов назначен его директором.

В 1988 году Николай Михайлович решил оставить этот пост, а в начале 1990-х годов осуществил свою последнюю операцию. За годы творческой деятельности Николай Амосов провел свыше шести тысяч операций на сердце. В 1962 году он впервые в стране произвел протезирование митрального клапана, а в 1965 году создал и первым в мире стал использовать искусственные клапаны с покрытием.

За выдающиеся достижения ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, присуждены Ленинская и три Государственные премии Украины. Николай Амосов подготовил десятки хирургов - кандидатов и докторов наук, создал научную школу института, врачи которого прооперировали свыше 80 тысяч сердечных больных.

Н.М.Амосов - автор повести «;ППГ-22-66», романа «;Записки из будущего», книг «;Мысли и сердце», «;О счастье и несчастьях», «;Умные дети», «;Голоса времен», многочисленных публикаций в научных и популярных периодических изданиях.

В день своего 80-летия Николай Михайлович решил активно заняться физкультурой, чтобы и в старости сохранить хорошую форму. В результате появилась формула «;трех тысяч движений в день»: пешие прогулки - три часа в день, два часа гимнастики с гантелями плюс час бега.

Когда эксперимент прервала операция на сердце, Амосов посчитал, что его занятия физкультурой были слишком интенсивными, однако уже через год возобновил тренировки.

Умер выдающийся кардиохирург 13 декабря 2002 года от сердечной недостаточности.

Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: РИА «Новости».